Конспект урока для 4 класса «Развитие умения определять склонение имен существительных»


Урок русского языка 4 класс

Тема урока: Развитие умения определять склонение имен существительных.

Цель урока: научить учащихся распределять существительные на три группы (склонения) по наличию специфических падежных окончаний.

Задачи урока.

  • Создать условия для формирования умения определять и формулировать цель деятельности, осуществлять действия по реализации плана и соотносить результат своей деятельности с поставленной целью.

  • Создать условия для формирования у учащихся умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебной ситуации.

  • Создать условия для организации учебного взаимодействия в паре и группе.

  • Создать условия для осознания учащимися принципов деления типов склонения существительных по наличию специфических падежных окончаний.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять типы склонения существительных.

Личностные: формирование учебно-познавательной мотивации, учебно-познавательного интереса, адекватного понимания причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: формирование навыков контроля, самоконтроля по результату действия.

Познавательные: обучение приемам анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.



Этапы урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности. Самоопределение к деятельности

Цель.

  1. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро!

Солнцу и птицам

Доброе утро!

Улыбчивым лицам

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Пусть доброе утро

Длится до вечера!

Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создает основу человеческого счастья. Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым.

Просмотр видео «Притча о доброте»

ЛичностныеУУД:

формирование интереса (мотивации) к учению

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Прочитай слово: доброта. Что оно обозначает?

Ученик читает значение слова доброта (работа с толковым словарем)

— Какой частью речи является слово «доброта»? (имя сущ.)

— Что знаете об имени существительном?

-Составьте кластер, работая группами.

(ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 )

Не забывайте о правилах работы в группах. (Проверка)

Разделите слова на группы.

Доброта, добряк

— По какому признаку разделили? (Дети делят слова по признакам: одуш., неодуш, род, склонение)

Познавательные УУД:

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Личностные УУД:

желания продолжать свою учебу.

Регулятивные УУД:

Определять цель учебной деятельности

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

-Как определить склонение имени существительного? Я предлагаю заполнить «скелет рыбы», работая парами и ответить на этот вопрос. Определи склонение слов: доброта, добряк.

Скло нение

1 скл 2 скл 3 скл






м. р. Ср. р ж.р

ж. р м. р



Определите тему урока

Развитие умения определять склонение имен существительных.


— Какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонению?

(Выводы детей)

— Как определить склонение имени существительного? (алгоритм)

Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

Личностные УУД:

Освоение личностного смысла учения.

Регулятивные УУД:

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Коммуникативные УУД:

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания в определении склонения.

Запишите предложение:

Доброта (И. п) берет начало (В. п.) в семье (П. п).

В слове берет безударная гласная е. Если есть суффикс а, пиши в корне и: стирать, блистать, нет суффикса а, пиши е: стереть, блестеть.

Выдели грамматическую основу, определи падежи имен существительных.

Познавательные УУД:

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Личностные УУД:

Освоение личностного смысла учения

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.

  • Поставьте вопрос к существительному и определите по вопросу падеж.


сидел на ветке (____________ )

украсилась инеем ( ____________)

падает на землю (____________ )

летит с ветки (____________)

бежал по снегу (_____________)




Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Регулятивные УУД:

Соотносить выполненное задание с эталоном, предложенным учителем

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

упр. 185 (учебник русского языка ОС «Школа 2100»)

Познавательные УУД:

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Личностные УУД: развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать, контролировать и оценивать свою работу

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Какую задачу ставили?

— Удалось решить поставленную задачу?

— Где можно применить полученное знание?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Что вызвало затруднение?

— Над чем нужно еще поработать?



Что такое добро? Это счастья кусочек,

Это свежего воздуха, ветра глоточек.

Ты его подари, и оно к Вам вернется,

У кого-то сильней просто сердце забьется.

Не купить это слово и не продать,

Подарить его можно иль просто отдать…

Безвозмездно, не требуя денег обратно,

Это все очень просто и очень понятно.

Я сегодня хочу подарить всем добро,

Как вам, люди, на сердце — Стало тепло?

Пусть же каждый его ощутит, улыбнется,

И улыбкой оно к вам тот час же вернётся!

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Познавательные УУД:

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.


IX. Д/з.

упр 186.


















































ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ



Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Средние века: время рыцарей и замков"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: