Предмет | Литературное чтение и русский язык |
Класс | 4 |
Тема | Правописание безударных личных окончаний глаголов в рассказе В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип» |
Автор/ы урока (ФИО, должность) | Мокрополова Инна Юрьевна – учитель начальных классов |
Образовательное учреждение | МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60»г. Набережные Челны РТ |
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) |
|
Республика/край | Татарстан |
Город/поселение | Набережные Челны |
Описание урока | |
Тип урока (мероприятия, занятия) | Интегрированный урок . |
Время реализации урока (мероприятия, занятия) | Обобщающий интегрированный урок по теме «Глагол», один урок (40-45 минут) |
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) | Образовательные: — закрепить знания о способах определения спряжения глаголов; — формировать умения правильно писать безударные личные окончания глаголов; развивающие: развивать орфографическую зоркость; -развивать любознательность, самостоятельность, мышление. воспитательные: воспитывать бережное отношение к живой природе. -воспитывать познавательный интерес к родному языку. — умение планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, -реально оценивать возможности и знания свои и одноклассников, а также пути их совершенствования |
Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) |
|
Дополнительная информация. | |
Ресурсы, оборудование и материалы | мультимедийные средства обучения (интерактивная доска SMART, проектор) |
Список учебной и дополнительной литературы | Учебник Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой «Русский язык», 4 класс, М.: Просвещение. Учебник Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» (2 часть), М.: Просвещение. |
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) | ПК, интерактивная доска, карточки.
|
Структура и ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время этапа урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Организацион ный момент.
| — Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок – интегрированный урок чтения и русского языка. Поприветствуйте наших гостей. Садитесь! Запишите число в тетрадях.
| Приветствуют гостей запись числа в рабочей тетради | 1 минута | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Минутка чистописания и актуализация прежних знаний. | — Отгадайте загадку: Бегут кудрявые барашки У ветра в упряжке.
— Необычные облака к нам сегодня приплыли по весеннему небу. Что же вы заметили необычного?
— На что указывает окончание – ешь?
— К какому спряжению относятся эти окончания? Запишите их так же, как на доске, в тетрадь. — Попробуйте догадаться, какие окончания глаголов надо написать на других облаках.
(Проверка: Какие окончания записали? К какому спряжению они относятся?) — Попробуйте догадаться, какие окончания глаголов надо написать на других облаках. -Запишите эти окончания глаголов во второй столбик. (Проверка: Какие окончания записали? К какому спряжению они относятся?)
| (Облака).
Все личные окончания глаголов 1 спряжения. Это глагол 2 лица единственного числа 1 спряжение. Дети записывают личные окончания глаголов 1 спряжения в первый столбик.
-Личные окончания глаголов 2 спряжения. | 5-7 минут | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Сообщение новой темы. | — Вы уже догадались, какая тема нашего урока. — Представьте себе, что вы смотрите на весеннее небо. Что вы можете увидеть? — Кого мы можем рассмотреть в вышине весеннего неба? (Птиц, стрижей). -Запишите на следующей строчке это слово. Назовите орфограмму. — Подберите однокоренные слова. — Как они образованы? -С помощью какой части слова? (Разбор слов по составу). Рассказ учителя о стрижах. (презентация). — Сегодня мы продолжим знакомиться с рассказом В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип» Прежде, чем мы начнём работу, вам необходимо заполнить листочки, которые лежат перед вами. Проверит каждый сам себя, насколько внимательно он прочитал дома рассказ «Стрижонок Скрип». Рядом с каждым высказыванием вам надо поставить + , если вы согласны с ним, и знак «-», если вы не согласны. На работу вам дается 1 минута. | Правописание личных безударных окончаний глагола
Стриж
Стрижонок, стрижиха, стрижиный, стрижата | 7 минут | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Физкультминутка. |
|
| 1 минута | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Закрепление изученного материала. | У каждого ученика табличка, где он ставит + или –
— Отложили ваши листочки на край парты. Они нам понадобятся в конце урока. РАБОТА В ГРУППАХ (4-5 человек) У вас на столах карточки со словами. Прочитайте эти слова. Составьте из них предложение.
Прочитайте, что у вас получилось. Открыли учебники чтения на с.100. Проверьте, правильно ли вы составили предложение.
Спишите это предложение так, как его написал В.П.Астафьев. Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивленно пискнул. — Разберем это предложение по членам предложения и частям речи ( 1 ученик у доски).
Работа по тексту: _ Прочитайте, как появился на свет стрижонок Скрип, как прошли первые часы его жизни. (1 абзац с.100) — Как чувствовал себя Скрип после рождения? — Какими словами автор передает состояние Скрипа? -Выпишите самостоятельно глаголы, которые передают состояние Скрипа. (Вылупился, пискнул, испугался, приник, задремал). Проверьте в группе, все ли глаголы вы выписали. (1 ученица прочитает нам их). — Что общего у этих глаголов? — Посовещайтесь в группе и найдите глагол в этом абзаце несовершенного вида, который отвечает на вопрос «что делать?»
— Запишите его на следующей строчке. — Запишите этот глагол в форме 3 лица единственного числа настоящего времени. — Запишите этот глагол в форме 2 лица единственного числа настоящего времени. — Запишите этот глагол в форме 2 лица множественного числа настоящего времени. — Выделите окончания. — Являются ли окончания у этих глаголов орфограммами? Почему? — Какие окончания написали? Почему? — Прочитайте отрывок, где Астафьев описывает, как вели себя птенцы в гнезде без мамы. — Выпишите глаголы, которые передают нам поведение птенцов в гнезде.
— Поставьте их в неопределённую форму. Определите спряжение. — Разберите глаголы по составу. ПРОВЕРКА! — Как образованы глаголы прошедшего времени? — Зачем улетела мама-стрижиха? Запишите ответ полностью в тетрадь. Подчеркните глагол. — Поставьте его в неопределённую форму; — поставьте его в настоящее время в 3 лице единственного числа; во 2 лицо единственного числа. — Понравилась ли стрижонку капелька дождя? Найдите подтверждение в тексте. — Как повёл себя стрижонок Скрип, когда мама-стрижиха принесла каплю во второй раз?
-Как вы понимаете это выражение? (– очень громко кричать, во всю силу) — Согласны ли вы с тем, что стрижиха была хорошей матерью. Докажите. С.103. Найдите в тексте, какие враги есть у стрижей. Выпишите из этого абзаца в столбик глаголы, объясните правописание окончания. Сидит – Подстерегает – Подходит – Ползёт – — Кого ещё в рассказе можно назвать врагом стрижей? (Мальчишек). — Почему так считаете? — Как писатель относится к поступку мальчиков? Объясните. ВЫВОД: Не такие уж и плохие оказались мальчишки. Отпустили стрижонка. Вновь хочется обратиться к словам В.П. Астафьева. Прочтем их. (По раздаточному материалу ребята читают вслух: «Ах, как бы мне хотелось, … чтобы дети видели бы и знали, как трудно выращивается хлеб, … как птички малые высиживают и выкармливают своих птенцов, как непроста жизнь в лесу, в воде, в воздухе – везде, где обитают братья наши младшие, нуждающиеся порой в защите человека, в том числе, и в вашей, ребята. Вы ведь тоже вырастете и станете взрослыми, и всё, что есть на земле, достанется вам в наследство – берегите живую жизнь».) Самостоятельная работа. — Когда прилетают к нам стрижи? — Попробуйте сами написать небольшой рассказ о прилете стрижей. Слова на доске: прилетают стрижи Поздней весной Небо клубится Тучи стрижей Приносят лето Резвятся Свист крыльев — Зачитывание 1-2 получившихся рассказов. |
В, тёмной, норке, из, удивлённо, стрижонок, пискнул, и, вылупился, яичка. Дети зачитывают получившиеся предложения
1 ученик разбирает предложение по членам предложения и частям речи.
Записывают глаголы в тетрадь.
Мерцало
Завозились, запищали, научились звать
Закричал что было духу | 20-25 минут | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Подведение итогов урока | — Что нужно помнить, чтобы правильно писать личные безударные окончания глаголов? -Возьмите ваши листочки с табличкой. Заполните графу «после прочтения». На это вам отводится 1 минута. А теперь проверим, как вы внимательно читали рассказ «Стрижонок Скрип». –Чему научись на уроке? |
Проверка (см. таблицу выше) | 3 минуты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Домашнее задание | Русский язык – с. 121 упр.146 Литературное чтение – поделить текст на части. Пересказ от лица Скрипа |
| 1-2 минуты |
Дополнительный материал
СТРИЖИ
Трудно определить разницу между концом апреля и началом мая, так как некоторые дни не похожи ни на то, ни на другое: они скорее напоминают февраль. Но когда растаял очередной снег и небо снова приняло безмятежно весенний вид, высоко в небе появились темные птицы. Силуэт этих птиц напоминает серп луны. Оперение их черного цвета, полет необыкновенно стремителен, а голос – пронзительный визг. Это стрижи. Только увидев их, можно поверить, что наступил май. Стрижи возвращаются в наши края последними. Это бывает тогда, когда устанавливается теплая весенняя погода, и насекомые, которыми питаются многие наши птицы, носятся в воздухе.
Стрижи – настоящие дети воздуха: здесь они добывают себе пищу, находят строительный материал для гнезд. На землю они по доброй воле не садятся. А если птичья судьба сыграет с ними такую злую шутку, то поднимаются они с земли с большим трудом. Но как хороши стрижи в воздухе! Длинные, слегка изогнутые крылья позволяют им делать головокружительные развороты, движения их быстры и необыкновенно легки.
Во время полетов стрижи ловят мошек, комаров и других крылатых насекомых. В хорошую погоду воздух сухой, и насекомые могут летать высоко над землей. Перед дождем, в сырую погоду, воздух содержит много влаги. Насекомые намокают. Им трудно подниматься вверх, и они летают близко от поверхности земли.
| После прочтения |
| |
| Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул. |
|
|
| Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку. |
|
|
| Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама. |
|
|
| Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало. |
|
|
| Скрип был любопытный стрижонок. |
|
|
| Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном. |
|
|
| Стрижи – очень дружный народ. |
|
|
| Скрип сразу сделал себе глубокую норку. |
|
|
| Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. |
|
|