Конспект урока для 7 класса «Смысловые группы наречий»


Збаровская Галина Алексеевна




Учебник: Русский язык 7 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская

Тема: Смысловые группы наречий

Место урока: 2 урок по теме «Наречие».

Тип урока: Урок-исследование.

Цели:

Обучающие: через исследование, наблюдения, подвести учащихся к самостоятельному выводу о смысловых группах наречий. Учить умению распознавать наречия в речи (устной и письменной), правильно употреблять.

Обратить особое внимание на употребление наречий в речи.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, культуру речи, умение сравнивать, анализировать, и делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование представлений о смысловых группах наречий;

  • знакомство обучающихся с ролью наречий в речи, их особенностями;

  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать наречия в тексте, правильно употреблять их.

Метапредметные (УУД)

  • Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь сравнивать, обобщать и определять смысловые группы наречий.

  • Регулятивные: способность планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия.

  • Коммуникативные: умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и учитывать мнения других, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  • Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, в парах, при проверке; развитие самостоятельности; развитие интереса к изучению русского языка.

Ресурсы: компьютерная презентация урока, карточки для индивидуальной работы, учебник для 7 класса под редакцией Н.М. Шанского.



Ход урока

l. Организационный момент.

ll. Проверка домашнего задания:

1.Чтение сказок о наречии.

2.Повторение материала по теме: «Наречие как часть речи» (слайд 1) (Приложение 1)

Актуализация знаний.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в экспедицию «Эта удивительная страна — Наречие», для того, чтобы исследовать неизвестный объект. Я вас предупреждаю, что маршрут нам не знаком, поэтому нам необходимо держаться вместе. Но иногда придётся идти группой, иногда парами, а вот по узкой тропинке мы можем пройти только по одному.

Итак, вы согласны со мной отправиться в экспедицию? Не боитесь? Тогда в путь. С собой берём хорошее настроение…(запас знаний, терпение, смекалку…), а самое главное-ДРУЖБУ, чтобы в трудной ситуации поддержать друг друга. Запишем дату, когда мы отправились в путь.

lll. Постановка проблемы.

Я предлагаю вам прочитать небольшой отрывок в котором несколько слов пропущено.

Работа с текстом (слайд 2)

Я ехал с охоты (вечером) один, на беговых дрожках. До дому (ещё) было вёрст восемь; моя рысистая кобыла (бодро) бежала по пыльной дороге, (изредка) похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колёс. Гроза надвигалась. (Впереди) огромная лиловая туча (медленно) поднималась из-за леса; надо мною и мне (навстречу) неслись длинные серые облака; ракиты (тревожно) шевелились и трепетали. Душный жар (внезапно) сменился влажным холодом; тени (быстро) густели.

(карточки с текстом находятся у учащихся)

— Вам понравился отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Бирюк», который мы читали с вами на уроке литературы?

ИГРА «Ты редактор»

— Давайте попробуем отредактировать текст, вместо пропусков вставляя нужные слова.

Работаем в парах, помогая друг другу (Проверка) (слайд 2)

— Какова главная мысль данного текста? (Сколько всего можно описать с помощью слов, как богат и красив наш язык).

— Обратите внимание, каких предложений больше в тексте – простых или сложных?

— Какие средства художественной выразительности помогают нам понять, ощутить это состояние природы? Назовите их. ( Проверка) (слайд 3) (Приложение 2)

— Каких средств художественной выразительности больше в данном тексте? (олицетворений).

— Что называется олицетворением? (слайд 3)

(Олицетворение – свойства человека переносятся на животных, неодушевлённые предметы)

— Что это за такие загадочные слова, которые мы вставили в отрывок? Давайте проведём исследование.

— А знаете ли вы как проводить исследование?

Во-первых, надо определить объект исследования.

lV.Словарно-орфографическая диктовка (слайд 4)

Вставив буквы, мы узнаем название объекта исследования. Выполняем это задание устно все вместе, дружно, объясняя выбор орфограммы.

(З, С)делал, кило(м, мм)етр, ц…ган, ра(с, з)сказ, ки(л, лл)ограмм, в п…лях, ло(в, ф)кий, ц…плёнок, пр…скучный, сне(г, к), ко(р, рр)идор, ч(ю, у)до, а(п,пп)етит, ц…кнул, сол…це, р…стение, пе(р, рр)ила, в песн…, могу(чь, ч), пр…шить, хокке…

— Какое сочетание из данных слов получилось? (Смысловые группы наречий). Название объекта известно. Тема нашей экспедиции…

V.Сообщение темы урока.

Тема нашего урока «Смысловые группы наречий» (слайд 5)

— Что бы вам хотелось узнать по теме нашего урока?

Мы сегодня на уроке сделаем много открытий, касающихся этой части речи. Но для этого нам необходимо определить цели исследования объекта.

Vl. Сообщение целей урока.

— Чему будем учиться на уроке? (Учиться распознавать наречия в речи (устной и письменной), правильно употреблять; познакомимся с разрядами наречий).

Что будем развивать? (Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи, умение сравнивать, анализировать, и делать выводы).

— А для чего нам это нужно? (Чтобы знать наш язык, правильно и красиво говорить).

Vll. Изучение нового материала.

— Итак, сегодня мы будем изучать объект СМЫСЛОВЫЕ ГРУППЫ НАРЕЧИЙ. Но для этого нам надо определить метод, каким его будем изучать. Вспомните, какие методы исследований используют при изучении природы.

(НАБЛЮДЕНИЕ, ОПЫТ, ЭКСПЕРИМЕНТ, СРАВНЕНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ — специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления). (СЛАЙД 6)

— Какие источники информации для получения сведений об этом загадочном объекте будем использовать? (учебник, карточки, материалы презентации).

Начинаем НАБЛЮДЕНИЕ за объектом.

Работа в группах. ПРОВОДИМ ЭКСПЕРИМЕНТ

— Какие части речи помогают нам полнее, образнее принять действия предметов? (наречие)

— Найдите в тексте наречия (отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»)

(Приложение 3)

Укажите разряд наречия, которые отвечают на вопросы: (слайд 7)

1) Когда? С каких пор? До каких пор? (Приложение 4)

2) Как? Каким образом?

3) Где? Куда? Откуда?

Для того чтобы познакомиться с разрядами наречий, уметь находить наречия в текстах, определять их значение, нам необходимо познакомиться с материалом учебника на стр.97,98.

Подведём итог:

Итак, первое открытие.

Смысловые группы наречий (слайд 8) (Приложение 5)

Мы заем, что наречие – верный помощник глагола. А как наречие помогает глаголу, вы узнаете, выполнив следующее задание

Приём «Мозговой штурм» (слайд 9) (Приложение 6)

(работа в группах)



Vlll. Самостоятельная работа. Устно (слайд 10) (Приложение 7)

Игра «Найди наречия»

Ребята, чтобы продолжить работу, нам необходимо отдохнуть.

Время, остановись,

Дай нам одну минутку,

Только лишь для того,

Чтоб сделать физкультминутку.



По значению наречия можно разделить на два разряда (чтение теоретического материала на стр. 97) (слайд 11) (Приложение 8)

— Какой можно сделать вывод на основе прочитанного материала?

Ребята! Мы с вами проделали большую работу.

  1. ОБЪЕКТ ОПРЕДЕЛИЛИ,

  2. НАБЛЮДЕНИЕ УСТАНОВИЛИ,

  3. ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОВЕЛИ,

  4. КАКОВА БЫЛА ТЕМА НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ? (СМЫСЛОВЫЕ ГРУППЫ НАРЕЧИЙ)

lX. Закрепление изученного материала.

1.Упражнение 205 (работа в малых группах и на доске с комментариями)

(Выписать словосочетания с обстоятельственными наречиями, затем определительные наречия, затем все остальные)

ВТОРИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

2. Игра «третий» лишний (слайд 12) (Приложение 9)

X. Подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы много отвечали, творили, помогали друг другу. Теперь подошло время подвести итог нашему уроку. Внимание на слайд. (СЛАЙД 13)

Интересно — Что для вас было интересно на уроке?

Творчество – Каким творчеством вы занимались? (Были редакторами)

Обучение – Чему мы научились?

Главное – Что вы узнали на уроке?

Оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку в дневник.

Молодцы, ребята!

— На следующих уроках мы продолжим делать открытия об удивительной части речи – наречии.



Xl. Домашнее задание (слайд 14)

1. Выучить теоретический материал п. 33

2. На выбор:

а) Упражнение 206

б) Опишите уголок природы, используя наречия

в) Из басен И.А. Крылова выписать 10 наречий, указать их разряд.

Xll. Спасибо за урок! (слайд 15)

Используемая литература:

1.Учебник М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская Русский язык 7 класс.

2.Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, Причастие? — М.: ООО «Издательство Астрель», 1999. – 96с.

3.Тесты по русскому языку: 7 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 7 класс» М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 109с.

4. Дидактический материал по русскому языку для 7 класса.

Приложения

Приложение 1

Наречие как часть речи

  • Наречие – самостоятельная часть речи

  • Отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда?

  • Не изменяется

  • Не имеет окончания

  • Зависит от глагола

  • Синтаксическая роль: обстоятельство



Приложение 2





  • Олицетворения: гроза надвигалась, туча поднималась, облака неслись

  • Эпитет: душный жар

  • Метафора: тени густели



Приложение 3.

  • Вечером, бодро, изредка, впереди, медленно, навстречу, тревожно, внезапно, быстро.



Приложение 4.



  • Изредка, вечером – наречия времени

  • Бодро, медленно, тревожно, внезапно, быстро – наречия образа действия

  • Впереди, навстречу – наречия места



Приложение 5.

Смысловые группы наречий

  • Образ действия – как? каким образом?

  • Место – где? куда? откуда?

  • Время – когда? с каких пор? до каких пор?

  • Цель – зачем?

  • Мера и степень – в какой мере?

  • Причина – почему?

Приложение 6.



Мозговой штурм «Соотнесение наречий с разрядами»



а) ИНТЕРЕСНО наблюдать а) наречие образа действия

б) идти ВПЕРЕДИ б) наречие времени

в) СДЕЛАТЬ намеренно в) наречие меры и степени

г) не увидеть СОСЛЕПУ г) наречие причины

д) ПРИЙТИ поздно д) наречие места

е) ОЧЕНЬ высоко е) наречие цели

Правильные ответы : а) – а); б) – д); в)- е); г) – г); д) – б); е) – в).

Приложение 7.

Восстановите текст



Над землёй_______________ поднимается холодное солнце, ______________ бежит холодный ветерок, ______________ несутся холодные тучи… Жизнь замирает ______________. Земля всё больше проступает из-под зелени своей чернотой. В небе господствуют холодные тона.

И _____________ наступает день, когда на эту притихшую землю ____________ начинают падать тысячи _____________ красивых снежинок, и вся она становится _______________ белой.



Слова для вставки: медленно, тихо, вдруг, ослепительно, удивительно, быстро, низко, незаметно.



Над землёй медленно поднимается холодное солнце, быстро бежит холодный ветерок, низко несутся холодные тучи… Жизнь замирает незаметно.

Земля всё больше проступает из-под зелени своей чернотой. В небе господствуют холодные тона.

И вдруг наступает день, когда на эту притихшую землю тихо начинают падать тысячи удивительно красивых снежинок, и вся она становится ослепительно белой.

Приложение 8.

По значению наречия можно разделить на:



Обстоятельственные: Определительные:

образ действия мера и степень

время качество

место способ действия

причина

цель

Приложение 9.





Игра «третий» лишний



  1. Вблизи, медленно, здесь (остальные наречия места)

  2. Мгновенно, оттуда, вдруг (остальные наречия образа действия)

  3. Нечаянно, умышленно, назло (остальные наречия цели)















Свежие документы:  Конспект урока на тему "Спортивное путешествие"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: