Конспект урока на тему «Лексическая система русского языка»


КЕЙС по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема 2.1 Лексическая система русского языка


В среде подростков заметно усилилось использование слов сниженной стилистической окраски (жаргонизмов, вульгаризмов, просторечий), что ведёт к снижению уровня языковой компетенции носителей русского языка, к обеднению индивидуального словаря, к расшатыванию литературных норм языка. Известно, что источником формирования речевой культуры школьника являются семья, школа, книги, общение со сверстниками, СМИ. Причём телевидение стало самым доступным и массовым средством информации, активно влияющим на формирование ценностных установок учащихся, в том числе и языка.

О характере влияния телевидения на культуру речи студентов :


на уроке по теме «Лексика ограниченного употребления» с применением кейс-технологии.


Были соблюдены все требования к кейсу:

  1. Постановка актуальной проблемы, которую можно обсуждать и которая не имеет однозначного решения.

  2. Соответствие исследуемого материала  поставленным образовательным задачам и теме урока (разделу), в рамках которого он предлагается.

  3. Присутствие достаточного количества информации для проведения анализа и нахождения  путей решения исследовательской проблемы.

  4. Отсутствие предложенной оценки проблемы.

Наличие проблемной ситуации, коллективная выработка решения, возможность нескольких решений проблемы позволили управлять эмоциональным напряжением обучающихся.

Работа с кейсом была организована в 3 этапа:

1 этап. Погружение в совместную деятельность. Основная задача этого этапа – формирование мотивации к совместной деятельности.

2 этап. Организация совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы в малых группах. В каждой группе выбирается спикер, который представляет решение, секретарь, фиксирующий ход обсуждения, и хранитель времени, который следит за временем работы.

3 этап. Анализ и рефлексия совместной деятельности. Основная задача этого этапа: выделить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Учитель завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения и работы всех групп, комментирует развитие событий, подводит итоги.

Учебная задача: установить характер связи телевидения и речи школьника.

Формируемые ключевые компетентности:

  • информационная (умение анализировать текст, выявлять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы, составлять свёртки информации);

  • коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);

  • рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).

Этапы работы с кейсом

  1. Просмотр фрагментов сериала для молодёжи «Универ».

  2. Формулирование проблемы/проблем.

  3. Обсуждение (каковы проявления проблемы/проблем?)

  4. Моделирование идеального состояния системы, при котором проблем нет.

  5. Определение путей решения проблемы.

  6. Презентация решения группы (форму презентации выбирает сама группа).

Для того чтобы результаты обсуждения быстро фиксировались, в группы были розданы шаблоны.

Шаблон для работы

Проблема № 1: _______________________________________________________________

Проблема № 2: _______________________________________________________________

Проявления проблемы:

_________________             ________________________           

Идеальное состояние:

___________________ _________________________

Пути решения, направленные на установление причин и следствий:

___________________ _________________________



Одним из вариантов презентации итогов обсуждения стал такой опорный конспект:

Проблема № 1: активное употребление в молодёжных сериалах сниженной лексики, которая нежелательна даже в личной беседе.

Проблема № 2: возведение сниженной лексики в речевую норму общения.



Проявление проблемы:

а) всё, что мы смотрим по телевизору, несёт элемент воспитания и формирования личности, что в итоге и формирует наше общество;

б) подражая, зачастую неосознанно, героям молодёжных сериалов, школьники начинают употреблять так называемые «крутые» слова;

в) стилистически сниженная лексика, проникая в речь школьника, ведёт к обеднению индивидуального словарного запаса.

Пути решения:

  1. Создание на телевидении «языковой цензуры».

  2. Появление просветительских программ о культуре речи.

  3. Контроль со стороны родителей за тем, что смотрят дети.

  4. Повышение общей языковой культуры.

Учитывая, что время урока ограничено, разрешила студентам продолжить работу по подготовке отчётных материалов дома.

Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: