Конспект урока для 4 класса «Правописание безударных личных окончаний глаголов в рассказе В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»


Технологическая карта урока 



Организационная информация

Предмет

Литературное чтение и русский язык

Класс

4

Тема

Правописание безударных личных окончаний глаголов в рассказе В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Мокрополова Инна Юрьевна – учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60»г. Набережные Челны РТ

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)


Республика/край

Татарстан

Город/поселение

Набережные Челны

Описание урока

Тип урока (мероприятия, занятия)

Интегрированный урок .

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

Обобщающий интегрированный урок по теме «Глагол», один урок (40-45 минут)

Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные: — закрепить знания о способах определения спряжения глаголов;

— формировать умения правильно писать безударные личные окончания глаголов;

развивающие: развивать орфографическую зоркость;

-развивать любознательность, самостоятельность, мышление.

воспитательные: воспитывать бережное отношение к живой природе.

-воспитывать познавательный интерес к родному языку.

— умение планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации,

-реально оценивать возможности и знания свои и одноклассников, а также пути их совершенствования

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)



  • Знать грамматические признаки глагола; признаки глаголов I и II спряжений

  • Уметь правильно писать безударные личные окончания глаголов; разбирать их по составу; передавать письменно содержание текста, правильно использовать глаголы в речи

Дополнительная информация.

Ресурсы, оборудование и материалы

мультимедийные средства обучения (интерактивная доска SMART, проектор)

Список учебной и дополнительной литературы

Учебник Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой «Русский язык», 4 класс, М.: Просвещение.

Учебник Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» (2 часть), М.: Просвещение.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

ПК, интерактивная доска, карточки.


























Структура и ход урока

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время этапа урока

1

Организацион

ный момент.




— Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок – интегрированный урок чтения и русского языка. Поприветствуйте наших гостей. Садитесь! Запишите число в тетрадях.


Приветствуют гостей

запись числа в рабочей тетради

1 минута

2

Минутка чистописания

и актуализация прежних знаний.

— Отгадайте загадку:

Бегут кудрявые барашки

У ветра в упряжке.












— Необычные облака к нам сегодня приплыли по весеннему небу. Что же вы заметили необычного?



— На что указывает окончание – ешь?



— К какому спряжению относятся эти окончания? Запишите их так же, как на доске, в тетрадь.

— Попробуйте догадаться, какие окончания глаголов надо написать на других облаках.



(Проверка: Какие окончания записали? К какому спряжению они относятся?)

— Попробуйте догадаться, какие окончания глаголов надо написать на других облаках.

-Запишите эти окончания глаголов во второй столбик.

(Проверка: Какие окончания записали? К какому спряжению они относятся?)



(Облака).















Все личные окончания глаголов 1 спряжения.

Это глагол 2 лица единственного числа

1 спряжение.

Дети записывают личные окончания глаголов 1 спряжения в первый столбик.



-Личные окончания глаголов 2 спряжения.

5-7 минут

3

Сообщение новой темы.

— Вы уже догадались, какая тема нашего урока.

— Представьте себе, что вы смотрите на весеннее небо. Что вы можете увидеть?

— Кого мы можем рассмотреть в вышине весеннего неба? (Птиц, стрижей).

-Запишите на следующей строчке это слово. Назовите орфограмму.

— Подберите однокоренные слова.

— Как они образованы?

-С помощью какой части слова?

(Разбор слов по составу).

Рассказ учителя о стрижах. (презентация).

— Сегодня мы продолжим знакомиться с рассказом В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»

Прежде, чем мы начнём работу, вам необходимо заполнить листочки, которые лежат перед вами.

Проверит каждый сам себя, насколько внимательно он прочитал дома рассказ «Стрижонок Скрип». Рядом с каждым высказыванием вам надо поставить + , если вы согласны с ним, и знак «-», если вы не согласны. На работу вам дается 1 минута.

Правописание личных безударных окончаний глагола



Стриж



Стрижонок, стрижиха, стрижиный, стрижата

7 минут

4

Физкультминутка.





1 минута

5

Закрепление изученного материала.

У каждого ученика табличка, где он ставит + или –

До прочтения


После прочтения



Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.

норке



Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

+



Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.

+



Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.

много



Скрип был любопытный стрижонок.

+



Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.

соколом



Стрижи – очень дружный народ.

+



Скрип сразу сделал себе глубокую норку.



Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.

+




— Отложили ваши листочки на край парты. Они нам понадобятся в конце урока.

РАБОТА В ГРУППАХ (4-5 человек)

У вас на столах карточки со словами. Прочитайте эти слова. Составьте из них предложение.









Прочитайте, что у вас получилось.

Открыли учебники чтения на с.100. Проверьте, правильно ли вы составили предложение.





Спишите это предложение так, как его написал В.П.Астафьев.

Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивленно пискнул.

— Разберем это предложение по членам предложения и частям речи ( 1 ученик у доски).



Работа по тексту:

_ Прочитайте, как появился на свет стрижонок Скрип, как прошли первые часы его жизни. (1 абзац с.100)

— Как чувствовал себя Скрип после рождения?

— Какими словами автор передает состояние Скрипа?

-Выпишите самостоятельно глаголы, которые передают состояние Скрипа. (Вылупился, пискнул, испугался, приник, задремал).

Проверьте в группе, все ли глаголы вы выписали. (1 ученица прочитает нам их).

— Что общего у этих глаголов?

— Посовещайтесь в группе и найдите глагол в этом абзаце несовершенного вида, который отвечает на вопрос «что делать?»



— Запишите его на следующей строчке.

— Запишите этот глагол в форме 3 лица единственного числа настоящего времени.

— Запишите этот глагол в форме 2 лица единственного числа настоящего времени.

— Запишите этот глагол в форме 2 лица множественного числа настоящего времени.

— Выделите окончания.

— Являются ли окончания у этих глаголов орфограммами? Почему?

— Какие окончания написали? Почему?

— Прочитайте отрывок, где Астафьев описывает, как вели себя птенцы в гнезде без мамы.

— Выпишите глаголы, которые передают нам поведение птенцов в гнезде.







— Поставьте их в неопределённую форму. Определите спряжение.

— Разберите глаголы по составу.

ПРОВЕРКА!

— Как образованы глаголы прошедшего времени?

— Зачем улетела мама-стрижиха? Запишите ответ полностью в тетрадь.

Подчеркните глагол.

— Поставьте его в неопределённую форму;

— поставьте его в настоящее время в 3 лице единственного числа; во 2 лицо единственного числа.

— Понравилась ли стрижонку капелька дождя? Найдите подтверждение в тексте.

— Как повёл себя стрижонок Скрип, когда мама-стрижиха принесла каплю во второй раз?



-Как вы понимаете это выражение?

(– очень громко кричать, во всю силу)

— Согласны ли вы с тем, что стрижиха была хорошей матерью. Докажите.

С.103. Найдите в тексте, какие враги есть у стрижей.

Выпишите из этого абзаца в столбик глаголы, объясните правописание окончания.

Сидит –

Подстерегает –

Подходит –

Ползёт –

— Кого ещё в рассказе можно назвать врагом стрижей? (Мальчишек).

— Почему так считаете?

— Как писатель относится к поступку мальчиков? Объясните.

ВЫВОД: Не такие уж и плохие оказались мальчишки. Отпустили стрижонка.

Вновь хочется обратиться к словам В.П. Астафьева. Прочтем их. (По раздаточному материалу ребята читают вслух: «Ах, как бы мне хотелось, … чтобы дети видели бы и знали, как трудно выращивается хлеб, … как птички малые высиживают и выкармливают своих птенцов, как непроста жизнь в лесу, в воде, в воздухе – везде, где обитают братья наши младшие, нуждающиеся порой в защите человека, в том числе, и в вашей, ребята.

Вы ведь тоже вырастете и станете взрослыми, и всё, что есть на земле, достанется вам в наследство – берегите живую жизнь».)

Самостоятельная работа.

— Когда прилетают к нам стрижи?

— Попробуйте сами написать небольшой рассказ о прилете стрижей.

Слова на доске:

прилетают стрижи

Поздней весной

Небо клубится

Тучи стрижей

Приносят лето

Резвятся

Свист крыльев

— Зачитывание 1-2 получившихся рассказов.



























































В, тёмной, норке, из, удивлённо, стрижонок, пискнул, и, вылупился, яичка.

Дети зачитывают получившиеся предложения



1 ученик разбирает предложение по членам предложения и частям речи.











Записывают глаголы в тетрадь.









Мерцало



























Завозились, запищали, научились звать



























Закричал что было духу

20-25 минут

6

Подведение итогов урока

— Что нужно помнить, чтобы правильно писать личные безударные окончания глаголов?

-Возьмите ваши листочки с табличкой. Заполните графу «после прочтения». На это вам отводится 1 минута. А теперь проверим, как вы внимательно читали рассказ «Стрижонок Скрип».

Чему научись на уроке?







Проверка (см. таблицу выше)

3 минуты

7

Домашнее задание

Русский язык – с. 121 упр.146

Литературное чтение – поделить текст на части. Пересказ от лица Скрипа



1-2 минуты



Дополнительный материал

СТРИЖИ

Трудно определить разницу между концом апреля и началом мая, так как некоторые дни не похожи ни на то, ни на другое: они скорее напоминают февраль. Но когда растаял очередной снег и небо снова приняло безмятежно весенний вид, высоко в небе появились темные птицы. Силуэт этих птиц напоминает серп луны. Оперение их черного цвета, полет необыкновенно стремителен, а голос – пронзительный визг. Это стрижи. Только увидев их, можно поверить, что наступил май. Стрижи возвращаются в наши края последними. Это бывает тогда, когда устанавливается теплая весенняя погода, и насекомые, которыми питаются многие наши птицы, носятся в воздухе.

Стрижи – настоящие дети воздуха: здесь они добывают себе пищу, находят строительный материал для гнезд. На землю они по доброй воле не садятся. А если птичья судьба сыграет с ними такую злую шутку, то поднимаются они с земли с большим трудом. Но как хороши стрижи в воздухе! Длинные, слегка изогнутые крылья позволяют им делать головокружительные развороты, движения их быстры и необыкновенно легки.

Во время полетов стрижи ловят мошек, комаров и других крылатых насекомых. В хорошую погоду воздух сухой, и насекомые могут летать высоко над землей. Перед дождем, в сырую погоду, воздух содержит много влаги. Насекомые намокают. Им трудно подниматься вверх, и они летают близко от поверхности земли.

До прочтения


После прочтения



Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.




Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.




Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.




Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.




Скрип был любопытный стрижонок.




Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.




Стрижи – очень дружный народ.




Скрип сразу сделал себе глубокую норку.




Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.







Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Школьная жизнь в Великобритании"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: