Конспект урока на тему «ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ»


Тема: ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ

Цели:

а ) образовательная: развивать познавательный интерес к изучению русского языка. Изучить особенность фразеологических сочетаний, углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, учить правильно употреблять фразеологизмы в речи.

б)коррекционно-развивающая: развивать память, мышление ,мелкую моторику рук.

в) воспитательная: способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными выражениями.

О б о р у д о в а н и е, м а т е р и а л ы, с р е д с т в а н а г л я д –

н о с т и: С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова, «Толковый словарь русского языка», В.П.Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка», карточки с заданием.



Ход занятия

1.Опрос домашнего задания: 1.Что такое фразеологизмы?,2.Что изучает наука –фразеология? 3.Чем является в предложении фразеологизм?

  1. Основная часть:

  1. Объяснение нового материала:

Существует несколько «НЕЛЬЗЯ» в употреблении фразеологизмов:

      • Слова во фразеологизме нельзя переставлять или заменять другими. Нельзя сказать «Ни мясо, ни рыба».

      • Нельзя заменять словами-синонимами. Например: вместо «куда глаза глядят» нельзя сказать «куда глаза смотрят».

      • Нельзя заменять устаревшие слова современными. Например: «как зеницу ока» нельзя заменить на «как зрачок глаза».

      • Нельзя заменять такую грамматическую категорию, как число. Например, нельзя сказать «сбиться с ноги» вместо «сбиться с ног».

Лексическое значение имеет не каждое слово во фразеологизме, а весь фразеологизм в целом. В предложении фразеологизм является одним членом предложения. Фразеологизм легко заменить одним словом: как пить дать — наверняка.

  1. Знакомство со словарем.

-Перед вами «Школьный словарь фразеологических сочетании русского языка» В.П.Жукова. в котором собраны фразеологические сочетания, которые используются в устной литературной речи и в художественной, научно-популярной литературе. В словаре автор раскрывает не только значение фразеологизмов , но и показывает, как следует использовать их в речи.

В словаре С.И.Ожегова вы также найдете устойчивые сочетания и их объяснение.

-Хотите, чтоб все слушали вас, затаив дыхание? Тогда употребляйте в речи фразеологизмы!



ІІІ. Закрепление нового материала:

  1. Добавить в стихотворение слова, которые образовывают фразеологические сочетания.

  1. Глеб у доски повесил … (…),

Краснеет до корней… (…..).

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь …. (……………)

О чем же думал он вчера,

Когда баклуши …. (…) с утра?

  1. К данному ряду синонимических фразеологизмов подобрать слова- синонимы.

Намылить голову, задать жару (перцу), протереть с песком, разделать под орех.

Зубы заговаривать, водить за нос, кривить душой.

Сидеть сложа руки, гонять лодыря, бить баклуши.

Разводить тары — бары, молоть вздор.

Слова для справок: болтать, бездельничать, ругать, обманывать.





  1. Конкурс «Веселые картинки».

Какие фразеологизмы изображены на рисунках? Что они обозначают?

  1. Даны несколько фразеологических единиц с неменяющейся частья основного слова, которая обозначена тильдой (~) .

Отгадайте все выражения и составьте с ними предложения. Работа выполняется по группам.

1-я группа. Как ~ ой сняло. Из ~ вон (плохо). Мастер на все ~ и. Сидеть сложа ~ и . Золотые ~ и. ~ а об ~у. (….)



2-я группа. Не в бровь, а в самый ~ . ~ а разбегаются. ~ а на лоб полезли. ~ а на мокром месте. Бросаться в ~ а. как бельмо в ~ у. (….)

  1. Как вы понимаете значение устойчивых словосочетаний? Назовите их и подберите близкое по значению слово. Чтение по ролям.

1 . Пришел Иван домой, а лягушка и спрашивает: «Что это ты голову повесил?»

Игорь так и представил себе, что снял Иван голову и повесил ее на гвоздь.

2.Мать говорит дочери после долгой разлуки:

-Как ты похудела, Надюша, один нос остался.

-А разве, мама, раньше у меня два носа было? – иронически спросила дочь.



6. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова с фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

1. Вера Сергеевна объяснила решение задачи, но Петя не слушал.

2. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

3. Кирилл целый день бездельничал.

4. Мы догадывались, что он нас обманывает.

5. Первого сентября Уля проснулась очень рано.

Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет, ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

  1. Игра с мячом.

Рукой подать — ……

За тридевять земель — ……

Держать ухо востро

Язык проглатил-

Белены объелся-

Как снег на голову-

Черным по белому-



  1. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблений фразеологизмов. Исправьте ошибки и запишите предложения.

  1. Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

  2. Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.

  3. Мы дружно работали сложа руки.

  4. Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

  5. У лягушки дух захватило от страшной высоты.

  6. Яшка сломя голову остановился.



  1. Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы (задание может быть предложено в игровой форме: «Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?» ).

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему не выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй, — в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.

-Нет, мать,- заключил однажды отец, — я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют…

(По Э.А.Вартаньяну).



— Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение .

— Назовите их. Каково их значение?

— О значении каких фразеологизмов вы еще догадались Назовите их и объясните значение.



Заключительная часть (рефлексия).

  1. Чему научились на занятиях?

  2. Что было самым интересным?

  3. Какую роль в речи играют фразеологические сочетания?

Домашнее задание:

Составить 5-6 предложений с использованием фразеологизмов.



C:Users e_uch12Desktopкнига Жукова.jpg

Свежие документы:  Урок руссского языка в 6 классе.Тема: Что за прелесть эти приставки! (Правописание приставок пре- и при-)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: