Конспект урока на тему «Части речи. Обобщение»


Урок русского языка «Части речи. Обобщение»

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о частях речи.

Задачи:

  1. Формировать навыки в распознавании частей речи.

  2. Расширять словарный запас.

  3. Развивать орфографическую зоркость, внимание.

  4. Воспитывать чувство гордости за достижение человека в области освоения космического пространства, патриотизма.

Ход урока :

1.Организационный момент.

Учитель. — Прозвенел звонок, мы начинаем наш урок. Посмотрите какая добрая и веселая звездочка нас сегодня встречает. Давайте и мы с вами поделимся друг с другом своей улыбкой и лучиком добра. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их и поделитесь улыбкой и с ними. Садитесь!

— У вас только недавно закончились каникулы. И в эти дни наша страна и весь мир отмечал один замечательный праздник. Кто знает какой? (Ответы детей)

-Совершенно верно, День Космонавтики.

2. Чистописание.

-А кто мне скажет, почему этот праздник отмечают именно 12 апреля?

— Да, в 1961 году 12 апреля был совершен первый в истории человечества полет в космос. и Первым космонавтом стал Ю.А. Гагарин. Кто догадался над какой буквой мы будем работать на минутке чистописания? ( слайд 2).

Гг Гг

Гагарин

— Вот и я вам хочу сегодня предложить отправится в небольшое космическое путешествие. Прежде чем мы отправимся, давайте проверим Вашу готовность к полету. У вас должен быть на парте у каждого бортовой журнал, техническое задание у каждого и секретное задание в конверте ,одно на парту. Раз у нас все документы готовы- мы можем отправляться. Сейчас мы перенесемся ровно в 1961 год 12 апреля 6 часов утра. Именно в это время Гагарин произнес единственное слово перед полетом, которые услышала вся страна. (звуковой файл).Итак, поехали!

3. Словарная работа.

-Прежде чем взлететь в космос , любой космонавт проходит подготовку. Нашей подготовкой будет словарная разминка. Спишите слова, вставив пропущенные буквы. Ученики 1 ряда помогут и по цепочке вставят необходимые буквы. (Слайд 3)

Словарь : космос, космонавт, планета, скафандр, карета.

— Среди слов найдите слово, в котором ударный первый слог. Возьмите бортовые журналы .В бортовом журнале мы как и настоящие космонавты будем фиксировать самое важное в нашем путешествии. Итак, запишите первое ключевое слово КОСМОС.

— Ребята, а вы ничего не заметили странного? На чем же мы полетим в космос? Ведь у нас есть только карета. Как нам карету превратить в ракету? (анаграмма)

Получаем слово РАКЕТА.

Внимание! Введите в бортовой журнал следующее слово РАКЕТА.

Ну теперь мы можем взлетать.

Физкульминутка для глаз.

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.

Вправо глазки посмотрели,

Влево глазки поглядели,

Вверх подняли мы глаза,

Опускаю я глаза и работаю: Ура!



4.Постановка темы и цели урока..

У.- Ребята, у каждого путешествия есть цель. Нам надо тоже определить цель нашего путешествия.  Когда я готовилась к уроку, приготовила для вас слова. Разделила их на группы и положила аккуратно в ящик. Ой! Что же случилось с моими словами. В условиях невесомости разлетелись все слова. Нужно их собрать. Ребята, помогите мне разделить их на группы.

-Как вы думаете,  на какие группы можно разделить эти слова?

-Разделить на части речи.

Ученики по очереди распределяют слова на доске.

-Ребята, так какова тема нашего урока? (-Части речи).

1,2,3- Бортовой журнал возьми! Введите следующее слово: это имя существительное, одушевленное, мужского рода. (КОСМОНАВТ)



5. Работа по теме урока.

У. — Не каждый человек может стать космонавтом. Он должен обладать определенными качествами. В конвертах у вас разрезные картинки. Соберите картинку правильно, и вы прочитаете качество настоящего космонавта.

Затем дети по очереди отвечают развернуто на вопрос «Каким должен быть космонавт? «.

-Слова: трудолюбивый, находчивый, внимательный, решительный, сообразительный,, заботливый, выносливый, терпеливый, наблюдательный.

-Какой частью речи являются все названные вами качества космонавта? (Имя прилагательное). Для чего же нам в речи необходимо имя прилагательное?

— Проверим, насколько вы были внимательны. Среди названных вами слов был синоним к словам смелый отважный. Назовите его.(РЕШИТЕЛЬНЫЙ).

1,2,3 — Бортовой журнал возьми! Введем слово РЕШИТЕЛЬНЫЙ в бортовой журнал.

Мы с Вами говорили каким должен быть космонавт, но он должен быть и здоровым. А для этого он регулярно занимается физкультурой.

Физкультминутка.

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня космонавт!

Начинаем тренировку, (ходьба на месте)

Чтобы сильным стать и ловким.

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем,

А потом наоборот –

Будет вправо поворот.

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Плечи выше, руки шире.

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись!





-Ребята, а как же определить какой частью речи являются слова? ( по вопросу)

-Давайте посмотрим на это предложение. Что интересного заметили? Какой частью речи является слово печь? А справитесь ли с этим заданием? Второе предложение записывают в тетради и разбирают самостоятельно.





-Какие молодцы! Вот Вам еще сложнее задние. Какое слово лишнее? (УПРАВЛЯЕТ). Докажите!

1,2,3 Бортовой журнал возьми! Дополним журнал словом УПРАВЛЕЯЕТ.



-Ох, а нам снова предстоит сложное испытание. Вы знаете, иногда космонавтам приходится выходить в открытый космос . А кто знает имя первого космонавта, который совершил выход в космос? (Алексей Леонов – первый человек, который вышел в открытый космос в 1965 году).

— У нас небольшая авария. Нужно срочное соединить контакты. Прочитайте слова левого столбика. Слова какой части речи здесь записаны?

— Прочитайте слова правого столбика. Слова какой части речи здесь записаны? Соедините линией подходящие по смыслу глаголы и наречия.

МАСТЕРИТЬ КРЕПКО

ИДТИ ГРОМКО

СПАТЬ ПЕШКОМ

СКАЗАТЬ УМЕЛО



— Молодцы! Вы успели предотвратить аварию. И сделали это очень умело!

1,2,3 Бортовой журнал возьми! Зафиксируйте в журнале наречие состоящие из 5 букв и 5 звуков. (УМЕЛО).

— Прочитайте все слова, которые вы уже занесли в бортовой журнал.

— И следующее задание -составить из всех этих слов предложение. Форму слова изменять можно.

-Я вижу у вас возникла какая-то проблема? Что не получается?

(Дети отвечают, что не могут применить слово космос)

-Хорошо, а чтобы мы смогли использовать это слово, что нам необходимо или чего не хватает? (Предлога).

— А что же такое предлог? Какой предлог вы используете? Прочитайте получившееся предложение. Надпишите над каждым словом какой частью речи является каждое слово. Какой части речи нет в предложении? (Местоимения)

6. Проверка знаний.

-Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие. Но посмотрите мы еще не выполнили техническое задание. Положите перед собой лист с техническим заданием. Это небольшой тест для проверки как вы разбираетесь в частях речи. Каждый лучик солнышка- это ответ на вопрос. Вопросы я буду зачитывать. Вы только записываете ответы в соответствующей ячейке.

Затем проверка по эталону. Ребята, у нас с вами получилась памятка по частям речи.

Тест. Техническое задание.

1 . Бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными.( существительное)

2. «Заместители» имен существительных, которые указывают на предмет, но не называют.(местоимение)

3. Бывают прошедшего, настоящего и будущего времени. ( глагол)

4. Вправо, влево, сегодня и завтра, быстро и медленно все это …..(наречие)

5. Ответит всегда на вопросы такие: какой? какая? какие? (прилагательное)

6. Часть речи, не обозначает ни действия, ни предмета, зато служит для связи слов в предложении, чтобы речь была красивой и связной..(предлог)

7. Рефлексия.

-Вот мы и вернулись в наш любимый класс. Кому урок показался интересным покажите зеленый сигнал, кому не очень — красный.

Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. И я хочу, чтобы каждый из вас оценил себя сам символом.

Спасибо за урок!

Домашнее задание.

Написать мини — сочинение «Полет в космос».



Свежие документы:  Конспект урока на тему «Человек в социальном измерении»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: