Конспект урока для 7 класса «Частица как часть речи»





Муниципальное общеобразовательное учреждение

Столбищенская средняя общеобразовательная школа

Пильнинского района Нижегородской области



Районный конкурс « Фестиваль педагогических идей».





Творческая работа


«Частица как часть речи»



Выполнила:

Лукачева Ольга Александровна

учитель русского языка и литературы

МОУ Столбищенской СОШ

Пильнинского района

Нижегородской области






2015


ПРЕДМЕТ: Русский язык, 7 класс

ТЕМА УРОКА: « Частица как часть речи»

Психолого-педагогическая

характеристика класса

В 7 классе обучается 5 человек, из них 2 мальчика и 3 девочки. В классе 2 хорошистки, неуспевающих учеников нет. В данном классе сплоченный коллектив и, в целом, если создать благоприятную обстановку, там преобладает положительная мотивация к обучению, а главное нужно интересно преподносить новый материал, тогда ученики не будут отвлекаться на посторонние вещи и предметы. Некоторые ученики требуют постоянного контроля. Дети активно принимают участие на уроке, обсуждают пройденный материал и активно работают при изучении новой темы.

Исходя из личных наблюдений (являюсь классным руководителем данного класса), консультаций с другими учителями-предметниками, работающими в 7 классе, индивидуальных бесед, результатов проверочных работ по предмету, класс по уровню обучаемости можно разделить на 2 группы.

I группа – учащиеся со средним уровнем обучаемости (3 человека)

Наблюдается любознательность, самостоятельность суждений.Преобладает слуховая и зрительная память, в основном преобладает механическое запоминание. Речь развита хорошо, умеют отвечать на вопросы, но творческие задания вызывают затруднения, требуется помощь учителя. Работая с этой группой обучающихся, можно отметить хороший уровень трудоспособности, трудолюбие, желание работать на уроках, выполнять дополнительные задания. Наблюдается успешное овладение программным материалом.

II группа – характеризуется низким уровнем обучаемости (2 человека). Учащиеся рассеяны, часто отвлекаются на посторонние разговоры, не собраны, вопросы учителя застают их врасплох, что говорит о низкой концентрации внимания. Память преобладает механическая, что затрудняет воспроизведение материала даже через короткое время. Словесно-логическое мышление развито слабо, не умеют обобщать и анализировать. Речь развита слабо, словарный запас ограничен, творческое мышление развито слабо. Программный материал усваивают медленно.

В целом класс очень активен, обладает заинтересованностью в получении знаний, умений, навыков.

Так как класс условно разбит на группы учащихся с разным уровнем обучаемости, на уроках используется дифференцированный подход в обучении и воспитании. Основной материал рассчитывается на первую группу учащихся. Для другой группы в зависимости от сложностей в обучении дается дополнительный материал. Для развития внимания и памяти используется больше работ с наглядным материалом.











Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями


Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Частица как часть речи», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.


Планируемые результаты

Личностные:

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

  • стремление к речевому самосовершенствованию;) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
     адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  •  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;


Предметные

  • представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;

  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),

  • понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;

  • овладение основными ресурсами морфологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, морфологическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.


Задачи.


Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; знать определение частицы, для чего служит частица в предложении (функции) уметь отличать частицы от других частей речи, находить частицы в предложениях, текстах, обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения, приобретать навыки в составлении кластера.


Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся ; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.


3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу,воспитывать устойчивое позитивное отношение к многообразию морфологии и её роли в устной и письменной речи.

Применяемые методы, педтехнологии: интерактивные методы обучения (диалог, обсуждения, беседы,кластер. применение ИКТ);

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор.


Дидактические материалы: мультимедийная презентация, созданная в программе PowerPoint,  раздаточный материал (карточки), учебник «Русский язык» для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М. Т. Баранова.
















Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

Время

1. Орг. момент

(Эмоциональный настрой)






-Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.


-Чтение стихотворения «Улыбка»


Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя по утру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

— Беседа о значении улыбки в жизни человека, о настроении.

-Вспомните ситуации, когда улыбка вас выручала, придавала силы, уверенность.

— Откройте рабочие тетради, запишите дату ,классная работа.

-В одном предложении выражение: «Улыбка — что это?»

— Проверка получившихся предложений

— Словесная оценка работ учащихся

-Приветствие учителя, проверка готовности рабочих мест к уроку.


-Прослушивание стихотворения «Улыбка».











— Ответы учащихся




— Учащиеся записывают, получившиеся предложения






— Учащиеся зачитывают, получившиеся предложения




1-2 мин.





5 мин.

2. Актуализация знаний — создание проблемной ситуации

— На слайде записаны части речи, вам предлагается разбить слова на группы (группы не озвучиваются).


Чтобы, зато, из-под, ввиду, пусть, около, через, разве, для, тоже, но, неужели, как будто, даже, вследствие.


Предлоги

Союзы

Частицы

Из-под

Ввиду

Около

Через

Для

Вследствие





Чтобы

Зато

Тоже

Но

Как будто

Пусть

Разве

Неужели

Даже



-Какие трудности возникли при заполнении таблицы?


— Учащиеся чертят в тетрадях таблицу и её заполняют словами со слайда.


-При заполнении таблицы учащиеся сталкиваются с незнанием к какой части речи относятся слова: пусть, разве, неужели, даже.













— Ответы учащихся. (Не знают к какой группе отнести слова: пусть, разве, неужели, даже)





УУД: личностные,  коммуникативные.

7 мин.

3. Подведение к теме урока

-Чтобы узнать как называется эта часть речи, предлагаю выполнить задание. (Тема урока зашифрована в словах, которые вы запишите)


-К словам, записанным на слайде подберите антонимы и запишите их в столбик в тетрадь.


Родной –

Неряшливый –

Горький –

Светлый –

Ложный –

Разбитый –

Пассивный –


— Прочитайте получившееся слово по первым буквам по вертикали.


— Значит к какой части речи мы отнесем слова: пусть, разве, неужели, даже.


-Итак, как будет звучать тема нашего урока?

Словесная оценка работ учащихся


— Запишите её в тетрадь.


— Учащиеся записывают антонимы в тетрадь.



— чужой

— аккуратный

— сладкий

— тёмный

— истинный

— целый

— активный


— Получилось слово «Частица»



— Часть речи «Частица»




— «Частица как часть речи»




— Учащиеся записывают в тетрадь тему: «Частица как часть речи»







.

















5-6 мин.

4. Целеполагание

— Какие задачи вы сегодня для себя поставите исходя из темы урока?




— Знать определение частицы

— Знать для чего служит частица

— Уметь отличать частицы от других частей речи

— Находить частицы в предложениях, текстах

-Уметь строить предложения с частицами.


3 мин.

5. Этап усвоения новых знаний

-Работа с предложениями на слайде (эти же предложения есть и на карточках)


— Сегодня к нам приедут артисты?


Разве сегодня к нам приедут артисты?


— Чем схожи эти предложения? Чем они различаются?







— Работа с текстом диалога на слайде (этот же текст диалога есть и на карточках)

— Коля, посмотри, какая чудесная модель лунохода! Это Женя из нашего класса сделал.

— Я тоже такую сделал бы.

— А здесь смотри, что ребята придумали: проект подводного города.

— Я придумал бы ещё получше.

— Слушаю я тебя, Коля, и начинаю понимать, в чём разница между тобой и участниками этой выставки.

— В чем?

— В частице бы.


— О какой частице идет речь?

— А для чего служит эта частица?



— Итак, какое определение «частице как части речи» мы с вами можем дать?



-Давайте сравним данное определение с определением данным в учебнике, &62, стр. 167


— Составить кластер, используя материал учебника на листах формата А4 (работа в парах)


-Сверить со слайдом.

— Словесная оценка работ учащихся


— Учащиеся внимательно читают предложения и отвечают на поставленные вопросы.


— В этих предложениях говорится об одном и том же, что к нам приедут артисты.


— Но говорится это с разным оттенком значения. Во втором предложении вносится дополнительный оттенок сомнение, неуверенность к слову «сегодня» при помощи использования частицы «разве»


















— Речь в диалоге идет о частице БЫ.

— Для образования формы условного наклонения глагола.


— Частица – это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки в предложения или служит для образования форм слова.


-Учащиеся работают с материалом учебника (стр. 167)



-Учащиеся в парах составляют схему на листах формата А4, используя материал учебника.

Познавательные.
Сформиро-вать умения анализироватьсравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Коммуникативные, регулятивные.



4-5 мин.

6. Физминутка

-Найди смайл





2 мин.

7. Этап применения новых знаний

— Задание на слайде: включите в предложения частицы из слов для справок. Запишите получившиеся предложения в тетрадь.


Ты нап..сал домашн..е соч..нение? (ли)


Вы научились находить и испр..влять грамматические ошибки? (разве)



Можно нап..сать хорошее соч..нение в один вечер? (неужели)


-Самопроверка со слайда.




— Словесная оценка работ учащихся


-Учащиеся записывают получившиеся предложения в тетрадь.



Написал ли ты домашнее сочинение?


Разве вы научились находить и исправлять грамматические ошибки?


Неужели можно написать хорошее сочинение в один вечер?


— Учащиеся сверяют свои работы со слайдом, выставляют на полях оценки.



5 мин.

8. Этап контроля и самоконтроля

-Задание на карточках: Вставьте в предложения, подходящие по смыслу частицы. Подчеркнуть слово, значение которого усиливает частица.

  1. Ты не веришь мне, а ещё другом называешься. Я очень занят, но помогу тебе, мы друзья. Ты сам хорошо учишься, а товарищ твой запустил ученье. Ему это не простительно, говорил о дружбе, а товарищу помочь отказался.

Слова для справок

То, даже, же, ведь.

-Сверьте получившиеся предложения со слайдом.

-Оцените свои работы.

Критерии оценивания:

0 – «5»

1 – «4»

2 – «3»

3 – «2»


— Словесная оценка работ учащихся

— Учащиеся вставляют в предложения, подходящие по смыслу частицы.


Даже ты не веришь мне, а ещё другом называешься. Я очень занят, но помогу тебе, ведь мы друзья. Ты самто хорошо учишься, а товарищ твой запустил ученье. Ему же это не простительно, говорил о дружбе, а товарищу помочьто отказался.

-Учащиеся сверяют получившиеся предложения со слайдом (взаимопроверка).

-Оценивают работы своих товарищей.





5-6 мин.

9. Этап подведения итогов


-Давайте подведем итог нашего урока. О какой части речи вы сегодня для себя сделали новые открытия?

-Отвечают на вопрос.

Регулятив-ные: прогнозиро- вать результат и уровень усвоения способов действия.
Познавательные:  осуществлять рефлексию способа и условий действия
Коммуникативные: строить монологические высказыва-ния, участвовать в учебном диалоге. Аргументировать свою точку зрения

1 мин.

10. Этап рефлексии

-Перед вами находятся оценочные листы, с помощью которых оцените свою работу на уроке, на основании которых я выставлю отметки в журнал.


Оценочный лист

Дата проведения урока:____________

Тема урока: ______________________

ФИ учащегося:____________________

Сегодня на уроке

Что нового Я узнал

Чему я научился

Что осталось для меня непонятным

Где мне пригодятся мои знания







За работу на уроке я ставлю себе отметку _____, потому что __________________________________


— Спасибо за урок, желаю вам хорошего настроения и, чтобы улыбка всегда украшала ваши лица.



-Заполняют оценочные листы, в соответствии с поставленными на урок целями.





5 мин.

11. Этап информации о домашнем задании

— Выучить определение частицы


1. Сочинить сказку

«Жила-была частица…»


2. Написать сочинение-рассуждение «Важны ли частицы в нашей речи»


3. Выписать из художественных произведений 5 предложений с частицами.

— Учащиеся записываю одно задание на выбор.


1-2 мин.




















Приложение 1

Памятка

Чем частица отличается от самостоятельных частей речи. Сделайте свои выводы.

  • Нет лексического значения

  • Нельзя поставить вопрос

  • Не является членом предложения

  • Придает различные оттенки значения

  • Может служить для образования форм слова



















Приложение 2

Карточка № 1


Сегодня к нам приедут артисты?

Разве сегодня к нам приедут артисты?

— Чем схожи эти предложения? Чем они различаются?

— Коля, посмотри, какая чудесная модель лунохода! Это Женя из нашего класса сделал.

— Я тоже такую сделал бы.

— А здесь смотри, что ребята придумали: проект подводного города.

— Я придумал бы ещё получше.

— Слушаю я тебя, Коля, и начинаю понимать, в чём разница между тобой и участниками этой выставки.

— В чем?

— В частице бы.


— О какой частице идет речь?

— А для чего служит эта частица?


Карточка № 2


ФИ_________________________________________________________________________________

Задание: вставьте в предложения, подходящие по смыслу частицы. Подчеркнуть слово, значение которого усиливает частица.

  1. Ты не веришь мне, а ещё другом называешься. Я очень занят, но помогу тебе, мы друзья. Ты сам хорошо учишься, а товарищ твой запустил ученье. Ему это не простительно, говорил о дружбе, а товарищу помочь отказался.

Слова для справок

То, даже, же, ведь.



Приложение 3


Оценочный лист

Дата проведения урока:____________________________________________________

Тема урока: ______________________________________________________________

ФИ учащегося:____________________________________________________________


Сегодня на уроке

Что нового Я узнал

Чему я научился

Что осталось для меня непонятным

Где мне пригодятся мои знания







За работу на уроке я ставлю себе отметку _____, потому что _____________________________________________________________________________














Список литературы


  1. Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений /(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.), М.: Просвещение.2011 г.

  2. Журнал « Русский язык в школе». 2008 г.

  3. Н. В. Егорова « Методические рекомендации», Русский язык 7 класс, Москва, 2010г.



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Слог. Перенос слова"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: