Конспект урока для 5 класса «Алфавит. Звуки и буквы»




Открытый урок по русскому языку

5 класс




C:Documents and SettingsAll UsersДокументыМои рисункиОбразцы рисунковКартинки001.jpg 0013.jpg 0022.jpg C:Documents and SettingsAll UsersДокументыМои рисункиОбразцы рисунковКартинки001.jpg


0003.jpg буква И.jpg 0020.jpg


0004.jpg 0005.jpg 0021.jpg


0031.jpg 0032.jpg 0033.jpg


Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы

Утепова Аурика Дулатовна




Узунколь

2014 год


Задачи урока:



Задачи обучения:


— знакомство со звуками и буквами русского языка, алфавит и его

первостепенное значение в русском языке;

— сформировать полученные знания, умения и навыки по изучаемому

материалу;




Задачи воспитания:


осуществление нравственного воспитания – уважение нормам и законам

русского языка;

— осуществление эстетического воспитания – стремление к

прекрасному: к красоте и простоте языка;

— осуществление умственного воспитания – стремление к знаниям и

грамотности



Задачи развития:


развитие интеллекта – умение анализировать и сравнивать;

— развитие познавательного интереса – историзм, новизна знаний;

— развитие устной связной речи учащихся, умение выражать свои мысли,

делать выводы;

— развитие эмоций – радости, сожаления;

— стремление к совершенству – умение работать со средствами ТСО и

электронной доской



Ожидаемый результат:

— умение различать звуки буквы, иметь представление об алфавите;

— умение делать выводы и правильно применять полученные знания;


Оборудование:


  • Электронный алфавит;

  • Стихотворения о буквах;

  • Видео с вопросами детей;

  • Интерактивная доска;



Ход урока:


Элементы урока

Работа учителя

Время

Работа учащихся

Организационный момент

Приветствие (для учеников)

Раз, два, три, четыре, пять!

На урок пришли опять!

Мы на нем сейчас узнаем

Как читать и как писать!

К знаниям стремимся мы

Нам науки все важны!





Притча:

Однажды мудрец решил подвергнуть испытанию своих учеников, повел их в сад, в углу которого была дверь с огромным замком и сказал: «Тот, кто откроет дверь, тот будет назван умнейшим». Один за другим они пытались открыть дверь и, не добившись успеха, отходили.

Но один ученик внимательно осмотрел дверь, навалился на нее плечом, толкнул и – о, чудо! – она стала поддаваться, а затем раскрылась. Тогда мудрец сказал: «Ты станешь умнейшим, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».

— Ребята, я очень хочу, чтобы на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете «открыть любую дверь» в науку русского языка.



Эпиграф к уроку:

«Верьте в свои силы, и вы сможете открыть любую дверь!»


4 мин



Дарига

Настя

Никита

Тамирлан

Асем

Все вместе!





Работа учителя

Проверка пройден

ного материа

ла

Начинаем познавать и открывать двери в науку под названием «Русский язык».

Перед вами 1я дверь, открыв ее, мы сможем пройти дальше и узнать больше, чем мы знаем сейчас. Она называется «Отвечай-ка!»



Видео вопросы к классу: записанные учителем среди учащихся школы:

  1. Что называется диалогом?

  2. Что называется словосочетанием?

  3. Что называется предложением?

  4. Какие предложения называются распространенными и нераспространенными?

  5. Назовите виды предложений по цели высказывания?

  6. Какие предложения называются односоставными и двусоставными?

  7. Назовите главные и второстепенные члены предложения

  8. Что называется прямой речью?

  9. Назовите падежи русского языка

  10. На какие вопросы отвечает сказуемое?


10 мин

















Ответы учащихся



Ответы учеников:













Работа учащихся: устные ответы








Объясне

ние новой темы

Вход в тему:

Молодцы, ребята! Вы с успехом прошли первую дверь, показали свои знания. А теперь давайте немного поразмыслим и попробуем с вами угадать, о чем мы сегодня будем говорить.

«Отгадай-ка!»

Необходимо вместо цифр поставить буквы и таким образом узнать название темы.

А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З, И, Й, К, Л, М, Н, О,

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы,

17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Ь, Э, Ю, Я

30 31 32 33



9,3,21,12,10 10 2,21,12,3,29.



1,13,22,1,3,10,20.

(Звуки и буквы. Алфавит)





ПРАВИЛЬНО! А теперь переходим к следующей двери, она называется: «Узнавай-ка!»

Ребята, в русском языке существует несколько разделов. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.

1 раздел – это ФОНЕТИКА. ( в переводе с греческого означает «звук»). Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

Звуками речи называются наименьшие единицы языка, из которых состоят слова. Звуки мы слышим и произносим. С помощью звука можно одно слово превратить в другое.

Мал – мял, лук – люк, вол – вёл и т.д..



2 раздел – это ГРАФИКА. ( в переводе с греческого означает «пишу»). Это система знаков, с помощью которых устная речь передается на письме.

Буквы – графические знаки, обозначающие звуки речи на письме. Буквы мы видим и пишем.

В словах может совпадать и не совпадать звуковой и буквенный состав. Например, в слове «люк» мы пишем следующие звуки [л ] [у] [к], конь — [к] [о] [н], вода — [в] [а] [д] [а] и т.д.

Работа у доски упр 212

(На доске есть по флипчарту)

Буквы Е, Ё, Ю, Я — дают 2 звука в следующих случаях:

  1. Когда эти буквы находятся в начале слова: яблоко – [й] [а] , ёлка – [й] [о]

  2. Когда пишутся после любой гласной буквы: пиявка – [й] [а] , каюта – [й] [у], баян — [й] [а] и т.д.

  3. Когда пишутся после Ъ и Ь знаков: деревья – [й] [а], зелье – [й] [э] , вьюга – [й] [у]

«Вспоминай-ка!»

Что вы знаете про алфавит?

  • 33 буквы

  • 10 гласных

  • 21 согласных

  • Ъ и Ь – не обозначают звуков

  • Парные согласные: б/п, в/ф, г/к, д/т, з/с,

Новое р, л, м, н, — сонорные

Й — всегда!!! — согласный, мягкий, непарный, звонкий, сонорный

Ё – всегда находится под ударением!!!



Сравнительный анализ

Сходство и различие трех алфавитов

Таблица по флипчарту


23 мин















Ответы учащихся:





















Работа учащихся











Работа учащихся































Прослушивание

























































Работа учащихся

Закрепление материа

ла



«Закрепляй-ка!»

  1. Определить каких букв не хватает в карточках и записать на доске

  2. Поставить слова в алфавитном порядке

  3. Из данных букв составить одно слово, используя наибольшее количество букв








7 мин











Работа учащихся




Домашнее задание

Оценивание учащихся


2 мин

Подача дневников для оценок


До свидания. Урок окончен


































А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Э

Ю

Я








31

32

33












9,3,21,12,10 10 2,21,12,3,29.



1,13,22,1,3,10,20.

(Звуки и буквы. Алфавит)

З

В

У

К

И


И


Б

У

К

В

Ы

9

3

21

12

10


10


2

21

12

3

29


А

Л

Ф

А


В


И

Т





1

13

22

1


3


10

20







Измените смыл слова, заменив один звук другим. Подчеркните буквы, с помощью которых передано смысловое различие слов

Дом —

Банка —

Бук —

Кон —

Бок —

Мол —

Точка —

Стал —

Тучка —

Жар —

Балка —

Брат —

Стойка —

Кров —

Зуб —










Записать слова в следующем порядке:

Количество букв и звуков одинаковое Б=З

Звуков в слове больше, чем букв З > Б

Букв в слове больше, чем звуков Б > З


























СОСТАВИТЬ СЛОВА:

ДО СВИДАНИЯ, ЗВУК, БУКВА, ФОНЕТИКА, ГРАФИКА


Поставить слова в алфавитном порядке:

глобус, волк, дом, август, палата, здание, иголка, мешок, палата, бант.

















Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "Морфологический разбор имени числительного"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: