Конспект урока для 5 класса «Имена существительные собственные и нарицательные»


Предмет : русский язык класс

Тема урока : Имена существительные собственные и нарицательные

Цель урока: научить пятиклассников различать имена существительные собственные и нарицательные, правильно писать имена собственные.

Задачи:

— обучающие – объяснить принцип деления имен существительных на собственные и нарицательные, использования заглавной буквы и кавычек при употреблении собственных имен существительных

-развивающие способствовать развитию учебно-познавательной, информационной, языковой и коммуникативной компетенции.

-воспитательные продолжить формирование опыта работы в паре, воспитывать уважительное отношение друг к другу в процессе парной и коллективной работы, прививать интерес к знаниям, к предмету.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Техническое оборудование – компьютер для учителя, мультимедиа проектор, экран, компьютерная презентация в программе Power Point.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Изучение новой темы. Работа с текстом. Заполнение анкеты.

3. Закрепление.

4. Подведение итогов работы. Рефлексия.

5. Домашнее задание.

Этап урока


Деятельность учащихся


Деятельность учителя


Развитие компетенций


I.Организационный момент







Подготовка к уроку. Приветствие учителя, запись темы урока.







Приветствие. Настрой учащихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку. Объявление темы урока.






II.Целеполагание

Работают в парах. Выдвигают ответы на поставленный учителем вопрос.

Ставят цель урока.


После объявления темы урока предлагает учащимся поставить цель урока. Дополнив и уточнив их высказывания, предлагает познакомиться с планом работы, который представлен на слайде №3 презентации:

1.Чем отличаются имена существительные собственные от нарицательных?

2.Как пишутся имена существительные собственные?

3.Каких имён в русском языке больше – нарицательных или собственных? Почему?

4.Чем отличаются имена собственные от собственных наименований?


Развивают учебно-познавательные компетенции: ставят цель урока и учатся её достигать;

Коммуникативные компетенции: овладевают способами совместной деятельности в паре.

Ш.Знакомство с темой «Имена существительные собственные и нарицательные»


1.Работа с текстом

Знакомятся с печатным текстом (он выразительно прочитывается вслух) с целью нахождения новой информации.

Деление существительных на собственные и нарицательные является самым древним. Нарицательные отличаются от собственных тем, что они одним именем называют все однородные предметы (город, река, человек, страна и др.), а собственные являются названиями единичных предметов (Москва, Волга, Иван, Украина).

Страна — это общее слово для всех стран, однако у каждой страны есть индивидуальное имя: Россия, Болгария, Франция. Есть своё имя, отчество и фамилия у каждого человека. Лев Николаевич Толстой – имя, отчество и фамилия великого русского писателя. Одна из его повестей называется «Детство».

Собственных имён гораздо больше, чем нарицательных. Сколько в мире стран, рек, озёр, гор, городов, деревень! Все они имеют имена. Иногда эти имена состоят не из одного слова, а из нескольких и называются собственными наименованиями: например, Нижний Новгород, «Кавказский пленник», Большая Медведица.

Работая в парах, подчеркивают ключевые слова в тексте, приводят примеры нарицательных и собственных имён существительных, собственных наименований.


После знакомства с текстом предлагает учащимся ответить на вопросы:

1.Какие предметы называют нарицательные существительные?

Приведите примеры.

2.Какие предметы называют собственные существительные?

Приведите примеры.

3.Как пишутся имена существительные собственные?

Приведите примеры.

4.Что такое собственные наименования?

5.Чем отличаются имена собственные от собственных наименований?

Приведите примеры собственных наименований.


Развиваются коммуникативные компетенции: учатся выделять ключевые слова, искать нужную информацию в тексте.

2.Работа с таблицей «Имена существительные собственные и нарицательные» (слайд №4)

Анализируют таблицу:

Нарицательные существительные

Называют однородные предметы, которые имеют что-то общее, одинаковое, какое-то сходство (человек, птица).

Собственные существительные

Это названия отдельных лиц, единичных предметов

(Анна, Москва).


Предлагает обсудить вопрос:

Чем отличаются имена существительные собственные от нарицательных?


Учатся анализировать, сравнивать, делать выводы.

3.Происхождение терминов ( слайд №5)

Слушают сообщение заранее подготовленной ученицы

о происхождении терминов собственный и нарицательный:

Слово «собственный» происходит от
старославянского собьство ,что означает «свое», «личное» , «себе принадлежащее».

Русское слово «нарицательный» образовалось от старославянского слова нарицати – называть.


Предлагает познакомиться с новой информацией

Развивают информационные компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации.

4.Заполнение анкеты













5. Знакомство с презентацией «Секрет моего имени»





6.Знакомство с именами собственными на географической карте Алтайского края











7.Презентация журналов для детей








8.Имена собственные в названиях исторических событий








9.Имена собственные в названиях мультфильмов

Заполняют анкету

1.Фамилия___________________________

2.Имя_______________________________

3.Страна____________________________

4.Край______________________________

5.Город_____________________________

6.Улица_____________________________

7.Река_______________________________

8.Озеро_____________________________

9.Писатели__________________________

10.Книги____________________________

11.Журналы_________________________

12.Исторические события_____________

13.Мультфильмы_____________________

Смотрят презентацию «Секрет моего имени», приготовленную ученицей.

Заполняют 3,4,5 пункты анкеты, объясняют правописания имён существительных собственных: Россия, Алтайский край, Бийск

Группа учеников, изучавших имена собственные на географической карте (слайд №6) Алтайского края, задаёт вопросы классу:

1.Назовите столицу Алтайского края. 2.Какие вы знаете города Алтайского края? 3.Какие реки протекают по территории Алтайского края? 4.Какие озёра есть на территории края? Продолжают заполнение анкеты (5,7,8).

Заранее подготовленная ученица просит определить, из какого произведения она прочитала отрывок, кто его автор.

Записывают образец в анкету:

рассказ И.С. Тургенева «Муму»

Группа учеников искала имена собственные в школьной библиотеке. Они представили журналы «Юный эрудит», «Коллекция идей», «Свирелька», рассказали, что интересного и познавательного нашли в них.

Продолжают заполнение анкеты

( пункт11).


Называют исторические даты:

Великая Отечественная война

День Победы.

Заполняют пункт 12 анкеты.


Ученик читает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» и задаёт товарищам вопросы: 1.Кто автор этого отрывка? 2. С каким историческим событием связано это стихотворение?


Смотрят иллюстрации, вспоминают названия мультфильмов.

Заполняют пункт 13 анкеты.

Записывают образец написания названий мультфильмов (слайд № 11):

«Каникулы в Простоквашино»

«Кот в сапогах»






Предлагает заполнить 1 и 2 пункты и ответить на вопрос:

какое имя существительное собственное для каждого человека самое важное?
















Просит ответить на вопрос, как пишутся географические названия.











Обращает внимание, как пишутся заглавия книг (слайд № 7)

Спрашивает, интересной ли была презентация журналов. Какие журналы читают ребята дома?

Обращает внимание, как пишутся названия журналов (слайд № 8)

Задаёт исторические вопросы (слайд № 9)

С какими историческими событиями связаны эти даты?

1.1941 – 1945 годы

2. 9 Мая 1945 года







Демонстрирует иллюстрации к мультфильмам (слайды №,11) просит вспомнить их названия.

Обращает внимание на то, как пишутся названия мультфильмов? (Образец на слайде №12)





Развивают языковые компетенции: пишут грамотно, учатся находить и обозначать новую орфограмму.











Ученица демонстрирует информационные компетенции: умения самостоятельно осуществлять анализ и отбор необходимой информации, умения ее преобразовывать и представлять в виде презентации.


Приобретают учебно-познавательные компетенции через развитие самостоятельной познавательной деятельности; коммуникативные через говорение: одни учатся задавать вопросы, а другие – конструируют ответ.

Развиваются языковые компетенции: дети учатся правильно писать географические названия, заглавия книг, журналов









Развиваются общекультурные компетенции

Развиваются коммуникативные компетенции: одни задают вопросы, другие формулируют ответы.






Развиваются языковые компетенции: дети учатся правильно писать названия мультфильмов

IV. Проверка понимания изученного

Работают в парах. Анализируют записи анкеты, определяют, каких существительных больше – нарицательных или собственных. Отвечают на другие вопросы учителя.

Предлагает ученикам проанализировать записи, сделанные в анкете, ответить на вопросы:

1.Какие имена существительные собственные пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки?

2.Каких имён в русском языке больше – нарицательных или собственных? Почему?

3.Чем отличаются имена собственные от собственных наименований?


Развиваются учебно-познавательные компетенции (интеллектуальная активность, самостоятельная мыслительная деятельность); коммуникативные через говорение: учатся формулировать ответы на поставленные учителем вопросы.

11.Это интересно

Слушают учителя, знакомятся с информацией на слайде:

Многие нарицательные имена образовались из собственных:

пломбир — Пломбьер

персик – Персия (Иран)

Определяют, как образовались эти существительные собственные:

  • город Орёл

  • пёс Шарик

  • имена Вера, Надежда, Любов

Учитель рассказывает пятиклассникам о переходе имён существительных собственных в нарицательные (слайд № 13) и просит определить, как образовались существительные собственные.

Развиваются учебно-познавательные компетенции: самостоятельная мыслительная деятельность.

V. Применение новых знаний

Работают в парах. Выполняют практическое задание.

Найди пару и исправь ошибки.

Озеро Опять двойка

Край «А.С. Пушкин»

Писатель байкал

Картина красноярский

Поэт «Л.Н.Толстой».


Организует деятельность учащихся по отработке полученных навыков написания имён существительных собственных.

Развиваются учебно-познавательные и языковые компетенции: учатся применять знания для решения практических задач.

VI. Рефлексия

Говорят, что узнали об именах существительных собственных и нарицательных.

Интересной была презентация Медведевой К. о своём имени, рассказ ребят о журналах «Свирелька», «Юный эрудит», «Коллекция идей».


Предлагает ученикам ответить на вопросы:

1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

2.Какие задания было интересно выполнять?

3.Кто из ребят помог лучше освоить новую тему?

Поставьте себе оценку за работу на уроке.

Развиваются учебно-познавательные компетенции: умение анализировать свою учебную деятельность

VII.Домашнее задание

1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Какими членами предложения являются имена собственные? Какие из них нужно заключить в кавычки?

Ваня приехал к бабушк.. Елен.. Сергеевн.. в деревню (К,К)асьяново. Она угощала внука румяными п..рогами и к..нфетами Белоч?ка. Ваня вместе с с..бакой (П,пальмой) бегал на реч?ку (Л,л)иствянку. Там купался, загорал и ч..тал журналы Юный натуралист и Свирелька.

2.Раскрой скобки и выбери верные написания. В каких случаях необходимо поставить кавычки?

Страна (Р,р)оссия, теплоход (Р,р)оссия, автомобиль (М,м)осквич, коренной (М,м)осквич, кинотеатр (С, с)лава, громкая (С,с)лава, завод (С, с)лава, дружу со (С,с)лавой (А,а)нтоновым.


Предлагает разноуровневые задания.

Творческим ребятам: узнать секрет своего имени.



Будут развиваться учебно-познавательные и языковые компетенции.



Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Твёрдые и мягкие согласные. Мягкий знак - показатель мягкости"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: