Конспект урока для 5 класса «Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки речи»


Аннотация


Предлагаю разработку урока русского языка для 5 класса по программе

Бабайцевой В.В. Раздел «Фонетика».

Разработка состоит из конспекта урока.


Предмет: русский язык.


Аудитория: 5 класс.


Программа: Бабайцевой В.В.


УМК: Русский язык: Практика 5 класс/под редакцией А.Ю. Купаловой.- М: Дрофа, 2014; Русский язык: Теория. 5-9 классы./Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.- М: Дрофа, 2014г.


Тема урока: Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки речи.


Тип урока: урок общеметодической напрвленности.


Метод: исследование учебного материала.

Цель урока:

  1. Знать различие между звуками и буквами, между гласными и согласными звуками.

  2. Показать соотношение звукового и буквенного облика слова.

  3. Попутно повторить синтаксис и пунктуацию.




Автор разработки: Будённая Галина Вениаминовна, учитель русского языка и литературы.


Место работы: МБОУ СОШ № 5 с углублённым изучением отдельных предметов

г. Пересвета, Сергиево-Посадского района, Московской области.






Тема: Звуки и буквы.Гласные и согласные звуки речи

Цель урока:


  1. Знать различие между звуками и буквами, между гласными и согласными звуками.

  2. Показать соотношение звукового и буквенного облика слова.

  3. Попутно повторить синтаксис и пунктуацию.




Ход урока


1.Слово приветствия учителя иинтригующее предложение самим определить тему урока, прослушав загадки:


а) Если б не было его, не сказал бы ничего. (Звук).

б) Живёт без тела, говорит без языка, никто его не видит, но всякий слышит. (Звук).

в)Чёрные птички на каждой страничке, молчат, ожидают, кто их прочитает. (Буквы).


— Молодцы, угадали.Запишем тему нашего урока: «Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки». С этим материалом вы знакомились в начальной школе, а теперь мы будем изучать его более глубоко.

— Кто из вас, ребята, может сформулировать, какой главный проблемный вопрос, связанный с темой урока, мы зададим сами себе и будем решать на уроке? (Чем различаются звуки и буквы?)

Для этого мы решим различные грамматические задачи ивыполним упражнения.

2. Запись предложения под диктовку. (Один из учеников пишет на доске).

  • Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как льдинки. (К.Г. Паустовский)



— Охарактеризуем это предложение с точки зрения синтаксиса. Какое оно по структуре, по степени осложнённости? Какое средство выразительности использует писатель? (Ответы учеников).

— Что, по мнению автора строк, писателя К. Паустовского сближает звуки природы со словами? (Слова звучат, то есть состоят из разных звуков).

— Постарайтесь указать те слова, которые передают «звучание» травы, родников, льдинок? (Шелестят, посвистывают, позванивают).

Какие звуки передают шелест травы, свист птиц, звон льдинок?( ш, с, з).

3. — Как рождаются звуки?( Работа с учебником, упр.376, 379, материал для наблюдений).Произнесём шёпотом и вслушаемся в звучание слов: фо(нэ)тика, фо(нэ)тический.Чтобызвук появился насвет, работают лёгкие, горло, гортань, голосовые связки, рот, нос, губы, язык, зубы. В одном случае воздух проходит без препятствий, а в другом почему-то встречает преграду.

— Наша устная речь состоит из потока звуков, которые образуют слова. Изучает звуки речи раздел науки о языке – фонетика.Запишем на доске и в тетрадях:

Фонетика, фонетический ( фон-фоно – греч.звук, голос) Вспомните и назовите слова, в состав которых входит корень фон. Объяснитезначение этих слов. Являются ли однокоренными слова: фон (неба или картины) и телефон?

4. — На какие две основные группы делятся звуки речи по способу образования? (Гласные и согласные).

— Чем они отличаются? Какие звуки способны петь?

-Действительно, гласные звуки «поют».От какого слова произошло название «гласные»? (От слова «голос»).

  • Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.(В.Берестов)

— А что можно сказать о согласных звуках?( На доске открывается запись предложения, знаки препинания не расставлены).

  • А согласные согласны даже фыркать и шипеть шелестеть шептать скрипеть но не хочется им петь.( В.Берестов)

— Какую характеристику даётся согласным звукам в этом стихотворении? (Согласные звуки образуются с помощью шума или с помощью голоса и шума).Запишем предложение, расставим знаки препинания и объясним их постановку. ( упр. 390).

5. Проведём эксперимент: поменяйте гласный в слове сом на а, какое получим слово(сам). А в слове дом заменим согласный на т, затем гласный на ы.(том, дым). Какой вывод можно сделать?

  • Звуки–смыслоразличители в словах.

— Как вы это объясните? (Изменился звук, изменилось значение слова). Запишем это предложение, выделим грамматическую основу. Чем интересно для нас это предложение с точки зрения синтаксиса?

6.Выполнение упр. 380

— Чем отличаются звуки и буквы? Всегда ли буква соответствует своему звуку?.( В результате выполнения упражнения учащиеся делают вывод, что буквы не соответствуют свои звукам, доказывают примерами).

— Делаем вывод: Звуки слышим и произносим, а буквы пишем.

— А теперь проверим себя, обратившись к упр.381.

Письмо – одежда устной речи. Оно передаёт, «изображает» устную речь. Звук произносят и слышат, букву пишут и читают, прочесть букву – значит произнести звук, который буква обозначает. Букву и звук путать нельзя. А часто путают. Притом всегда страдает звук: его называют буквой. Буква – это фигурная линия, рисунок, а рисунок произнести нельзя. ( М. Панов)

7. – Подчеркните в словах буквы, которые не соответствуют звучанию, и напишите в квадратных скобках слышимый звук:

В…сна, ду…, п..мидоры, ло..ка, кни..ка, сож…ление, ук…лоть, цв…ток.

8. – Подведём итоги урока: что нового узнали?

— Возьмите листы контроля и обозначьте: что усвоили, что показалось трудным, поставьте себе объективную оценку.

9.Учитель комментирует работу учащихся на уроке.(Оценки ставятся после знакомства с листами контроля).

10. Домашнее задание: (теория)параграф 32-34, упр.382(уст.), 389.

Литература:

Бабайцева В.В., ЧесноковаЛ.Д.Русский язык: Теория 5-9 кл.: Учеб для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2014г.

Русский язык: Практика. 5 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений под ред. А.Ю.Купаловой. М.: Дрофа, 2014г.

В.Волина; Весёлая грамматика, М., издательство «Знание», 1995г.

Г.А.Богданова; Уроки русского языка в 5 классе, М., издательство «Просвещение», 1998г.











1


Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "Местоимение как особая лексико- грамматическая категория слов"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: