конспект урока на тему «Гласные звуки. Написание прямой наклонной линии. Подготовка к написанию наклонных линий с закруглением внизу»


Урок 12.

Тема: Гласные звуки. Написание прямой наклонной линии. Подготовка к написанию наклонных линий с закруглением внизу.

Цель:

— учить слышать и выделять гласные звуки;

— учить обозначать гласные звуки схемой;

— совершенствовать умение составлять связный рассказ на заданную тему;

— подготовка к письму элементов букв;

— совершенствовать умение овладевать различными видами штриховки, писать наклонные с петлёй внизу;

— работать над расширением словарного запаса детей.

Этапы урока

Ход урока

Оборудование

Формирование УУД и ТООУ

Ι. Актуализация знаний


1. — Чем мы обычно занимаемся на уроках обучения грамоте?

Чем бы вам хотелось заняться сегодня? (Предложение детей)

— Давайте составим план сегодняшней работы.

План (примерный) 3

  1. Работа с рисунками

  2. Составление схем слов.

  3. Составление схем предложений.

  4. По заданным схемам составлять предложения.

  5. Составление устных рассказов.

  6. Обведение предметов (рисунков), штриховка.


2. — Закройте глаза. (Учитель звонит в колокольчик). 1

— Что вы услышали? (Звук колокольчика)

— Закройте глаза.

Учитель рвёт бумагу.

— Что вы услышали?

Дети опять закрывают глаза. Учитель хлопает в ладоши.

— Как называются все эти звуки?

— А из каких звуков можно составить слоги, слова?

— Какие знания мы сейчас повторили? (Речевые и неречевые звуки.)



У детей раздаточный материал – белые и красные кружки, разноцветные кружки.

У учителя белые и красные кружки.

Схемы «Человечки».

Колокольчик.

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2. Формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3. Формируем умение выявлять сущность особенности объектов;

4. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

5. Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6. Формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7. Формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

— Послушайте слова, назовите первый звук в каждом слове и обозначьте его белым кружком (учитель ВЫДЕЛЯЕТ голосом первый звук): облако, арка, улица, это, искры, рыбы. 4

Сколько разных звуков получилось? (6.)

— Сколько кружков получилось? (6.)

— Кто может назвать звуки? ([о] [а] [у] [э] [и] [р].)

— У детей на парте 6 белых кружков из раздаточного материала.

— Где мы нашли эти звуки? (Мы их услышали в словах.)

— А есть ли среди этих звуков лишний?

— Давайте называть каждый звук. Поднесите ладонь к горлу, легко обхватите его пальцами.

— Произнесите гласный звук [о]. Что вы почувствовали под ладо­нью? (Внутри горла под ладонью что-то дрожит.)

— Произнесите другие звуки. Что почувствовали? (Когда произно­сим звук [р], внутри дрожит звонче и сильнее, во всех остальных случаях одинаково.)


— Почему же так происходит? 1

-Сегодня мы об этом узнаем.

Возможно, дети знакомы с понятием «гласные звуки» и «согласные звуки», тогда учитель предлагает проверить предположение.


Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других;

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.


ΙΙΙ. Открытие нового знания

Работа в Букваре. 6 1

— Откройте Букварь на с. 24. Посмотрите на картинку.

— Что изобразил художник? 3

— Была ли у вас похожая ситуация?

— Что чувствует мальчик? Почему?

— Что чувствуют девочки? Почему?

— Давайте озвучим картинку. Что произносит мальчик, как вы думаете? («Эх! Ух!»)

— Почему?

— А девочки? («Ой! Ай!»)

— Почему?

— Назовите первые звуки этих слов.

— Кто знает, как называют такие звуки? ( Если дети испытывают затруднение: Их называют гласными.)

— Поче­му? На какое слово похоже? (Голос в старину так и называли: глас.)

— А при чём тут голос?

— Оказывается, гласные звуки состоят из голоса. Давайте это про­верим. Поднесите ладонь к горлу, легко обхватите его пальцами. Произнесите гласный звук [а]. — Что вы почувствовали под ладо­нью? (Внутри горла под ладонью что-то дрожит.)

— Произнесите другие звуки.

— Вот здесь, в горле, и живёт голос. Внутри горла находятся две упругие мышцы. Они натянуты, как струны на гитаре. Это голосовые связки. Когда мы произносим гласные звуки, голосовые связки коле­блются, дрожат. Так возникает голос.

Схемы гласных звуков. 2

На с. 24 Букваря впервые появляются схемы-«человечки». Это схе­мы букв и их звуков. До введения букв ботиночки «человечков» про­сто закрашиваются красным цветом (условное обозначение гласного звука – красный кружок или точка).

— Как же мы их будем обозначать? («Кружком, как в предыдущей работе,»- могут сказать дети.

— Посмотрите на стр.24. Гласные звуки будем изображать схемами-«человечками».

— Что интересного вы заметили? (Красные башмачки.)

— Сколько схем-«человечков» на рисунке?

— Почему? (Их 6 – столько, сколько гласных звуков.)

— Вернёмся к нашим звукам, которые мы сами услышали в словах, и к кружкам.


Сколько кружков нужно закрасить красным цветом, кто из вас уже догадался? (5.)

Замените белые кружки красными кружками.

Произнесите гласные звуки ещё раз и закрасьте на с. 24 в Букваре башмач­ки красным цветом 3.

Какие гласные звуки вы слышите в словах «Ма-а-а-ш-а-а-а», «Са-а-а-ша-а-а» (гласные голосом форсируем)

— Сколько и какие гласные звуки в слове «Ира»?

— Чему мы сейчас учились?

— Для чего это нужно?

— Мы проделали большую работу и очень устали, давайте встанем и отдохнём.

Физминутка

— Мы отдохнули, давайте пойдём на полянку.


Регулятивные УУД

1. Формируем умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Личностные УУД

1. Формируем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2. Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3. Формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

ΙV. Развитие умения применения нового знания.








Повторение – подготовка к письму элементов букв.



































Работа в прописи. 1 3

— Откройте прописи на с.18.

1. Беседа по картинке.

Рассмотрите картинку.

Назовите предметы живой природы.

— Сколько гласных звуков в слове?

— Какие? (Слова произносим по слогам, чтобы отчётливо слыша­лись все гласные звуки.)

Произнесите по слогам слова, называющие предметы неживой природы.

— Какие гласные звуки есть в этих словах?

2. Обведение и штриховка.

— Поможем нашему художнику дорисовать овечку, цветы и улитку.

— Сначала чёрным цветом обведём по контуру тело овечки.

— Что эта линия напоминает? (Пружинку.) Можно поворачивать руку или тетрадь, как вам удобно.

— Какой предмет состоит из похожих элементов? (Цветок.)

— Теперь обведём цветок, нарисованный такой же линией-пружинкой.­ Выберите цвет. Выполните эту работу.

А теперь вернёмся к овечке. Обведём чёрным цветом завитки. На­чинаем сверху и закручиваем завиток в середину. (Учитель показыва­ет на доске.) Выполните самостоятельно. 2

Какой предмет состоит из похожих элементов?

Раковина улитки – тоже завиток.

— Как вы думаете, какой цвет можно выбрать, чтобы обвести раковину улитки.(Коричневый цвет)

— Обведите самостоятельно.

Что осталось сделать на нашем рисунке?

— Из каких элементов состоит солнце?

— Выберите цвет и обведите круг и лучики.

3. Подготовка к письму элементов букв

братите особое внимание на третью строку).

Какие элементы написали на первой строчке?

Сколько видов прямых наклонных линий написано? (Большие и маленькие.)

— В каком направлении необходимо вести линию? (Сверху вниз.)

— Возьмите зелёную ручку и обведите сначала все большие наклонные линии.

Все маленькие обведём синим цветом.

Просмотрите все линии, которые вы написали. Все линии полу­чились ровными, одинаковыми по высоте? Подчеркните ту тройку, которая получилась лучше других.

Что изменилось у линий на следующей строке? (Они написа­ны парами, линии второй пары выходят за нижнюю линию рабочей строки.)

Выберите цвет и обведите все верхние линии. Посмотрите, не вышли ли ваши линии за пределы образца?

— Обведите все линии, выходящие за нижнюю линию рабочей стро­ки, зелёным цветом.

4. Пальчиковая гимнастика

5. Игра «Угадай звук».

Последний трюк в моей программе:

Вот 6 артистов перед вами (схемы-«человечки» гласных звуков).

Ни секунды не теряй,

Звуки гласные раздай.

Приглашаются в игру [о], [э], [ы], [а], [и], [у].

Учитель шепчет на ухо одному ученику звук. Этот ребёнок вытяги­вает губы, как бы произносит его. Дети догадываются, что это за звук.

— Что мы сейчас делали?

— Почему нужно обращать внимание на работу наших губ?

6. Упражнение на внимание.

— Положите перед собой три кружка разного цвета: синий, жёл­тый, красный.

— Поменяйте кружки местами так, чтобы слева был жёлтый, спра­ва красный кружок, а между ними синий.

— Положите первым синий, за ним красный, а последний жёлтый.

— Какой порядок кружков был первоначально?

— Сколько разных комбинаций может быть? (6.)

7. Подготовка к письму элементов букв. 2

— Какие элементы написаны на третьей строчке?

— Обведите синим цветом все наклонные прямые линии.

— На что похож другой элемент этой строчки? (На петельки.)

— Для чего нарисована точка?

— Поставьте руку на парту, напишем в воздухе эти элементы. Учитель пишет образец на доске.

— Обведём все петельки на строке зелёным цветом.

— Просмотрите все элементы этой строки, получилось ли не выхо­дить за пределы образца?

6. Самостоятельное письмо элементов на следующих строчках.

— Что нужно написать на следующих строчках?

— В каком направлении необходимо вести линии?

— Что вызывает затруднение?

— Сколько ручек разных цветов надо выбрать, чтобы написать эле­менты на каждой строчке? (По две.) Выполните самостоятельно.

7. Проверка.

Просмотрите все элементы этой строки, получилось ли не выхо­дить за пределы образца? Подчеркните самые красивые элементы.

— Что нужно было выполнить?

— Удалось ли это сделать?

— Всё ли сделано правильно или есть недочёты?

— Всё ли сделано самостоятельно или с чьей-то помощью?

-Нарисуйте снизу справа кружок и раскрасьте его зелёным, если задание выполнено хорошо, жёлтым – если есть недочёты, красным – если задание выполнить не удалось.

8. Работа в Букваре. 1

Мы очень старались, давайте поиграем в кубики. Откройте Буквари на с.25.

— Кто это на первом кубике? (Волк.)

— Запишем слово схемой. ________

Учитель записывает схему на доске, у учеников есть образец в букваре.

— Послушайте, какие гласные звучат в этом слове. Сколько их? (В слове один гласный звук [о].)

— Где в слове этот гласный звук: в начале слова, в середине или в конце? (В середине.)

— Как обозначим услышанный звук? Почему? (Обозначим на схеме гласный звук красным кружком.)

— Прочитаем слово по схеме. (Волк.)

— Почему так говорят Волка ноги кормят? 3

Так рассматривается каждая картинка, анализируется каждое слово. Затем сравниваем схемы в каждом ряду.

— Сколько гласных в словах первого?

— Второго?

— Третьего ряда?

— Назовите все гласные звуки первого?

— Второго.

— Третьего ряда.

В каких словах всего три звука? (Рак, лук.)

— Четыре звука? (Волк, рыба.)

Составим из белых и красных кружков эти слова.

рак лук рыба



Возможны дополнительные вопросы к некоторым картинкам. На­пример, к картинке, где изображён рак. Что значит «Когда рак на горе свистнет»? (Никогда.) «Красный как рак». (Варёные раки крас­ного цвета.)

А когда говорят «Горе луковое»? (О незадачливом человеке.)

Как можно назвать одним словом всё, что нарисовано на картинках? (Предметы)

9. Работа в прописи. 2

— А есть ли в прописи предметы? Давайте посмотрим.

— Какой предмет здесь нарисован? (Якорь)

1. Лексическая разминка.

Подберите слова в тематическую группу, где первое слово якорь. Для чего нужен якорь на корабле?

2. Обведение по контуру, дорисовывание с предварительным ана­лизом и объяснением.

— Какая часть якоря не закончена?

— Кто может объяснить, как нужно вести линию?

— Выберите цвет и обведите все линии зелёным цветом.

— Заштрихуйте каждый якорь линиями наискосок справа налево.

3. Фонетическая разминка.

Представьте, что вы пароходы. Поднимите якоря и попрощайтесь «гудками». (У-у-у!)

— Покричите, как в лесу. (Ау! Ау!)

— Поплачьте, как маленький ребенок. (Уа! Уа!)

— Как мама укачивает малыша? (А-а-а-а!)

4. Самостоятельное письмо (вторая половина с. 19).

— Как вы думаете, почему на нижних строчках нарисованы зонтики. (У якоря и у зонтика есть одинаковые элементы)

Выполняется под счёт учителя и стук карандаша. Это упражнение «Метроном» по­могает отрабатывать ритм, скорость письма.

— Как вы думаете, почему на нижних строчках нарисованы зонтики.

У зонтика нужно заштриховать купол линиями наискосок в раз­ных направлениях, причём разными цветами каждый сегмент.








































































































ТООУ







Духовно-нравственное развитие и воспитание.

  1. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ПОСТУПКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ РЕЧЕВЫЕ

  2. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

  3. ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, СПОСОБНОСТИ К ПОЗНАНИЮ

  4. ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

  5. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

  6. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


V. Итог урока.


— Что нового мы сегодня узнали на уроке?

— Сколько гласных звуков?

— Назовите гласные звуки. 4

— Они называются гласными, потому что состоят из … (голоса.)

Только ли из гласных звуков состоят слова? (Нет.) Значит, впе­реди будет знакомство с другими звуками.

— Давайте посмотрим на наш план, что мы ещё делали на уроке, но не отразили в нашем пункте плана. (Обозначали гласные буквы в словах.)

— Что у вас сегодня получилось лучше всего?

— В чём испытывали затруднение? Как это исправить?

— Как бы оценили своё настроение после урока?

— Давайте отметим ваше настроение после сегодняшнего урока в дневнике.













ТООУ





Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "Состав слова"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: