Конспект урока на тему «Именительный и винительный падежи имён существительных»


Тема урока: Именительный и винительный падежи имён существительных

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Вид урока: урок-практикум

Цели урока: Актуализировать знания об именительном и винительном падежах; познакомить со способами различения имён существительных в именительном и винительном падежах.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД): познавательные— самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ. сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; коммуникативные-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные-постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные— нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

  1. До урока разбиться на группы. Организационный момент.

Итак, друзья. Внимание! Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее- начнём скорей урок!

В некотором царстве, в некотором государстве жил царь. Жил не тужил. Но в один из самых обычных дней случилось у него горе, украли сундук с золотыми монетами. Долго горевал царь, никто не мог его утешить. Но сегодня он решил обратиться за помощью к нам. Давайте поможем ему вернуть золотые монеты. А появляться они у нас будут за каждый правильный ответ на уроке. Чем лучше мы будем работать на уроке, тем полнее будет сундук у царя. Согласны? Ну тогда начнем наш урок русского языка. Запись числа.



II. Актуализация опорных знаний. 1.Повторение и систематизация знаний учащихся о падежах имени существительного.

Вы знаете, в какой области мы живём? Слайд Сколько городов в области? Какой главный город нашей области?

В Калининградской области часто бывают в гостях жители других государств. Одна девочка из Германии своей подруге прислала письмо. Послушайте его и подумайте, все ли правильно в нём: (слайд) Калининград – красивый город. Я помню, как мы гуляли вечером по Калининград . Мой родной город меньше Калининград . Калининград можно гордиться. Я часто думаю о Калининград. Шлю привет из Германии. Лили.

Что не знала Лили о секретах русского языка?

-Для чего нужно знать падежи? (чтобы грамотно говорить, правильно выражать свою мысль)

А мы знаем падежи? Игра “Узнай падеж” в группе.

Организация диалога в группе, умение анализировать и доказывать. Выход на тему урока. Группы получают карточку с таблицей: слева подсказки, справа пишут название падежа. Обсуждают и заполняют карточку


ПОДСКАЗКА

ПАДЕЖИ

НЕТ


КОМУ?


О, ОБ


ДВА ПРЕДЛОГА


ПОДЛЕЖАЩЕЕ


БЕЗ ПРЕДЛОГА НЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ


ЩЕДРЫЙ ПАДЕЖ


ПАДЕЖ- РАБОТЯГА


ЧТО?


-По часовой стрелке группы озвучивает свои ответы, остальные оценивают, прием «Большой палец». Монеты





Продолжаем работать в группе. Помогите исправить ошибки в письме из Германии. Определите падеж слова Калининград. Получают карточки с текстом письма, исправляют ошибки. Меняются карточками в парах и сравнивают по ключу (слайд) Монеты

III. Самоопределение к деятельности. Калининград- портовый город. В Калининградский порт заходят корабли с разных стран мира (Слайд)

Запишем 2 предложения со словом корабль. У доски ученик. Монеты

Корабль вошёл в порт. Капитан поднялся на корабль.

— Что общего в этих предложениях? (Слово корабль) В предложениях есть одинаковое слово. Корабль. Давайте, сравним, что общего у этих слов. Делается запись на доске и в тетрадях
1. [карабл,] = [карабл, ] одинаково звучит
2. сущ. = сущ.
3. м. р. = м. р.
4. ед. ч. = ед. ч.
5. □ = □
6. И. п. = И. п. ? Значит и падеж должен быть одинаковый или нет? А как нам это доказать?

Ваша задача в группах доказать, в каких падежах стоит слово корабль в каждом предложении. Проверка. Монеты

На какой вопрос отвечает слово корабль в 1 предложении? Определите падеж.

На какой вопрос отвечает слово корабль во 2 предложении? Определите падеж.


Послушайте дальше сказку. У этого царя было 6 сыновей. Жили они дружно. Весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы ФОТО Винительный и Именительный падежи. Выставляются карточки ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ВИНИТЕЛЬНЫЙ

Они очень любили разыгрывать придворных. Потому что их часто путали и не могли различить. Можете ли объяснить, почему их не могли различить? (Они имеют одинаковый вопрос ЧТО?)

Выставляются карточки ЧТО? ЧТО?

— Сформулируйте тему и задачу урока. Слайд (Научиться распознавать имена существительные в именительном и винительном падежах)


Слайд «Что?» — вопрос двух падежей; Различить ты их сумей.

Именительный падеж – это подлежащие, а в винительном стоит, значит, дополнение.

Разберешься, если знаешь члены предложения


IV. Работа по теме. Наблюдения над признаками именительного и винительного падежей.

— Научим придворных различать близнецов. С чего мы начнём наше исследование? (Разберём предложения по членам) У доски и в тетрадях выполняется разбор предложений.

Корабль вошёл в порт. Капитан поднялся на корабль.


-Какой вывод вы сделали? (в первом предложении слово корабль- главный член предложения – в И.П во втором- второстепенный – В.П.)

Выставляются карточки ПОДЛЕЖАЩЕЕ ВТОРОСТЕПЕННЫЙ


Как связано существительное корабль с главным словом во втором предложении? (с помощью предлога)

— имеет ли предлоги существительное в именительном падеже? (нет)


Выставляются карточки БЕЗ ПРЕДЛОГОВ ИМЕЕТ ПРЕДЛОГИ

  1. Работа по учебнику. Упр.185.(с.105)

— Сравните наше исследование с выводом в таблице на с. 105. учебника.


Слова помощники выставляются карточки ЕСТЬ ВИЖУ

Физкультминутка. Упражнения для развития мелкой моторики рук

-Похлопайте в ладоши. Постучите в кулачки. Покатайте ручку между ладонями.

-Помассируйте ручкой подушечку каждого пальца.

 Колечко”. Поочерёдно, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.

Кулачок – ребро – ладошка”. Ребёнок выполняет три положения руки. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости стола.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо.

Представить большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против.

Закройте глаза и посмотрите на кончик своего носа. Я считаю до 8, а вы представляйте, что ваш носик начинает расти, и вы продолжаете следить за кончиком носа. Затем не отрывая глаз, с обратным отсчётом от 8-1 следят за уменьшением.


Упр. 187. (с.106) Прочитаем 2 предложения. Знакомы вам эти строчки? Что такое басня? Подберите синоним к слову пленил- обворожил. Списать эти 2 предложения. Когда мы пишем- думаем! Спиши, но не спиши! Без ошибок напиши! Вы, друзья, должны стараться, все прилежно заниматься!

  1. Разбор по членам.

  2. Разбор как часть речи ЛИСИЦУ (в помощь памятка 4 стр.147)


Замена в группах

  1. Посмотрите на словосочетание. Слайд. Нужно в каждой группе найти «лишнее» и

это словосочетание записать. Обсуждение в группе. Действовать согласно теме урока. Мутте


  1. Расскажите в паре, как различать падежи И. и В.

Приём КАРУСЕЛЬ. Даю листы Именительный и Винительный. Писать признак падежа. По свистку передаётся лист другой группе. Читаете ответ и дописываете свой. Проверка

V. Закрепление изученного материала. Вы помогли мне вывести тему урока, сформулировали правило различия именительного и винительного падежей. Поэтому попробуйте сейчас выполнить мои задания (задания 3-х уровней сложности по теме урока – учащиеся выбирают одно, наиболее понравившееся). Слайд

1. Спиши предложения. Подчеркни главные члены предложения, определи падеж у имен существительных.
Строители возводят новую школу. Работники сельского хозяйства выращивают хлеб, овощи, фрукты.

2. Прочитай. В первый столбик выпиши имена существительные в именительном падеже, во второй – в винительном.
Льды закрыли озера, реки. Снега укутали землю, крыши домов.

3. Составьте предложения так, чтобы в нем были имена существительные в именительном и винительном падеже.

VI. Работа на ноутбуках. Выполнения задания по теме. Если всё верно- высвечивается МОЛОДЕЦ! Монеты.

VII. Начинаем готовиться к ГИА. ГИА – это государственная (итоговая) аттестация учащихся по русскому языку (экзамен), которая проводится в 9 классе. У нас с вами есть ещё время, чтобы хорошо подготовиться к экзамену. Мы попробуем уже сейчас выполнить задание, построенное по типу ГИА. Слайд.

1. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?

А. Кто? Что? Б. Кем? Чем? В. Кого? Что? Г. Кого? Чего?

2. Какие окончания имеют имена существительные в именительном падеже?

А –а,-я Б. –ой –ей В. –у,-ю Г. –ы, -и

3. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?

А. в, на, через Б. без предлогов

В. к, по Г. у, из, до, около

4. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?

А. подлежащим Б. сказуемым В. второстепенным членом

5. В каком падеже стоит имя существительное в словосочетании:

увидел сестру

А . И.п. Б. Д.п. В. Т.п. Г. В.п.

Листок контроля 1 — В 2- А 3- Б 4- В 5- Г

-Для чего мы проводили тест? (Чтобы проверить, как мы научились различать Именительный и Винительный падежи)


Д. з упр. 189, 190 на выбор Мутте

V. Подведение итогов урока. Итак, посмотрите, сколько золотых монет вернули мы царю. А скажите, чем для царя являются его золотые монеты? (Богатством).

— А для нас на уроке, что было нашим богатством? (Знания)

— А какое богатство ценнее царя или наше? Почему?

— Вот и подходит к концу наш урок. Какие открытия для себя вы сегодня сделали? Какие качества помогли нам выполнять задания на уроке? (логика, мышление, внимание, сообразительность).

Слайд Посчитайте, сколько монет набрал каждый, и оцените свою работу на уроке.

От 3 до 4 – «3» От 5 до 6 – «4» От 7 и выше – «5»

Рефлексия. Гора усвоения Знаний. В начале урока вы были у подножия горы. Отметьте какой высоты достиг каждый из вас на этом уроке.

Ученик отмечает уровень усвоения материала на уроке на горе Знаний.





.





Цель: закрепление, применение знаний об И. и В. падежах на практике.

Определить падеж выделенных слов. Получают карточки, работают индивидуально.

Затем в группе по кругу читают и называют падеж. Если возникает вопрос, консультант объясняет правильный вариант. Проверка: от одной из групп выходит спикер, называет падежи,



В питомнике растет кедр. Ребята выращивают кедр.

Лес растет медленно. Лесник охраняет лес.

Взошло солнце. Туча закрыла солнце.

Мать любит дочь. Дочь любит мать. Ребята играли в мяч. Он погнал мяч по дорожке.








Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Порядок выполнения действий в выражениях без скобок"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: