Конспект урока на тему «Буквы е, ё, ю, я, обозначающие два звука»


Конспект урока

Тема: «Буквы е, ё, ю, я, обозначающие два звука.»

Цели урока:

  • Формировать представление о различии между звуком и буквой, обозначение мягкости согласного звука гласными е, ё, ю, я.

  • Воспитывать аккуратность при выполнении упражнений.

  • Развивать речевой слух у учащихся.

Оборудование: учебник.

Фотография доски:



Буквы е, ё, ю, я, обозначающие два звука.























Ход урока

Этапы

Время

Методы и приемы

Содержание

Орг. момент














,


Мин. Чист.

































Словарная работа

























































Повторение
































3м





























































































3 м









Наглядный метод

-упражнение

-показ написания узора



















отгадывание
загадки

составление
фразеологизма



























— работа над лексическим понятием













слово учителя







— беседа

Для начала проведем минутку чистописания.

А чтобы красиво написать элементы мы разомнем ручки. Физминутка для рук



  1. Руки вытянем вперед, а потом свои ладошки

Развернем наоборот и похлопаем немножко.



  1. Быстро пальчиком вращаем и сильнее нажимаем.

Если долго так крутить, можно дырку просверлить.

(Сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в разные стороны.)







Отгадайте загадку и вы узнаете, с каким словарным

слово сегодня познакомимся.

За стеной костяной,

Соловейко, спой! (Язык)

Составьте фразеологизм со словом язык.

Фразеологизм – это устойчивое сочетания слов

  1. Язык хорошо подвешен — уметь хорошо, красиво говорить

  2. Язык сломаешь — очень трудно выговорить.

  3. Язык без костей – о болтливом человеке.

  4. Язык на плече — о ком-либо очень уставшем, утомившемся.

  5. Язык проглотишь — о вкусном.

  6. Язык проглотил? – молчишь.

  7. Держать язык за зубами — молчать, когда это нужно.

  8. Распустить язык – начать говорить лишнее.

А кто может объяснить, что такое язык?

  1. Язык — это подвижный орган в полости рта, являющийся органом вкуса и участвующий в образовании звуков речи.

  2. Язык ещё имеется в колоколе- это металлический стержень, производящий звон ударами о стенку.

  3. Язык – это система знаков передающих информацию. (Язык дорожных знаков, язык животных)

На Земле насчитывается около 5—6 тысяч языков

Какие вы знаете языки ? (Больше всего людей говорят

на китайском, испанском, английском, русском,

португальском, арабском и французском языке.)

Запишите это слово и подчеркните букву я.



Помотрите на эти слова: мел, мёл, мял, люк.

Давайте произнесем звуки в каждом слове?

— В слове мел, какие слышим звуки?( [м ,э л])

— А в слове мёл какие звуки? ( [м ,о л])

— В слове мял? ( [м ,а л])

— И в последнем слове? ( [л ,ук])

— Сколько букв в этих словах? (3)

— А сколько звуков? (3)

-Какая роль букв ё, е, я, ю в этих словах? (Буквы ё, е, я, ю обозначают звуки [э ], [о], [а], [у ] и указывают на мягкость предшествующих согласных звуков).



Физминутка.

Работа над новой темой по учебнику

































































































































































































Итог урока





































































1 м



35м









































































































































































































— упражнение



— упражнение

письмен. и уст-е

-беседа по новой теме

















— произнесение

звука





— название темы урока

— задачи урока







































— беседа по правилу











— беседа по упражнению











-самостоятельная работа









































-самостоятельная работа























— беседа по итогу урока

Физминутка.



Откройте учебник на стр. 48

Упражнение 30

Рассмотрите картинки, назовите изображённые предметы. ( ели, ёж, ягоды, юла)

Запишите эти слова в тетрадь и разделите их на слоги?

-Ребята, а как узнать, сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

— А за доску пойдёт…

Проверяем.

Е-ли (2 слога), ёж (1слог), я-го-ды (3 слога), ю-ла (2 слога)

— Поднимите руку, у кого так же?

-Сколько букв в 1-м слоге каждого слова? (одна)

— Какие это буквы? (ё, е, я, ю)

— Вспомните, чем отличается звук от буквы? (звуки произносятся, буквы пишутся.)

Сегодня мы узнаем ещё об одной роли букв ё, е, я, ю.

— Произнесите слово ели, сколько звуков слышите в первом слоге? (2)

— Какие? (йэ)

— В слове ёж, какие первые звуки? (йо)

— А в слове ягоды, какие первые звуки? (йа)

— В слове юла, какие первые звуки? (йу)

— Кто догадался, какая тема урока?

Наша задача сегодня на уроке выяснить, когда буквы ё, е, я, ю обозначают два звука.

Продолжите высказывание: Буквы е, ё, ю, я, в начале слова обозначают….(2 звука)

— А могут ли эти буквы обозначать два звука в середине слова?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, выполним упражнение 31

Упражнение 31

— Прочитайте слова. В начале или в середине в этих словах буквы ё, е, я, ю? (в середине)

Запишите эти слова с делением на слоги и укажите, какие звуки в них обозначают буквы ё, е, я, ю,

[йа]

Посмотрите на доску как вы будите делать ма-як,



[йу]

Продолжаем. ко-ро-ед, со-юз, по-ёт

[йэ]

[йо]





Обратите внимание и скажите, после каких звуков (гласных или согласных) буквы ё, е, я, ю обозначают два звука? (после гласных)

Прочитайте правило на стр.48 и 49.

— Кто бы хотел прочитать правило?

— Сколько гласных букв? (10)

— А гласных звуков? (6)

— Какие гласные буквы обозначают 2 звука? (е, ё, ю, я)

-Когда они обозначают 2 звука? (В начале слова, после гласных)

Упражнение 32

Прочитайте задание.

— Что нужно сделать в этом упражнении?

-Кто желает прочитать загадку?

-Что содержит каждое предложение? (сообщение)

-Как называются такие предложения? (повествовательное)

— С какой интонацией такие предложения произносятся? (спокойно)

Запишите загадку и к ней ответ.

— И что же это? (яблоко)

Теперь подчеркните в словах буквы, которые обозначают два звука.

Правильно

Посмотрите на доску, я правильно подчеркнула буквы в словах?

Круглое, румяное,

Круглое, румяное,


Я расту на ветке.

Я расту на ветке.


Любят меня взрослые

Любят меня взрослые


И маленькие детки.

И маленькие детки.


(яблоко)

(яблоко)




— Каким будет соотношение звуков и букв в этих словах? (Звуков будет больше, чем букв т. к. буквы ё, е, я, ю обозначают 2 звука. В начале слова, после гласных)

Упражнение 33

Прочитайте задание.

Прочитайте эти слова.

— Как вы думаете, сколько предложений можно составить из этих слов?

— С какого слово лучше начать первое предложение? (выпал)

— Какое 1-е предложение получилось?(Выпал первый снег)

— Какое 2-е? ( Зоя, Яков и Юля лепят снеговика)

Запишите предложения.

Теперь подчеркните в словах йотированные буквы, где они обозначают 2 звука.

— В какие слова подчеркнули буквы?(Зоя, Яков, Юля)

— Почему в этих словах буквы я, ю имеют 2звука? (Т. к буквы я, ю стоят в начале слова и после гласной буквы)

Упражнение 34

Прочитайте задание.

— Кто желает прочитать стихотворение?

А теперь письменно отвечаем на вопросы и делите слова на слоги во втором предложении. (1 человек за доску)

Бел-ка спря-та-лась в дуп-ло.

Давайте подведем итог нашего урока

Какие задания вам были интересны? Какие задания вызвали затруднения?

Выслушиваются ответы детей.

-Давайте еще раз вспомним, в чем секрет букв е, ё, ю, я.

(эти буквы обозначают два звука)

— Когда буквы ё, е, ю, я обозначают 2 звука? (Стоят в начале слова, после гласных букв.

Приведите примеры.(Лег, печка, мясо, люстра, маяк, каюта, юла, заяц, моё т.д.)

Молодцы! Всем спасибо за старание!

















14


Свежие документы:  Конспект урока ИЗО на тему «Чарующие снежинки»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: