Конспект урока на тему «Местоимение как часть речи»


Тема: «Местоимение как часть речи»

Цели: -познакомить учащихся с основными признаками местоимения как

части речи;

-узнать, на какие разряды делятся слова этой части речи;

-познакомить с особенностями личных, возвратных и притяжательных

местоимений;

— формировать навык выделения в речи и определения признаков

личных, возвратных и притяжательных местоимений;

— воспитывать речевую культуру, навык самостоятельности, формиро-

вание чувства языка;

Ход урока.
I. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог своей школы. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с эмоциональной зарядки. Улыбнитесь друг другу и , заряженные хорошим настроением, займите свои места.

Распределительный диктант

25 книг, 25-ый этаж, 6-ой час, 3 дня, 8 суток, 5-ый урок, 5-летний ребенок, 22 года, 25-ое мая, 18 килограммов, 200-ая годовщина, удвоить зарплату, 2013-ый год, 15 недель, 700 метров, 3-я школа, 2 мальчика, тройка лошадей.

— На предыдущем уроке мы закончили изучение большой темы «Имя числительное». Сегодня мы приступаем к изучению ещё одной интересной части речи. А к какой именно, вы догадаетесь сами.

Разгадайте загадку:Красная ягода всех привлекает

Вкусом и пользой своей покоряет.

Летом в саду собирает Алина

Нежное лакомство чудо — ?





Составим предложение со словом малина. Что такое малина? (Малина – это ягода). Давайте запишем это предложение (1 ученик у доски).

Где растет малина? (Малина растет в саду). Запишем это предложение (1 у доски)

Что готовят из малины? (Из малины варят варенье и компот). Запишем (1 у доски)

Прочитайте получившийся текст.

Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова малина, необходимо его заменить другими словами)

Давайте его отредактируем. (один ученик у доски, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово малина заменяем на слово она, в третьем предложении заменяем словом неё)

Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)

— Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи?

МЕСТОИМЕНЕ

4.Сообщение темы и постановка целей урока

— Итак, тема нашего урока – Понятие о местоимении.

Какие бы вы поставили перед собой цели? (Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.)

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Распространенные и нераспространенные предложения"

5.Открытие нового.

Переходим к реализации первой цели. Для этого мы поработаем с текстом «Сколько нас на планете?» на стр. 260 вашего учебника.

Давайте обобщим наши сведения о местоимении на данном этапе урока. Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их

Попробуем найти общие признаки у имени существительного и местоимений.

На какой вопрос отвечает слово население? А местоимение, его заменившее?

Значит 1 сходство: местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное, но это относится только к личным местоимениям (на доске пишу личные местоимения)



Проблемная ситуация.

— Послушайте диалог. Уч-ся (разыгрывают сценку).

— Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?

— Да, хорошо.

— Мне нужна Жанна. Скажи, пожалуйста, она дома?

— Нет, её нет.

— А Дамир? Он дома?

Фронтальная беседа.

— Диана, начиная разговор, как называет себя? (Я)

— Это первое лицо, которое участвует в диалоге .Диана, а как бы ты назвала себя и Мадину одним словом? (Мы).

(«1-е лицо»).Местоимение мы означает как бы «Я и ещё кто-то, какой-то собеседник».

— Как Диана обращается ко второму участнику диалога? (Ты). На Мадину указывает местоимение ты. Это второе лицо .

-Диана, а как бы ты обратилась ко всем ребятам класса, (Вы — «2 -е лицо»).

— А как вы обратитесь ко мне? (Тоже Вы). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.

— Диана и Мадина говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Вика — она, Вова — он («3-е лицо»).

— Ребята, а как бы вы назвали Алтынбека и Асхата вместе одним словом-местоимением? (Они) («3-е лицо»)

— А каким словом назвать окно? (Оно) («3-е лицо»).

— Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.

Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.

Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед.ч. могут иметь род

Физминутка.

Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Зимнее путешествие в хутор"

Если он, и я, и ты —

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты —

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

Притяжательные местоимения.

Притяжательные местоимения по своему значению очень похожи на притяжательные прилагательные. Они указывают на принадлежность предмета кому-либо (человеку или животному) и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? или чьи?

Например: моя рубашка, твой подъезд, свой дом, наша школа, ваш документ. Притяжательные местоимения, как и прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. В предложении бывают определениями

Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа, не имеет рода и числа. В предложении является дополнением.

Склонение личных местоимений.

У личных местоимений при склонении изменяется не окончание, а всё слово.

Рассмотрите таблицу на стр. 262

!!! Обратите внимание: в косвенных падежах к местоимениям 3 лица после предлога добавляется согласный Н.

6.Применение новых знаний на практике

Самостоятельная работа.

«Вставь местоимение» (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).

— Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.

1 вариант.

нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

Самопроверка.

— 1 уч-ся читает вслух и работает у доски, мы слушаем и исправляем простым карандашом ошибки, если таковые есть. Ставим отметки себе сами карандашом.

— Поднимите руку, у кого работа выполнена без ошибок? Передайте карточки вперёд учителю на проверку.

Работа с учебником.

Упр.594 стр.262

Упр.595, 596 стр. 263

Упр.597 стр.266

Упр.600 стр.265

Рефлексия.

— Что нового узнали сегодня на уроке?

— Что мы узнали о личных местоимениях?

— Что мы узнали о личных местоимениях 3 лица?

-Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать?

9. Оценки. Домашнее задание.

1)Выучить определение на странице 261,262,264.

2)стр.265 упр.599, 601





Приложение к уроку;

Диана: — Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?


Мадина: — Да, хорошо.


Диана: — Мне нужна Вика. Скажи, пожалуйста, она дома?


Мадина: — Нет, её нет.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Правописание суффиксов -ек-, -ик"


Диана: — А Вова? Он дома?



Диана: — Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?


Мадина: — Да, хорошо.


Диана: — Мне нужна Вика. Скажи, пожалуйста, она дома?


Мадина: — Нет, её нет.


Диана: — А Вова? Он дома?




1 вариант.

нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?



2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.



1 вариант.

нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?



2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.


1 вариант.

нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: