Конспект урока на тему «Фразеология»


Разработка открытого урока стилистики

на тему: Фразеология.

Цели:

  • общеобразовательная: повторить и обобщить материал по разделу «Фразеология»; закрепить понятия: лексическое значение, синонимы, омонимы, антонимы, фразеологические обороты;



  • развивающая: развивать коммуникативную компетенцию учащихся, речь, память, внимание, вербально – логическое мышление, аналитико – синтетическую деятельность учащихся, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, работать со словарями;



  • воспитывающая: формировать активную личность, мотивированную к самообразованию, обладающую достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору и анализу информации, интерес к русскому языку, воспитывать самостоятельность, умение сопереживать за товарища, стремление совершенствовать речевое мастерство, повышать речевую культуру.



Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фразеологические словари.





Слайд 1.

Фразеология — одна из самых

увлекательных и занимательных сфер языка.

Н.М. Шанский, русский ученый – лингвист.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня от вас потребуется внимание, сосредоточенность, активность, чтобы вы могли плодотворно поработать, углубить свои знания по теме «Фразеология». Эти знания пригодятся вам в жизни и во время сдачи ЕНТ.

Откройте тетради, запишите число, «классная работа».

На этом уроке вы должны повторить теоретический материал по разделу «Лексикология», вспомнить, что такое синонимы, омонимы, антонимы, обобщить знания по разделу русская фразеология, находить и определять фразеологические обороты.

Итак, какие цели стоят перед вами?

Давайте запишем эпиграф к уроку.

Слайд 2.

2Лекция учителя (сопровождается слайдами)

Одна маленькая девочка спросила у своей матери, скоро ли будет лето.

— Скоро, ты и оглянуться не успеешь.

Девочка стала как –то странно стала вертеться.

— Я оглядываюсь – оглядываюсь, а лета все нет и нет.



А другой ребенок, услышав, что «они живут на ножах», представить себе не мог. Какие должны быть лезвия на таких ножах, если на них сидят и лежат какие- то странные люди.



В основе этих забавных случаев, рассказанных К.И. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежат такие явления русского языка, которые называются фразеологизмами. И таких выражений в русском языку несколько десятков тысяч.

Слайд 3.

Как вы уже знаете, изучением таких выражений занимается фразеология –

Особый раздел лингвистики. Слово «фразеология» происходит от двух

греческих слов: «фразис» — выражение и логос – «учение». Фразеологизмы

— устойчивые сочетания слов, равные по лексическому значению одному

слову.

Слайд 4.

Признаки фразеологизмов: устойчивость, целостность,

воспроизводимость.



Слайд 5.

Как и слово фразеологизм может иметь синонимы, антонимы, даже омонимы.

Вспомните, что такое синонимы, антонимы, омонимы.



Слайд 6.

Какой из этих фразеологизмов имеет синоним, а какой антоним и омоним.









Слайд 7.

Как и слова фразеологизмы могут отличаться стилистической окраской.

Стилистически нейтральные могут использоваться в разных стилях речи: во что бы то ни стало, время от времени, найти общий язык.



Слайд 8. Книжные фразеологизмы могут использоваться в книжных стилях, преимущественно в письменной речи: зондировать почву, пойти по стопам, авгиевы конюшни, ахиллесова пята.



Слайд 9. Разговорные фразеологизмы используются в устной форме общения: первый блин комом, семь пятниц на неделе, глаз радуется.



Слайд 10.

Просторечные фразеологизмы отличаются от разговорных сниженностью, грубостью: на кудыкину горы, заморить червячка, пустить слезу.



3.Закрепление.

Слайд 11.

Практические задания.

Слайд 12.

Фразеологическая разминка.



Слайд 13.

Четвертый лишний: найдите лишний фразеологизм и обоснуйте свой выбор.

— болеть душой

— принимать участие

— держать себя в руках

— входить в положение



Слайд 14.

— зондировать почву

— драть шкуру

— закидывать удочки

— пускать пробный шар



Слайд 15.

Какой фразеологизм имеет значение «уязвимое место»

— авгиевы конюшни — вавилонское столпотворение

— ахиллесова пята — филькина грамота

Работа в группах (индивидуальная, парная, групповая)

Слайд 16.

Задание для первой группы:

к фразеологическим оборотам первой группы подобрать синонимы из второй группы, соединив их стрелками.



поминай как звали бабушка надое сказала

во все лопатки хоть пруди

ни рыба ни мясо яблоку негде упасть

шагу негде ступить от корки до корки

вилами по воде писано ни то ни сё

ни за какие блага и след простыл

от доски до доски с глазу на глаз

куры не клюют ни за что на свете

один на один как угорелый



Слайд 17.

Задание для второй группы:

к фразеологическим оборотам из первого столбика подберите антонимы из второго столбика



жить душу в душу на краю света

дать волю языку засучив рукава

кот наплакал без царя в голове

спустя рукава проглотить язык

с коломенскую версту как кошка с собакой

семи пядей во лбу вагон и маленькая тележка

рукой подать задрать нос

повесить нос от горшка два вершка



Слайд 18.



Задание для третьей группы: распределите фразеологизмы по стилям:

— книжный:

— нейтральный:

— разговорный:

— просторечный:

Зелёная улица, морочить голову, шарашкина контора, авгиевы конюшни, войти в положение, после дождичка в четверг, хранить молчание, архимедов рычаг, ближе к делу, адвокат Божий, выйти сухим из воды, альфа и омега, когда рак на горе свистнет, беситься с жиру, без лишних слов, брать быка за рога.



Работа с текстом.

Задание: каждая группа получает фрагмент незнакомого текста, который нужно прочитать выразительно и найти в нем фразеологизмы, объяснить их лексическое значение.



1. Родился в семье мальчик. Антошкой его назвали. Набалованный был – как сыр в масле катался. И глазом родители моргнуть не успели, как вырос сынок, пора в школу отправлять.

А в школе Антон решил славу завоевать: слабых ребят обижает, на улице мучает беззащитных животных. На первом этаже школы красуется его фотография в стенгазете, а под ней надпись: «Зовут его Антошка – зоопарк. А почему? На переменах он задирается, как петух, а на уроках молчит, как рыба. Зато на бабушку рычит, как лев, с сестрой – он крокодил, а перед директором дрожит, как заяц.



2. Да, на уроках наш герой бил баклуши, точил лясы, мух ловил, и объяснения учителя пропускал мимо ушей. Классный руководитель часто повторяла: «Ты, Зацепочкин, – горе мое луковое, учишься из рук вон плохо, не могу с тобой общий язык найти!» а однажды не выдержала и сказала: «Сегодня позвоню твоим родителям и скажу, что умываю руки. С меня довольно!»



3.Вечером Антон услышал, как мама говорит: «Спору нет – горячая голова! Это уже ни в какие ворота не лезет! Мы родители за него головой отвечаем, а у меня все валится из рук. Ну сколько можно ему повторять?! У меня голова идет кругом… Спасибо Вам большое за звонок, теперь я ему покажу, где раки зимуют».



4.Обобщение по теме, подведение итогов урока.

— Что такое фразеологизм?

— На какие стилистические группы делятся фразеологизмы?

— Почему люди часто используют фразеологизмы в своей речи?



— Давайте вернемся к целям урока. Достигли ли мы целей урока?

— Да, мы повторили синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Систематизировали знания по разделу «Русская фразеология».

— Вы сегодня работали засучив рукава, в поте лица добывая знания.

5. Домашнее задание: выучить лекционный материал и все фразеологизмы с их лексическим значением.

Министерство образования и науки республики Казахстан



















Разработка урока стилистики

на тему:

Фразеологизмы

10 «В» класс КО



Подготовила: Кулыбекова Г.Р.































СШГ № 17 имени И.И. Трубицына

2014-2015 учебный год

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Буквы Ёё. Ёё. Про ёжика и ёлку.(первый урок из трех)"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: