Конспект урока на тему «ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ»



Тема6«Обобщающий урок no теме «ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ»


Цели урока:


Предметные: распознавать фразеологизмы в тексте; заменять указанные свободные сочетания слов фразеологизмами; подбирать толкование к указанным фразеологизмам; употреблять их в речи

Метапредметные: адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения.

Личностные: осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; осознание отражения во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию.

Наглядность: «Фразеологический словарь русского языка»; иллюстрации, рисунки; материал для лабораторной работы (каждому ученику); портреты А.С. Пушкина и И.А. Крылова.

Ход урока:

1 Организация класса.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку …

(дети хором…»пять2)

2 Слово учителя

— Сегодня мы продолжаем изучение фразеологических оборотов. Давайте вспомним определение.

(… )

— На прошлом уроке мы говорили об отличиях фразеологизмов от свободных словосочетаний. Вспомним их.

(В свободном словосочетании любое слово можно заменить другим, а во фразеологизме нельзя; в свободном словосочетании слова сохраняют самостоятельный смысл, а во фразеологизме — теряют; лексическое значение имеет фразеологизм в целом; словосочетания создаются в речи, не требуют запоминания; фразеологизмы используются готовыми, требуют запоминания.)

— Вспомним примеры свободных словосочетаний и фразеологизмов.

(Повесить бельеповесить нос, золотой браслет — золотые руки, волчий хвост — волчий аппетит.)

— Сегодня на уроке мы должны углубить и расширить знания о фразеологизмах русского языка. Для этого проведем лабораторную работу, на которой исследуем синонимию и антонимию фразеологизмов. Обратим внимание на произношение некоторых устойчивых словосочетаний. Будем учиться находить и использовать их в речи, чтобы сделать ее более образной и красочной.

3. Работа по теме урока

— Обратимся к словам русского критика В.Г. Белинского: «Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его самобытное, самородное богатство».

— Как вы смысл высказывания?

(высказывания уч-ся)

— Помогать нам будут словари (их вы видите на стенде): прежде всего «Фразеологический словарь русского языка» (сост. Н.Ф. Татьянченко), «Словарь русского языка» (С.И. Ожегов), сборник «Крылатые слова» (Н.С. Ашукин и М.Г. Ашукина).

— Значения русских фразеологизмов не всегда понятны иностранцам. Один художник, не знающий русского языка, любезно согласился проиллюстрировать несколько фразеологизмов. Вот что у него получилось.

— Назовите эти устойчивые сочетания, запишите их, подчеркните безударные гласные в корне, подберите (устно) проверочные слова, объясните значения.

(Рисунки — на доске; один ученик записывает фразеологизмы на доске, остальные — в тетрадях.)

Заметать следы (скрывать истину)

Писать как курица лапой (неаккуратно, неразборчиво)

Ходить по струнке (дрожать перед кем-либо)

Крокодиловы слезы (притворная, лицемерная жалость)

— Устойчивые сочетания известны не только в русском языке. Предлагаем вам прочитать шуточные поговорки некоторых народов и решить исходя из общего значения, какой фразеологизм соответствует им в русском языке.

Свежие документы:  конспект урока для 7 класса "Деепричастие как особая форма глагола"

Когда луна превратится в зеленый сыр (англ.).

Когда хвост верблюда коснется земли (кирг.).

Когда свинья в желтых шлепанцах на грушу вскарабкается (болг.).

Когда собаки залают хвостами (нем.).

Когда камень зацветет (лезгинск.).

— Записать на доске русский фразеологизм Когда рак на горе свистнет, подсчитать безударные гласные и непроизносимые согласные, объяснить значение (никогда).

— Как видите, героями многих фразеологизмов являются животные. Угадайте, о каком животном идет речь, объясните значение фразеологизма, составьте с любым из них предложение.

На ухо наступил (медведь);

покупать … в мешке (кот);

смотрит как … на новые ворота (баран);

биться как … об лед (рыба) — тщетно, безрезультатно прилагать усилия;

4. Физминутка

5. Лабораторная работа (работа в парах)

Цель: ознакомиться с особенностями произношения некоторых устойчивых оборотов, научиться подбирать синонимы и антонимы к ним, определять тропы.

А теперь переходим к лабораторной работе

(у каждого учащегося карточки с заданиями)

Орфоэпическая минутка

— Обращайте внимание на ударение:

Гроша ломаного не стоит.

Пока суд да дело.

Семи пядей во лбу.

Губа не дура.

— Как называется явление, представленное в следующем предложении? (Синонимия.)

Стали искать проводника, а его и след простыл; его поминай как звали; он сквозь землю провалился.

— Запишите любой вариант предложения, объясните постановку запятой

(ССП с союзом а).

— Расположите фразеологизмы по степени нарастания признака, запишите, подсчитайте безударные гласные в глаголах.

Приводить в ярость — действовать на нервы —доводить до белого каления — выводить из равновесия.

— Как называются слова с противоположными значениями?

(антонимы )

— Антонимы встречаются и среди фразеологизмов.

— Подбери антонимичную пару:

кот наплакал;

слова не вытянешь;

хоть глаз выколи

хоть иголки собирай;
куры не клюют;
рта не закрывают
.

— В образной основе многих фразеологизмов лежат художественные приемы, или тропы, о которых мы не раз говорили на уроках литературы. Вспомните, что такое

литота;

гипербола;

сравнение.

— Выпишите из предложенных фразеологизмов те, в которых встречаются эти тропы (по вариантам): 1-й — с гиперболой; 2-й — с литотой; 3-й — со сравнением.

Лететь стрелой (сравн.);

грош цена в базарный день (литота);

вырос до неба (гиперб.);

капля в море (литота);

как за каменной стеной (сравн.);

нет живого места (гиперб.);

как кошка с собакой (сравн.);

от горшка два вершка (литота).

— Многие фразеологизмы имеют литературную основу. Они вошли в язык из художественных произведений мастеров слова, например, А.С. Пушкина и И.А. Крылова. — Подпишите под их фамилиями фразеологизмы, которые стали известны благодаря таланту писателей, объясните значения (у каждого учащегося карточки)

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Наши праздники - Наурыз. Повторение изученного. Части речи"

А.С. Пушкин. И.А Крылов

Остаться у разбитого корыта А воз и ныне там

Спору нет Так поди же попляши

Белены объелась А ларчик просто открывался

— Прочитайте слова, записанные на доске:

Ты вспоминай на праведном пути то,

Что старик Марк Твен сказал когда-то:

«Ты слово должен нужное найти,

А не его троюродного брата».

— Почему здесь ставятся кавычки? Объясните эти слова. Согласны ли вы с их автором?

— Добавьте «нужное» слово во фразеологизм (устно все, один на доске дописывает слова, объясняет):

Глеб у доски повесил … (нос),

Краснеет до корней … (волос),

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь … (землю провалиться).

О чем же думал он вчера,

Когда баклуши … с утра? (бил)


— Найдите фразеологизмы в шуточном стихотворении П.Хмары, подчеркните их и объясните значение.

ЗООЛОГИЧЕСКАЯ ЭЛЕГИЯ

Я был в зачарованном мире,

В далеких волшебных краях.

Он плавает в сказочном море

На трех легендарных китах.

Там песнь лебединая льется,

Там гадкий утенок живет,

Там ищут заблудшие овцы

Баранов у новых ворот.

Там водится синяя птица,

Свистит по-разбойному рак,

Там лают на девять псов-рыцарей

Нерезаных десять собак.

Верблюд там в ушко от иголки

Пролезть почитает за труд,

И в шкурах овечьих там волки

Козлов отпущенья дерут.

Там льют крокодиловы слезы,

Там раки зимуют у них.

Веселым создателям прозы

Растят там телят золотых.

Премудрый пескарь там ютится,

Сверкает жар-птица огнем,

И кляча истории мчится

В упряжке с троянским конем…

Как любим зверей этих все мы!

Но брел я, печален и зол:

Где наши собаки на сене?

Где наш буриданов осел?

Неужто совсем невозможно

Нам выдумать наших зверей?

Поэт! Современник! Художник!

Зажгись!

Вдохновись!

Озверей!

Пускай же немедля взлетает

Фантазии красный петух!

И пусть нам слонов не хватает,

Мы будем их делать из мух!

(П.Хмара)

— Итак, сегодня мы расширили имевшиеся знания о фразеологизмах русского языка, показали богатство устойчивых сочетаний, учились самостоятельно определять значения и правильно употреблять в речи.

6.Проверка выполнения лабораторной работы самооценка деятельности

7. Запишите домашнее задание (по выбору)

Запишите как можно больше фразеологизмов со словом голова, составьте с одним из них сложное предложение.

Составьте сказку или рассказ, содержащий любой названный на уроке фразеологизм.

Напишите стихотворение или историю, используя несколько фразеологизмов.

8. Рефлексия

— Продолжите фразу: «В конце урока я знаю …»

«В конце урока я умею…»

— С какими трудностями встретились на уроке?

— Как вы их преодолевали?

Литература :

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.Просвещение, 1995. С 95- 122.

  2. Введенская Л.А., Баранов М.Т, Гвоздарев Ю.А. русское слово. М.:Просвещение, 1983. С. 120-122

  3. Школьный фразеологический словарь русского языка (сост. Жуков В.П.). М.:Просвещение. 1980.











Карточка для лабораторной работы.

1 Орфоэпическая минутка (работа в парах)

Гроша ломаного не стоит.

Пока суд да дело.

Семи пядей во лбу.

Губа не дура.

2. Запишите любой вариант предложения, объясните постановку запятой

Стали искать проводника, а его и след простыл; его поминай как звали; он сквозь землю провалился.

3. Расположите фразеологизмы по степени нарастания признака, запишите, подсчитайте безударные гласные в глаголах.

Приводить в ярость — действовать на нервы —доводить до белого каления — выводить из равновесия.

4. Подбери антонимичную пару:

кот наплакал;

слова не вытянешь;

хоть глаз выколи

хоть иголки собирай;
куры не клюют;
рта не закрывают
.

5. Выпишите из предложенных фразеологизмов те, в которых встречаются эти тропы (по вариантам): 1-й — с гиперболой; 2-й — с литотой; 3-й — со сравнением.

Лететь стрелой (сравн.);

грош цена в базарный день (литота);

вырос до неба (гиперб.);

капля в море (литота);

как за каменной стеной (сравн.);

нет живого места (гиперб.);

как кошка с собакой (сравн.);

от горшка два вершка (литота).

6. Кому принадлежат фразеологизмы?



Остаться у разбитого корыта А воз и ныне там

Спору нет Так поди же попляши

Белены объелась А ларчик просто открывался

7.Добавьте «нужное» слово во фразеологизм

Глеб у доски повесил … (нос),

Краснеет до корней … (волос),

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь … (землю провалиться).

О чем же думал он вчера,

Когда баклуши … с утра? (бил)


8.Найдите фразеологизмы в шуточном стихотворении П.Хмары, подчеркните их и объясните значение



ЗООЛОГИЧЕСКАЯ ЭЛЕГИЯ

Я был в зачарованном мире,

В далеких волшебных краях.

Он плавает в сказочном море

На трех легендарных китах.

Там песнь лебединая льется,

Там гадкий утенок живет,

Там ищут заблудшие овцы

Баранов у новых ворот.

Там водится синяя птица,

Свистит по-разбойному рак,

Там лают на девять псов-рыцарей

Нерезаных десять собак.

Верблюд там в ушко от иголки

Пролезть почитает за труд,

И в шкурах овечьих там волки

Козлов отпущенья дерут.

Там льют крокодиловы слезы,

Там раки зимуют у них.

Веселым создателям прозы

Растят там телят золотых.

Премудрый пескарь там ютится,

Сверкает жар-птица огнем,

И кляча истории мчится

В упряжке с троянским конем…

Как любим зверей этих все мы!

Но брел я, печален и зол:

Где наши собаки на сене?

Где наш буриданов осел?

Неужто совсем невозможно

Нам выдумать наших зверей?

Поэт! Современник! Художник!

Зажгись!

Вдохновись!

Озверей!

Пускай же немедля взлетает

Фантазии красный петух!

И пусть нам слонов не хватает,

Мы будем их делать из мух!

(П.Хмара)



Свежие документы:  Сценарий урока на тему "Прощание с Букварём"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: