Конспект урока для 5 класса «Число имен существительных»


Класс

5

Тема урока

Число имен существительных

Цель урока

Познакомить учащихся с существительными, которые употребляются только в форме единственного и множественного числа, окончаниями существительных в именительном падеже множественного числа

Ожид.рез-ты

Совершенствовать умение изменять имена существительные по числам

Время

Действия учителя

Действия учеников

Оцен-ие

Ресур.


Ход урока:

І. Организационный момент: приветствие, деление учащихся на мини-группы


Рефлек

сия поощре

ние


Слай

ды





Открытые и закрытые вопросы


II. Актуализация знаний(Слайд №2) Сегодня мы отправимся в путешествие по городу Существительному. Наша школа находится на проезжей части. И поэтому мы должны помнить правила дорожного движения. И первый помощник это светофор. Скажите, на какой свет нужно переходить дорогу? (зелёный) Сейчас мы и поиграем в игру СВЕТОФОР. (Слайд №3) Игра светофор: да – зеленый; нет – красный. У вас на столах лежат карточки с вопросами. Ваша задача ответить на вопрос закрасив кружок определённым цветом. Если ваш ответ – ДА- зелёным , НЕТ- красным.

  • Имя существительное отвечает на вопрос ЧТО? ДА

  • Имя существительное обозначает признак предмета. НЕТ

  • Имя существительное бывает среднего рода? ДА

  • Имя существительное отвечает на вопрос КТО? ДА

  • Имя существительное в предложении может быть подлежащим? ДА

  • Красный — это имя существительное? НЕТ

  • Имя существительное обозначает предмет. ДА

  • Имя существительное бывает женского рода? ДА

  • Имя существительное бывает одушевлённое и неодушевлённое. ДА

  • В предложении имя существительное может быть только второстепенным членом. НЕТ

  • Светофор – это имя существительное? ДА

  • Имя существительное отвечает на вопрос, какой? НЕТ

  • Имя существительное бывают мужского рода? ДА — А сейчас поменяйтесь своими карточками и проверьте работу друг друга. (Работа в парах). — Сравним с доской. Оцените работу друг друга Посмотрите на слайд №4 и выпишите только верное высказывание.

— Выполним синтаксический разбор этого предложения.( Один ученик у доски).

-Кто уже догадался на чем мы с вами продолжим путешествие? (На троллейбусе.)(Слайд 5)

— «Троллейбус» — это безрельсовый наземный вид транспорта с питанием от электроэнергии. Используется преимущественно в городах. Первый троллейбус был создан в Германии 130 лет назад. А вот в России они появились 79 лет назад.

1.Отвечают на вопросы.

Перед осенью идёт зима.

Осенью на деревьях распустятся листья.

В больших городах люди добираются до работы на троллейбусе.



ІІІ Новая тема — В форме какого числа существительное троллейбус употреблено в нашем предложении? ( в ед. числе)

— Поставьте его во множественное число. (Троллейбусы).

— О чем мы с вами сегодня будем говорить? ( О форме числа имени существительного.)

— И так, в форме какого числа употребляются имена существительные? ( В форме единственного и множественного числа.)

5. Объяснение нового материала

1)Остановка «Орфографическая». (Слайд №6) ( работа у доски и по карточкам)

— Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы.( Заранее на доске.

Поменяйтесь тетрадями и проверим по компьютеру (Слайд№7)

Взаимопроверка Самопроверка ОЦЕНКИ

Посмотрите внимательно, в 1 столбике существительные, в форме какого числа? А во 2 ?

А как вы подбирали проверочные слова?

Сделайте вывод: (Имена существительные изменяются по числам._) (Слайд№ 8)

2. Работа с учебником. — Давайте сделаем остановку и зайдем в кафе под названием “Учебник” (Слайд №9).Но внимание, чтобы в него войти вам необходимо решить задачку.

— Перед вами слова (Слайд № 10), прочитайте их:

Ландыш Край Инженер Директор

— Что у них общего? (Существительные, единственное число, именительный падеж).

— Запишите их в тетрадь, изменив форму числа этих существительных, выделите окончания. — Что вы заметили?(Изменяются окончания.)

— А какое окончание во множественном числе вы написали у существительного «Директор»? У кого другой вариант?

— С какой проблемой мы столкнулись?

— Откройте учебники на странице 123 и прочитайте правило.

-Какие же окончания имеют существительные в именительном падеже во множественном числе?

— А вот что касается существительного «Директор», то правильным окончанием будет окончание ( а). Таких слов много и их произношение и написание нужно запомнить. С ними нам ещё предстоит встретиться на других уроках.

Ребята, надо отдохнуть в кафе, сейчас зазвучит музыка, давайте подвигаемся, встаньте все

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Отдохнули в кафе? 3.Поехали дальше на пути стройка. Придётся остановиться

(Учитель читает стихотворение, на экране это стихотворение появляется.) (Слайд№14)

Мне нужны такие вещи: Молоток, тиски и клещи, Ключ, напильник и ножовка.
А всего нужней 
сноровка.

Сноровка это Навык, умение в каком – нибудь деле.

Определите, в каком числе употреблены выделенные существительные.

Подумайте можно ли изменить форму их числа. (Нет.)

— Почему?

-Все ли существительные в русском языке могут быть в форме и множественного и в форме единственного числа? Какой сделаете вывод? (Есть существительные только в единственного и только множественного числа.)

-Сравним наш вывод с компьютером. (Слайд № 15).

ВЫВОД в русском языке есть существительные, которые употребляются только в форме множественного числа или

(К 1 столбику – существительные в форме множественного числа, а к существительным 2 столбика – слова в форме единственного числа).



ІV.Закрепление изученного на уроке материала.

Остановка « Площадь закрепления»(Слайд№16)

1) На карточка напечатаны слова, поместите их в 2 столбика . в 1 столбик слова, которые употребляются только в форме единственного числа, во 2 столбик слова, которые употребляются в форме множественного числа

А сейчас возьмите разноцветные карточки 2) Работа с карточками разного уровня.

а) сильный уровень — составить предложения употребив данные в скобках слова, запиши в тетрадь ( доброта, смелость, ловкость.)

б) слабый уровень — вставь в данные предложения подходящие по смыслу слова, запиши в тетрадь

Лиса прыгнула в … к мужику и полёживает. Дети на уроках технологии используют для работы … . Папа потерял … . (Сани, ножницы, щипцы) — Всегда ли имена существительные изменяются по числам? — Какие окончания пишутся у существительных в именительном падеже множественном числе?- А сейчас ребята в блоке предписания оцените свою работу на уроке

Составление постера

Представитель от каждой группы комментирует задание и алгоритм решения.

ДОБРОТА, СМЕЛОСТЬ, ЛОВКОСТЬ, НОЖНИЦЫ, ОТВАГА, ТЕМНОТА, САНИ, ЩИПЦЫ, КАНИКУЛЫ Дети выполняют, проверим по компьютеру(Слайд№17)

Дом.

зад-ие

с. 122, упражнение 242. (Слайд № 18)

Самооценка:

  • Что прошло удачно:

  • Что прошло неудачно:



Свежие документы:  Конспект урока по русскому языку по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот. Не с деепричастиями" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: