Конспект урока на тему «Эти непростые односоставные предложения»



Тема: Урок «Готовимся к ЕНТ» по теме: «Эти непростые односоставные предложения»

Цель: 1. Повторить и углубить знания учащихся об односоставных предложениях, их строении и способах выражения главных членов;

2. Формировать умения делать правильный выбор в определении типов односоставных предложений;

3. Привить любознательность, интерес к изучению предмета;

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся

Методы: Наглядный, словесный

Форма урока: Парная, групповая

Ожидаемые результаты: Учащиеся научатся правильно определить типы односоставных предложений и способы выражения главных членов;

Оборудование: Слайды, карточки для парной работы, стикеры, оценочные листы для групп, притча «Все в твоих руках»

Ресурсы: Ф.Г.Брулева, Г.Ф.Булгакова, В.К.Павленко «Русский язык для 11 класса,

В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова «Русский язык. Теория», материалы Интернета

Эпиграф к уроку: Ум заключается не только в знаний, но и в умении прилагать

знание на деле (Аристотель)

Девиз урока: Хочешь получить грант завтра- готовься сегодня!

Ход урока

Психологический настрой (Просмотр и обсуждение притчи «Все в твоих руках»)

Деление на группы по цветным карточкам

Учитель по выбранным учащимися цветным карточкам, определяет настроение учащихся к уроку.

Красный цвет- Энергичные, готовы работать

Зеленый цвет- Спокойные, нет страха

Синий- Испытывают чувства тревоги, беспокойства

  1. «Мозговая атака» Опрос пройденного материала

Цель: Обобщить и закрепить знания учащихся, полученные по данной теме на предыдущих уроках.

1.Какие предложения называются односоставными?

Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными.

  1. На какие типы делятся односоставные предложения?

По значению и способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на: с главным членом подлежащим (назывные), с главным членом сказуемым (определенно- личные, неопределенно- личные, безличные, обобщенно- личные).

  1. Что такое определенно- личные предложения?

Определенно- личными называются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо и сказуемое выражается формами 1-го и 2-го лица ед. и мн.ч изъявительного и повелительного наклонения.

  1. Что такое неопределенно- личные предложения?

Неопределенно- личными называются односоставные предложения, в которых деятель не названотдельным словом и мыслится как неопределенное лицо, сказуемое имеет форму прош. вр.мн.ч. а также форму 3-го лица мн.ч

  1. Что такое безличные предложения?

Безличными называются односоставные предложения, в которых действие и состояние не создаются деятелем. Безличные предложения могут выражать состояние природы и окружающей среды.


  1. Что такое обобщенно-личные предложения?

Неопределенно- личные и определенно- личные предложения могут иметь значение обобщенного лица, то есть указывает на то, что действие производится всеми, любым лицом.

  1. Что такое назывные предложения?

Назывные- это такие односоставные предложения, у которых один главный член предложения- подлежащее.

2. Работа с памятками (С целью закрепления и запоминания учащимися пройденного материала, учитель предлагает памятки)

Памятка №1

Односоставные предложения

↓ ↓

С главным членом сказуемым : С главным членом подлежащим :

↓ ↓

Определенно- личные Назывные

Неопределенно- личные

Безличные

Обобщенно- личные



Памятка №2

Алгоритм определения типов односоставных предложений


1 шаг→Находим грамматическую основу предложения(подлежащее и сказуемое)

2 шаг→ Определяем, двусоставное или односоставное

3 шаг→Смотрим, чем выражен главный член предложения

4 шаг→ Можно ли вставить подлежащее в предложение?

Например, Люблю лирические песни (1л, ед.ч, опред-личн, можно вставить подлежащее Я)

3. Парная работа (Учащимся раздаются карточки с предложениями. Они, работая в парах, должны определить типы односоставных и объяснить способы выражения главных членов).

1 пара Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму. В дверь негромко постучали.

2 пара Мне не спится. Вернулись поздно вечером.

3 пара Ласковый осенний день. Брожу по набережной снова.

4 пара Теперь мне хорошо! Обнимаю вас от всего сердца.

5 пара В 12 часов ночи еще танцевали. Дружбу за деньги не купишь.

6 пара Мороз и солнце. День чудесный! Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

4. «Цифровое соответствие» (На слайде с правой стороны указаны типы односоставных предложений, а с левой стороны примеры. Учащиеся должны соотнести виды односоставных с примерами и соединить линиями).


  1. Определенно- личное

  2. Неопределенно-личное

  3. Обобщенно- личное

  4. Безличное

  5. Назывное

  1. Осенний холодок.

  2. На чужой роток не накинешь платок.

  3. Саше не спится, но весело ему.

  4. Берегите друг-друга, добротой согревайте!

  5. Площадку вокруг школы очистили от стружек, щепок, обломков кирпичей.

  6. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!


Ответы: 1-4, 1-6, 2-5, 3-2, 4-3, 5-1

  1. Определенно- личное

  2. Неопределенно-личное

  3. Обобщенно- личное

  4. Безличное

  5. Назывное

  1. Пахнет сено над лугами.

  2. Люблю грозу в начале мая.

  3. Ночь. Землянка. Фитиль разгорелся еле-еле.

  4. Отбираем из своего имущества только самые необходимые.

  5. Чужим умом умен не будешь.

  6. От него ждали чуда.

Ответы: 1-2, 1-4,2-6, 3-5, 4-1, 5-3

5.Работа с учебником Выполнение упражнений 72. Упражнение- тест. Определить типы односоставных предложений)

6. Графический диктант (Учитель читает предложение по данной теме, а учащиеся обозначают ответы только буквами. (Например, о.л ,н. л,б.л ,об.л).

1.В кинотеатрах города начинают показ фильмов о первом президенте страны.2. Ужасно хочется пить.3. Не за свое дело не берись, а за своим делом не ленись.4. Без любви, без счастья по миру скитаюсь, разойдусь с бедою, с горем повстречаюсь.5. На улице пахнет морозной свежестью.6. Потерянное доверие не скоро найдешь.7. Собрали хворост, развели костер на берегу озера.8. Колю в первый раз отпустили с бабушкой в Москву. 9. Ему захотелось увидеться с друзьями.10. Мне уже было скучно спорить и хотелось спать. Ответы: 1. н.л, 2. бл, 3. об.л, 4. о.л,5. б.л, 6. об.л, 7. о.л, 8. н.л, 9. б.л, 10. б.л

Физминутка «Каражорга»

7. Игра «Горячий стул» (У доски стоит «горячий» стул. На этот «горячий» стул по очереди приглашаются несколько учащихся из двух групп. Сидящие остальные учащиеся их вопросами по данной теме.

8. Составление постера «Односоставные предложения»

Самооценивание и взаимооценивание групп по образцу:

Глубина раскрытия темы

Использование дополнительного материала

Убедительность выводов

1 группа



2 группа



9.Рефлексия (Учащиеся на стикерах пишут ответы, зачитывают вслух и прикрепляют к доске):

Сегодня на уроке я узнал (а)……….

В группе работать было….

Помогал мне……

Легко было………..

Трудно всего было……

Больше всего мне понравилось……..

9.Домашнее задание: Односоставные предложения

Составить по 3 предложения на виды односоставных предложений








Средняя школа имени Жамбыла








Открытый урок по русскому языку

в 11 русском классе

«Готовимся к ЕНТ»

по теме:

«Эти непростые односоставные предложения»









Подготовила и провела: Э. Канатова







2014-2015 учебный год















Отчет о проведении недели русского языка и литературы

«Язык- наша духовная ценность» (2014- 2015 учебный год)

Девиз недели: В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!


С 19 по 26 ноября в школе проводилась неделя русского языка и литературы на тему: «Языкнаша духовная ценность». Цель проведения недели: Повышение интереса к предмету, развитие творческого и познавательного потенциала, совершенствование лингвистической и речевой компетенции учащихся. Заранее был составлен план недели, график проведения открытых уроков и воспитательных мероприятий.

В течение недели учителями были проведены открытые уроки, воспитательные мероприятия, веселые переменки, учащимися были организованы соревнования танцев «Флешмоб».

С целью улучшения подготовки учащихся к ЕНТ, учительница Г. Тасимова провела в 11 казахском классе урок «Согласованные и несогласованные определения», Э.Канатова урок «Готовимся к ЕНТ» в 11 русском класс по теме: «Эти непростые односоставные предложения», также Э. Тасимова провела КВН в 5 казахском классе «Тайны звуков и букв», Э. Канатова литературный вечер среди учащихся 9-10-11 классов «Любовь- волшебная страна»,Т. Вдовина урок в 8 русском классе «Второстепенные члены предложения», воспитательное мероприятие среди учащихся 5,7 классов «Богатство русского фольклора». При проведении всех мероприятий учителями были применены новые методы и подходы в обучении и использованы ИКТ. Учащиеся 5,7,8,11 русского, 5 казахского классов активно участвовали во всех мероприятиях недели. В результате учащиеся 8, 11 русского класса были награждены грамотами за организацию и проведению недели русского языка и литературы. Все запланированные мероприятия были проведены и осуществлены.


Руководитель МО: Э. Канатова

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Отработка навыков чтения слогов и слов с изученными буквами"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: