Конспект урока на тему «Чередующиеся гласные в корне слова»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ТУЙМАЗИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ











«Современный урок»

Открытый урок русского языка

Тема урока:

Чередующиеся гласные в корне слова



Урок (с презентацией).

Преподаватель русского языка

Гизятова Л.Х.














г.Туймазы, 2015

Тема урока: Чередующиеся гласные в корне слова.

Тип урока: урок открытия новых знаний с опорой  на технологию деятельностного метода.

Вид урока: урок-практикум

Цели как деятельность обучающегося:

1. Образовательные: создать условия для повторения правил и формирования навыка правильной постановки букв А/Я или О, Е или И в корнях с чередованием, преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму.

2. Развивающие : включить каждого обучающегося в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе, находить слова с буквами чередующихся гласных в корне, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм, устанавливать общность условий выбора написания корней с чередованием, развивать умение видеть и находить в художественном тексте слова с изученной орфограммой.

3. Воспитательные: формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля.

Оборудование:

  1. компьютер;

  2. мультимедийный проектор;

  3. мультимедийная презентация: «Чередующиеся гласные в корне слова».















План урока.


Содержание этапов урока

Методы и формы работы


1.

Организационный момент. (2 мин.)

Приветствие. Постановка целей и задач урока. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

2.

Проверка домашнего задания. Орфоэпическая минутка. Повторение.(10 мин.)

Групповые форма организации познавательной деятельности, практическая часть, закрепление пройденного материала.


3.

Работа с правилами.(15 мин.)

4.

Подведение итогов: практическая часть. (15 мин.)

5.

Заключение. Этап информирования о домашнем задании. (2-3 мин)


Ход урока.


  1. Организационный момент.


Слайд 2.


Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня на уроке мы продолжим постигать законы русского языка. Вы сами будете открывать закон, применять его на практике.

В правописании существует свой порядок и дисциплина. Например, когда имеешь дело с корнями, самое трудное – это правильно написать безударную гласную.

Но есть и такие корни, которые в одних словах пишутся, например, с О, а в других – с А. Происходит так называемое чередование гласных в корне. Что происходит со звуком? Редуцируется. Прежде, чем мы пройдем новую тему, проверим домашнее задание.


Слайд 3-5.


Проверка домашнего задания.


Слайд 6.


Работа с правилами.

Написание чередующихся гласных а-о, е-и, а(я)-им, а(я)-ин может зависеть:

— от суффикса, следующим за корнем;

— от ударения;

— от буквы, следующей за гласной;

— от значения слова.

Корни с чередующимися гласными нельзя проверять родственными словами.


Слайд 7, 8.


  1. Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем:

-бир/-бер, -блист/ -блест, -дир/-дер,

-жиг/-жег, -мир/-мер, -пир/-пер, -стил/-стел,

-тир/-тер, -чит/-чет

-и- пишем, если за корнем есть суффикс -а-

стИрАть — стЕреть

расстИлАется – расстЕлить;


-ин/ -им, если дальше следует суффикс -а-:

занИМАть — занять

сжИМАть – сжать;


кос-/-кас, -лаг-/лож пишется -а-, если есть суффикс -а-

кАсАться — кОснуться

предлАгАть – предлОжить, предлОг.


Слайд 9, 10.


  1. Написание гласных, зависящее от ударения:


— под ударением пишем -а- в корне -гар-, без ударения -о- в корне -гор-:

загАр – загОрЕть;

— в корнях -зар-/-зор- в безударном положении -а-, под ударением -а- или -о- в соответствии с произношением:

зарЯ, зарнИца, но: зОри, зАрево зависят от произношения.


-клан-/-клон-, -твар-/-твор- в безударном положении — -о-, под ударением — -а-/-о- в соответствии с произношением:

поклонИться, клАняться, но: поклОн

творИть, твАрь, но : затвОр, притвОра, Утварь;


-плав-/-плов- в безударном положении -о-

пишется только в двух словах: плОвец, плОвчиха, но плЫвун в соответствии с произношением, в остальных -а-: поплавОк, плавнИк.


Слайд 11.


  1. Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной:


-раст-, -рос- пишется -а- перед СТ и Щ, в остальных случаях -о-:

рОсла, рАсти, но: росток, рост, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав, отрасль -слова-исключения.


-скак-, -скоч- пишется -а- перед К, -о- перед Ч в безударных корнях:

скАКать, вскОЧить, но: скАЧок, скАЧу.



Слайд 12.


  1. Написание гласных, зависящее от значения слова:


-мак-/-мок-, -равн-/-ровн- зависят от значения:

-мак- -погружать в жидкость, -мок- —

пропускать жидкость:

мАкать в хлеб, промОкашка

(промОкательная бумага)

равн- пишем -а- в значении «рАвный, одинаковый»;

ровн- пишем -о- в значении «рОвный, прямой, гладкий».

Но: рАвнина, рОвесник, порОвну, урОвень – слова-исключения.


Слайд 13,14,15.


Проверка и закрепление полученных знаний. Словарный диктант:


сл…жение, выр…стить, подр…сли, возл…гать, выр…щенный, отр…сль, р…сток, р…стение, г…рит, соприк..саются, уб…рала, заст..лает, выб..рать, з..рница, выг..ревшей, тв..ренье, пл..вущая, пл..вать, утв…рь, ск..чок, приск…кать, вым…кнуть, обм…кнуть, р…вняйсь, ум…рает, заг…релый


Какие орфограммы мы изучили?

От чего зависит выбор гласных в корне?

Какие есть слова-исключения?


Во избежание ошибок составляем алгоритм:


1. Вижу безударную гласную.

2. Определяю морфему. Если корень, проверяю вид безударной гласной:

— проверяемая;

— непроверяемая;

— чередующаяся.

3. Вспоминаю условие написания для данного вида.


Слайд 16.


Из данных предложений выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне:


1. Если нечаянно порежете палец, не прикасайтесь к ранке невымытой рукой: ранку можно загрязнить, тогда получится нарыв.

2. Белка забавно скачет по веткам, замирает, наклоняет голову вниз и — прыг, зарывается в снег.

3. Борьба пловцов в финальном заплыве обычно бывает крайне напряжённой.

4. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

5. В своих прогулках с ребятами мы установили правило: покидая стан, убирать за собой.

6. Кишкин подтянул опояской свою старенькую шубёнку, крытую серым вытершимся сукном.

7. Звено единогласно решило, что бывшие друзья должны помириться.

8. Зайцы-песчаники довольствуются влагой, которую поглощают с корнями и стеблями растений, иногда увлажнённых росой.

9. Ненастный день потух, ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой; как привидение, за рощею сосновой луна туманная взошла.

10. Стеклянно позеленело небо, и в нём заблистала серебряной точкой Венера; вскоре она станет шестигранником, полным яркого, холодного солнца






Слайд 17,18.


Домашнее задание:


  • 1. Выучить параграф № 20.

  • 2. Задание на выбор: упр. 106 или написать ответ почтальону Печкину, используя слова на изученную орфограмму.

Письмо дяди федора.

«Дорогой дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо соберать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слагать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу… Пропадает вырощенный урожай! Вот такие дела. Приезжай скорее, дядя Фёдор!»



Слайд 19.


Используемый материал:

  • Учебник: Русский язык. 10-11 класс, Н.Г. Гольцова. И.В.Шамшин, М.А.Мищерина, 2011: Русское слово. Рекомендован Министерством образования и науки РФ;

  • Сайт учителя русского языка и литературы http://perova3.jimdo.com/ ;

  • Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/ ;

  • ЗАВУЧ.инфо http://www.zavuch.ru/ ;

  • Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/.


Свежие документы:  Готовимся к ЕГЭ. На материале сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: