Конспект урока
Тема: «Буквы е, ё, ю, я, обозначающие два звука.»
Цели урока:
Формировать представление о различии между звуком и буквой, обозначение мягкости согласного звука гласными е, ё, ю, я.
Воспитывать аккуратность при выполнении упражнений.
Развивать речевой слух у учащихся.
Оборудование: учебник.
Фотография доски:
Буквы е, ё, ю, я, обозначающие два звука.
Ход урока
Время | Методы и приемы | Содержание | ||||||||||||||||||||||||||||
Орг. момент
| 1м
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
Мин. Чист.
Словарная работа
Повторение
| 3м
4м
3 м |
Наглядный метод -упражнение -показ написания узора
— отгадывание — составление
— работа над лексическим понятием
—слово учителя
— беседа | Для начала проведем минутку чистописания. А чтобы красиво написать элементы мы разомнем ручки. Физминутка для рук
Развернем наоборот и похлопаем немножко.
Если долго так крутить, можно дырку просверлить. (Сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в разные стороны.)
Отгадайте загадку и вы узнаете, с каким словарным слово сегодня познакомимся. За стеной костяной, Соловейко, спой! (Язык) Составьте фразеологизм со словом язык. Фразеологизм – это устойчивое сочетания слов
—А кто может объяснить, что такое язык?
На Земле насчитывается около 5—6 тысяч языков —Какие вы знаете языки ? (Больше всего людей говорят на китайском, испанском, английском, русском, португальском, арабском и французском языке.) Запишите это слово и подчеркните букву я.
Помотрите на эти слова: мел, мёл, мял, люк. Давайте произнесем звуки в каждом слове? — В слове мел, какие слышим звуки?( [м ,э л]) — А в слове мёл какие звуки? ( [м ,о л]) — В слове мял? ( [м ,а л]) — И в последнем слове? ( [л ,ук]) — Сколько букв в этих словах? (3) — А сколько звуков? (3) -Какая роль букв ё, е, я, ю в этих словах? (Буквы ё, е, я, ю обозначают звуки [э ], [о], [а], [у ] и указывают на мягкость предшествующих согласных звуков).
| |||||||||||||||||||||||||||
Физминутка. Работа над новой темой по учебнику
Итог урока
| 1 м
35м
3м | — упражнение
— упражнение письмен. и уст-е -беседа по новой теме
— произнесение звука
— название темы урока — задачи урока
— беседа по правилу
— беседа по упражнению
-самостоятельная работа
-самостоятельная работа
— беседа по итогу урока | Физминутка.
Откройте учебник на стр. 48 Упражнение 30 Рассмотрите картинки, назовите изображённые предметы. ( ели, ёж, ягоды, юла) Запишите эти слова в тетрадь и разделите их на слоги? -Ребята, а как узнать, сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.) — А за доску пойдёт… Проверяем. Е-ли (2 слога), ёж (1слог), я-го-ды (3 слога), ю-ла (2 слога) — Поднимите руку, у кого так же? -Сколько букв в 1-м слоге каждого слова? (одна) — Какие это буквы? (ё, е, я, ю) — Вспомните, чем отличается звук от буквы? (звуки произносятся, буквы пишутся.) Сегодня мы узнаем ещё об одной роли букв ё, е, я, ю. — Произнесите слово ели, сколько звуков слышите в первом слоге? (2) — Какие? (йэ) — В слове ёж, какие первые звуки? (йо) — А в слове ягоды, какие первые звуки? (йа) — В слове юла, какие первые звуки? (йу) — Кто догадался, какая тема урока? Наша задача сегодня на уроке выяснить, когда буквы ё, е, я, ю обозначают два звука. Продолжите высказывание: Буквы е, ё, ю, я, в начале слова обозначают….(2 звука) — А могут ли эти буквы обозначать два звука в середине слова? Для того чтобы ответить на этот вопрос, выполним упражнение 31 Упражнение 31 — Прочитайте слова. В начале или в середине в этих словах буквы ё, е, я, ю? (в середине) Запишите эти слова с делением на слоги и укажите, какие звуки в них обозначают буквы ё, е, я, ю, [йа] Посмотрите на доску как вы будите делать ма-як,
[йу] Продолжаем. ко-ро-ед, со-юз, по-ёт [йэ] [йо]
Обратите внимание и скажите, после каких звуков (гласных или согласных) буквы ё, е, я, ю обозначают два звука? (после гласных) Прочитайте правило на стр.48 и 49. — Кто бы хотел прочитать правило? — Сколько гласных букв? (10) — А гласных звуков? (6) — Какие гласные буквы обозначают 2 звука? (е, ё, ю, я) -Когда они обозначают 2 звука? (В начале слова, после гласных) Упражнение 32 Прочитайте задание. — Что нужно сделать в этом упражнении? -Кто желает прочитать загадку? -Что содержит каждое предложение? (сообщение) -Как называются такие предложения? (повествовательное) — С какой интонацией такие предложения произносятся? (спокойно) Запишите загадку и к ней ответ. — И что же это? (яблоко) Теперь подчеркните в словах буквы, которые обозначают два звука. Правильно
— Каким будет соотношение звуков и букв в этих словах? (Звуков будет больше, чем букв т. к. буквы ё, е, я, ю обозначают 2 звука. В начале слова, после гласных) Упражнение 33 Прочитайте задание. Прочитайте эти слова. — Как вы думаете, сколько предложений можно составить из этих слов? — С какого слово лучше начать первое предложение? (выпал) — Какое 1-е предложение получилось?(Выпал первый снег) — Какое 2-е? ( Зоя, Яков и Юля лепят снеговика) Запишите предложения. Теперь подчеркните в словах йотированные буквы, где они обозначают 2 звука. — В какие слова подчеркнули буквы?(Зоя, Яков, Юля) — Почему в этих словах буквы я, ю имеют 2звука? (Т. к буквы я, ю стоят в начале слова и после гласной буквы) Упражнение 34 Прочитайте задание. — Кто желает прочитать стихотворение? А теперь письменно отвечаем на вопросы и делите слова на слоги во втором предложении. (1 человек за доску) Бел-ка спря-та-лась в дуп-ло. Давайте подведем итог нашего урока Какие задания вам были интересны? Какие задания вызвали затруднения? Выслушиваются ответы детей. -Давайте еще раз вспомним, в чем секрет букв е, ё, ю, я. (эти буквы обозначают два звука) — Когда буквы ё, е, ю, я обозначают 2 звука? (Стоят в начале слова, после гласных букв. Приведите примеры.(Лег, печка, мясо, люстра, маяк, каюта, юла, заяц, моё т.д.) Молодцы! Всем спасибо за старание!
| |||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
14