Конспект урока для 4 класса «Творительный падеж имен существительных»


МБОУ СОШ №4 им. П.И. Климука

г. Щёлково


Урок-исследование по русскому языку

Тема: «Творительный падеж имен существительных»


4 класс


УМК «Школа России»



Составила Гришенкова Надежда Юрьевна,

учитель начальных классов







Технологическая карта урока

Предмет: русский язык 4 класс


Тема урока

Место урока по теме

Творительный падеж имен существительных

26 урок по теме «Имя существительное»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Изучение нового материала

Диалогические, исследовательские, алгоритмические,  наглядные, практические. Фронтальная, работа в группе.

Цель урока

Задачи урока

Познакомить с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами.

Предметные результаты:

1. Познакомить с падежными окончаниями имён существительных в творительном падеже, формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже, совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных.

2. Определять имена существительные в творительном падеже.


Метапредметные результаты:


Личностные результаты:

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

— проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве


Регулятивные результаты:

— самостоятельно определять учебную задачу

— планировать свою деятельность по решению учебной задачи

— адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.


Познавательные результаты:

— ученики понимают, что такое творительный падеж имен существительных, его вопросы, предлоги, окончания;

— осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

— осознают ценности своего языка.


Коммуникативные результаты:

— уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и группе, формулировать собственное мнение и позицию

— применять правила делового сотрудничества

— участвовать в продуктивном диалоге.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Особенности творительного падежа, окончания и предлоги имён существительных в творительном падеже. 

1. Распознавать творительный падеж имен существительных по вопросам и предлогам.

2. Правильно писать окончания существительных в творительном падеже.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, регулятивная, информационная, коммуникативная

проблемно-диалогическая технология, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве, ИКТ – технологии, технология здоровьесбережения (двигательные  физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)

мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, карточки для рефлексии





ХОД УРОКА


Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование

УУД

I этап: организа-ционный


Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности к уроку.


Прочитайте эпиграф к уроку. Как понимаете его смысл?

Почему я решила применить его к нашему уроку?

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли». Л.Н. Толстой.


Мы будем сегодня сами добывать знания, мы будем исследовать объекты русского языка.

Кто хочет прикоснуться к науке?

Кто хочет быть исследователем? 

Тогда на уроке вам необходимо быть внимательными, дружными, активными, собранными.

Проверяют готовность к уроку.


Дети высказывают свои предположения.



Личностные УУД

— мотивация учения


II этап: чистописа-ние

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

О ком говорится в загадке?

Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву, а какую, вы отгадайте. Она обозначает звонкий согласный звук, она парная согласная, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И»

— Отгадали. Какая это буква?

— Правильно, это буква З.

— Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв, ведь вы будете сами себя оценивать.

Зз

Зима, зимушка, зимовать, зимний, зимовье, морозный

Какое слово можно назвать «лишним»?

Почему?








Дети отгадывают загадку




Дети определяют букву (Зз)

Познавательные УУД

1. Производить анализ, синтез, обобщения.


III этап: словарная работа

На мультимедийной доске слова:

На к…лендарь, к д…кабрю, через мес…ц, до января, по м…розу, про ф…вр…ль, из с…р…бра, ин…ем (Слайд)

Какие слова записаны на доске? 
– Какую работу с ними можно выполнить?
– По каким признакам можно сгруппировать слова?

Запишем в три столбика по падежам, вставив пропущенные буквы.

Р.п. Д.п. В.п.

до января к д…кабрю через мес…ц

из с…р…бра по м…р…зу про ф…враль

на к…лендарь

Как вы определяли падежи имен существительных?

Сколько падежей в русском языке?

Какие?

С правописанием окончаний существительных в каких падежах мы уже познакомились?

Какой алгоритм написания окончаний существительных мы построили? (Слайд)

Алгоритм

— поставь имя существительное в начальную форму и определи его склонение;

— поставь на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме;

— узнай в проверочном слове окончание и напиши такое же в проверяемом.


Дети читают слова



Из словаря


Дети предлагают сгруппировать по орфограммам, по падежам

Дети записывают слова

По вопросам

6


Р.п, Д.п., В.п.




Дети зачитывают алгоритм


Регулятивные УУД: оценивание своей работы и других.

Познавательные УУД.

строить логическую цепь размышлений.


IV этап: постановка цели и задач урока


Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цель и задачи урока.

А какое слово мы не смогли записать в столбики?

Почему?

Значит, какая цель нашего урока?

Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о падежах имени существительного, подробнее узнаем о Т.п.

Что нам надо знать о падеже?

Значит, какие задачи мы поставим перед собой?

Об этом падеже  послушайте сказку и подумайте, почему он так называется.

Он еще не родился, а все думали, как его назвать? Назвали именительным.

Родился и стал родительным. Это имя ему больше понравилось.

Он был малышом и ему все давали, от этого он стал дательным.

Он был озорником, его часто винили за шалости. От этого он стал винительным.

А потом он вырос и стал творить добрые дела. Как вы думаете, какое имя ему дали люди?

Почему же падеж так назвали?

Об этом и многом другом о Т.п. вы должны узнать сами, проведя исследования.

Инеем

Еще не изучали Т.п.

Узнать о Т.п..



Вопросы, предлоги, окончания.

Какие предлоги у Т.п., какие окончания надо писать у существительных в Т.п.








Дети высказывают свои предположения.

Регулятивные УУД:

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему (проблему) урока и его цель.

Планировать деятельность


Физминутка

(Слайд) Для глаз.

Проследите за летящими снежинками.



V этап: работа по теме урока в группах


организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление затруднения в деятельности каждого обучающего

ся.

  1. Ребята, мы с вами проведем самостоятельно исследование существительных в Т.п. и заполним таблицу:


Объект исследования

Результат

1 исслед.

Основное значение Т.п.


2 исслед.

Падежные и смысловые вопросы Т.п.


3 исслед.

Окончания имен существительных в Т.п.


4 исслед.

Предлоги имен существительных в Т.п.


5 исслед.

Роль в предложении имен существительных в Т.п



  1. Работа в группах

1 группа проведет 1 исследование,

2 группа – 2 исследование,

3 группа – 3 исследование,

4 группа – 4 исследование,

5 группа – 5 исследование

Задание для 1-й группы:

По тексту стихотворения определите, что могут обозначать слова, стоящие в Т.п.:

Я – творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд.

Творите! – Чем?

Творите! – С кем?

Я подскажу вам – не проблем!

С тем, — заявил Творительный,

  Я только лишь в ладу,

  Кто очень уважительно относится к труду.


Задание для 2-й группы:

Определите падежные и смысловые вопросы существительных в Т.п.:

Мы делали подвесную кормушку для птиц. Из фанеры (…?) пилкой вырезали детали. Дощечки зачистили (…?) напильником. Оля с (…?) Надей повесили кормушку под окнами. Вечером над (…?) кормушкой закружились синицы.


Задание для 3-й группы:

Определите склонение выделенных существительных, выделите окончания и заполните таблицу:

Окончания существительных в Т.п.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной
жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой
цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной
красой. Ф. Тютчев


Задание для 4-й группы:

Найдите предлоги у существительных в творительном падеже в упр. 146 на странице 56 учебника.


Задание для 5-й группы:

Разберите по членам предложений предложения и скажите, каким членом предложения являются существительные в Т.п.:

Засыпаны снегом осины и берёзки. Кусты, деревья опушились блестящим инеем. Лучи солнца осыпали холодным блеском всю местность.


  1. Заполнение таблицы.

Каждая группа отчитывается о проделанной работе, заполняя таблицу:



Объект исследования

Результат

1 исслед.

Основное значение Т.п.

Указывает:

на место,

на лицо, с которым совершается или

творится действие,

на предмет, с которым совершается

2 исслед.

Падежные и смысловые вопросы Т.п.

Кем? Чем?

3 исслед.

Окончания имен существительных в Т.п.

1скл.          2скл.         3 скл.

— ой — ом — ю

— ей — ем

4 исслед.

Предлоги имен существительных в Т.п.

с, за, под, между, перед

5 исслед.

Роль в предложении имен существительных в Т.п

второстепенный член предложения





Рассматривают таблицу










Работают в группах


1 группа

делает вывод, что существительные в творительном падеже указывает на место, на лицо, с которым совершается или творится действие, на предмет, с которым совершается действие


2 группа

Чем? Кем?







3 группа

Заполняет таблицу



1скл. 

2скл.

3 скл.

 — ой

— ом

— ю

— ей

— ем


















4 группа

с, за, под, между, перед



5 группа

второстепенный член предложения

Учебно-познавательные УУД: высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез.




Коммуникатив

ные УУД.

— Формирование умения вступать в диалог.

— Работать в статических и мигрирующих группах.


Регулятивные УУД:

Искать пути решения проблемы.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

— Оценивание своей работы и работы других.



Познавательные УУД.

Выделять главное, озаглавливать, составлять план, рассказывать по плану.

Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

Преобразовы-вать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).



















Коммуникатив

ные УУД

строить связное монологическое высказывание;

слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

соблюдать речевые нормы в процессе коммуникации.

Физминутка

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками),

А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

Веселились и резвились (прыжки).

В Таню кинули снежком (произвольные движения),

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком —

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой)-

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!

Дети выполняют движения, имитирующие действия текста


VI этап: первичное усвоение новых знаний


Новое знание обучающиеся получают в результате работы в паре


  1. Списывание текста:

Спишите текст с доски. Поставьте вопрос к существительным в Т.п., у существительных Т.п. выделите окончания, подчеркните предлоги Т.п.

Мороз покрыл землю пушистым (…?) одеял…м, реки сковал прозрачным скользким (…?) льд…м. Зима раскрасила крыши домов белой (…?) краск…й, окна – серебристым (…?) ине…м. Детвора собралась под (…?) ель… .

  1. Взаимопроверка.

  2. Коллективная проверка на мультимедийной доске.



Учащиеся записывают текст в тетрадь, выделяют окончания имен существительных в Т.п., подчеркивают предлоги.

Дети обмениваются тетрадями для взаимопроверки.


Регулятивные УУД.

Постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно.

Коммуникатив

ные УУД

Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Физминутка

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

 Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

 Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)

 Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

 С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)

 А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

 Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)

 Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Дети выполняют движения пальцами и кистями рук, имитирующие действия текста


VII этап: работа с учебником

Включение нового знания в систему знаний;

повторение и закрепление ранее изученного.

Работа по учебнику страница 118

по упр.220 (устно)

Какие существительные в Т.п. встретились в тексте упражнения?

Какие окончания у этих существительных?

От чего зависят окончания существительных?

Дети читают текст упражнения и называют существительные в Т.п., окончания, предлоги.

От склонения

Познавательные УУД.

Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Сравнивать и обобщать, делать выводы.


VIII этап:

Итог урока

Послушайте стихотворение и подумайте, кто о себе так может сказать:

Я – умелец и творец,

Художник, композитор и певец!

Один волнует лишь меня момент:

Чем мне творить?

Скорее дайте инструмент!

Чем мне творить?

Смычком, резцом, умением…

Чем мне довольным быть?

Хорошим настроением!

Но не весел нынче я –

Имя позабыл, друзья!

Как вы смогли догадаться?

Об особенностях какого падежа говорили?

Что узнали об этом падеже?

По каким грамматическим признакам мы можем отличить существительные в творительном падеже?

Как определить падеж существительных?


Дети слушают стихотворение.










Творительный падеж



Д: вопросы, вспомогательное слово, предлоги, окончание.

Коммуникатив

ные УУД

— Уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других,

IX этап:

рефлексия Осознание обучающими-ся своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Что вы нового и интересного узнали на уроке?

За что бы вам хотелось себя похвалить?

Вспомните девиз нашего урока.

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли». Л.Н. Толстой.

Какую тайну мы сегодня разгадали? Какое сделали открытие?

Оцените свою работу на уроке при помощи карточек, поставив знак + рядом с подходящими тебе выражениями:

внимательно слушал

активно работал

рассуждал

правильно отвечал

проявлял старание

красиво писал

усвоил тему урока

не понял  особенности имен существительных в творительном падеже

не смогу определить существительное в творительном падеже

не запомнил предлоги творительного падежа

Дети отвечают на вопросы.








Учащиеся заполняют карточки, показывают учителю и объясняют, почему они поставили знак «+» рядом с тем или иным выражением.

Регулятивные УУД.

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.



IX этап:

задание на дом

Информация о домашнем задании.

(Стр. 118, упражнение 221, списать, правильно обозначая начало и конец предложений; вставить пропущенные буквы и запятые; выделить окончания существительных в Т.п.)

Дети записывают задание на дом.





Свежие документы:  Конспект урока биологии «Происхождение Млекопитающих»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: