Русский язык
КАК ПРОВЕРИТЬ ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Тема: Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Цель:
– Выведение правила написания букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных, развитие умений писать слова с орфограммой в безударном окончании прилагательного.
– Развитие интереса к русскому языку.
Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |
Ι. Актуализация знаний.
|
Начинается урок. (Слайд №2) Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку пять.
1. Чистописание. ая яя ое ее ый ий ые ие (Слайд №3)
2. Актуализация изученного (словарно-орфографическая работа). (Слайд №4) — Вставьте в слова пропущенные орфограммы и проверьте их там, где это возможно. мал…нький роз…вый …в…щной п…ходный б…льшой н…стольный — Какие орфограммы встретились? — Какие ключевые слова выделим? (безударные гласные) — В каких частях слова находятся безударные гласные? — На какие группы можно разделить все слова по местоположению безударных гласных? (безударные гласные в корне слова, в приставке и в суффиксе) (Слайд №5) — Как проверить буквы безударных гласных в корне слова? А в приставке и суффиксе? — К какой группе отнесем слово кисл…е? — В какой части слова находится орфограмма? (в окончании имени прилагательного) — А можно ли проверить букву безударных гласных в окончаниях имен прилагательных? И как это сделать? | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.
III. Физкультминутка | 1. Проблемный вопрос.
2. Поиск решения.
— Прочитайте задания к упражнению, проанализируйте слова и сделайте вывод. — Какое окончание у слов-вопросов ударное или безударное? — Сравните окончания у слов-вопросов и у имен прилагательных. слова-вопросы имена прилагательные -ой -ой, -ый, -ий -ая -ая, -яя -ое -ое, -ее
— Сделайте вывод. Можно ли проверить букву гласных в безударных окончаниях имен прилагательных и как? — Почему надо проверять по вопросу? (окончание всегда ударное) Примечание 1. Надо помнить: в окончаниях прилагательных после мягких согласных пишутся другие буквы (вместо о–е, ы–и, у–ю), это надо запомнить.
— Выделим еще одно ключевое слово – слово-вопрос.
2. Чтение определения на с. 87.
3.Сообщение нового
(Слайд №6)
4. Составление алгоритма проверки безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. (Слайд №7)
«Немного отдохнем» (Слайд №8) – Если показываю на имя прилагательное мужского рода, то хлопаем в ладоши, если женского – топаем ногами. Если имя прилагательное среднего рода, то сидим молча.
| Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
ΙV. Развитие умений – применение знания. |
стр. 87, упр. 327. (у доски )
— Найдите имена прилагательные. Выпишите пары слов прил.+сущ. Обозначьте орфограмму в окончаниях имен прилагательных. В языке (каком?) древнерусском, град (какой?) стольный, в былинах (каких?) русских. 2. Работа над заданием в ЭОР.
3.Самостоятельная работа. У каждого из вас лежит по два задания. Эти задания разноуровневые: 1 уровень – списать слова, вставляя безударные окончания имен прилагательных; 2 уровень – вставить подходящие по смыслу имена прилагательные с безударными окончаниями. Самостоятельно выберите то задание, которое можете выполнить. 4. Проверка задания. 1 уровень — на слайде. (Слайд №9) 2 уровень – чтение составленных словосочетаний. 5. Ответ на проблемный вопрос урока. – Вспомните начало урока. Можно ли проверить букву безударных гласных в окончаниях имен прилагательных? – Что же нужно сделать, чтобы проверить эту орфограмму?
| Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
V. Итог урока. | – Прочитайте еще раз ключевые слова, которые отражают тему и проблему урока. (безударные гласные, окончание, имена прилагательные, слова-вопросы)
Самооценка. (Слайд №10) — Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке. Человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике. Человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.
Человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной. | |
VI. Домашнее задание. | Упр. 5, с. 100. | |
9