Конспект урока на тему «Обобщение знаний о имени прилагательном»


КГУ «Возвышенская средняя школа»

Обобщение знаний о имени прилагательном



Свалухина Елена Ивановна

Учитель начальных классов





2014 год





Цель: обобщить имеющиеся знания об имени прилагательном как части речи

Задачи: учить правильному написанию имен прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные и имена существительные в тексте, доказать взаимосвязь этих двух частей речи; развивать умение работать самостоятельно, воспитывать культуру труда, учить работать в группах, создавая условия для воспитания взаимовыручки и дружбы. 

Ход урока

Организационный момент

На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!

— Давайте поработаем так, чтобы искорки счастья засветились в ваших глазах и не исчезли даже тогда, когда закончится урок. Ребята, запишите число, классная работа. Эпиграфом сегодняшнего урока предлагаю взять слова Оноре Бальзака:

«Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего, идти».

— Как вы понимаете эти слова? (Ребята объясняют свое видение высказывания)

— Тогда вперед, в путь, начинаем нашу работу!

Минутка чистописания.

Выберите из слов эпиграфа следующие буквы для написания:

  • из 1слова возьмите букву, которая обозначает парный звонкий, твердый, согласный звук (Б)

  • из 2 слова выберите букву, которая обозначает парный, звонкий, твердый согласный звук (Д)

  • 3 буква находится в 6 слове, она обозначает непарный, звонкий, мягкий, сонорный, согласный звук и встречается в этой фразе один раз (Р)

  • 4 буква обозначает парный , звонкий всегда твердый, согласный звук, встречающийся в этой фразе один раз (Ж)

Что общего у данной группы букв? Запишите данную цепочку, соблюдая закономерность: последняя буква становится первой. (БДРЖ ЖБДР РЖБД ДРЖБ)

В какой набор согласных букв можно поставить гласные буквы? (Дружба)

Дайте характеристику слову «Дружба»: имя существительное, нарицательное, неодушевленное, женский род, 1 склонение, единственное число

Подберите группу однокоренных слов, состоящих из различных частей речи. (Дружба, друг, дружить, дружный)

Выделите корень в данных словах. Что наблюдаете? (чередующиеся согласные)

Сообщение темы урока.

У существительных подчас.
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!

О какой части речи говорится в стихотворении?

Да, это прилагательное. Ребята, сформулируйте тему урока.

Работа по теме урока.

Сегодня мы собрались за круглым столом, чтобы в интеллектуальном споре найти истину. Как в древности рыцари круглого стола пытались найти чашу Грааля, чтобы испить из неё великие знания. Узнаем, кто сегодня из рыцарей поведет спор. Для этого вам необходимо провести «Кулачный бой»

Орфографическая работа. Развитие речи.

Задание: записать слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Устно объяснить орфограммы.

Ре…кий, б…рёзовая, дли…ые, со…нце, в…р…б…иный, кр…кливый, ро…кий, лу(ч, чь), в…се…ее, ра…яя, лё…кие, обла(ч, чь)ко.

Самопроверка. Учащиеся проводят самопроверку орфографической работе (2 мин).

Учитель: Если вы не допустили ни одной ошибки, то оцените свою работу на «5», если допустили 1-2 ошибки, оценка «4», если 3-4 ошибки – оценка «3», если ошибок больше четырёх, то нужно задуматься над повторением правил правописания.

Учитель: Кто справился с заданием на «5», на «4»? Кому необходимо повторить правила правописания?

Учитель: Какие из написанных слов являются именами прилагательными? (ответы детей). В каком числе и роде стоят эти имена прилагательные? (ответы детей) Составьте устно предложения с этими прилагательным (ответы детей). Какую роль играют имена прилагательные в предложении, в речи? (ответы детей)

  • Итак, как зовут этих рыцарей? (имя существительное, имя прилагательное)

  • Рыцари провели первое состязание под названием «Кулачный бой».

  • Как вы думаете, кто победил? Почему?

  • Какие слова выпадают из этих групп? Почему?

  • А о чем, вообще, могут поспорить эти два рыцаря?


Да, действительно, только в споре рождается истина. И в древности каждый рыцарь должен был уметь не только вести кулачный бой, а в совершенстве владеть 7 искусствами: стрельба из лука, плавание, верховая езда, соколиная охота, игра в шахматы, умение слагать стихи и гимны.

Давайте облачим рыцарей в доспехи и продолжим состязания, чтобы найти самого искусного рыцаря. Если мы успешно будем все выполнять, то нам откроется путь к чаше Грааля и мы можем узнать истину.

Работа в группе: Дать определение частям речи. Первая группа дает определение имени существительное, вторая – имени прилагательное.

Учитель: Мы справились с первым задание. И вот уже приоткрывается путь.

Кроме доспехов, у каждого рыцаря был свой флаг и герб, где помещались рисунки и символы, связанные с личностью рыцаря. Что ваш рыцарь поместит на свой герб.

Работа в группах: Для каждой части речи описывается ее грамматическая категория.

Но вот пришло время следующего состязания – «Стрельба из лука»

Конкурс «Стрельба из лука» (игра-соревнование)

А теперь, ребята, самое время провести самостоятельную работу «Догони меня!», где вы сами сможете оценить свои возможности, выбрав уровень задания. Выполнение первого уровня даёт возможность получить «3», сделав второй уровень – вы получаете «4». Ну а если вы правильно выполните задания третьего уровня, вашей оценкой будет «5».

1 уровень.

Спишите. Вставьте пропущенные окончания, выделите их.
Чёрн… стрижи всю жизньпроводят в воздухе. Если пойманного длиннокрыл… стрижа посадить на гол… землю, он не сможет взлететь. На коротеньк… своих лапках стриж не умеет ходить по земле

2 уровень.

Спишите, дописывая окончания. Определите род и падеж имён прилагательных.
В майск… ноч… пели птицы. Мы любовались весен… небом. Вдруг ярк… стрела молнии полоснула спокойн… небо. Нежн… голубизну небосвода заволокло чёрн… тучами.

3 уровень.

Исправь ошибки, выдели окончания имен прилагательных. Определите род,число и падеж имён прилагательных.
У неуклюжиго медведя, без бодрага марша, от жгучий ненависти, в хрустящим картофеле, с хорошем зрением, около малиньких ножек,к грациознаму коню.

Конкурс «Соколиная охота»

Теперь вам необходимо своих соколов направить в свои замки. Распределить своих «рыцарей» Соотнеси стрелкой словосочетания, согласуя имя прилагательное с именем существительным в роде.

жареный
летучая
вкусное
известная
широкое
душистая
красный
устнаякакао
речь
шоссе
фамилия
сирень
мышь
помидор
картофель



Отчего зависит род у имен прилагательных? При помощи чего можно определить окончание

Выполните синтаксический разбор предложения.(Выполняет один человек у доски)
Прекрасная дама ждет смелого рыцаря в каменном замке.

Попробуйте убрать из этого предложения все прилагательные. Что получится? Сделайте вывод (прилагательные украшают имена существительные, т.е нашу речь).

Работа над значением слова

Каждый рыцарь должен умело плавать и чувствовать себя как рыба в воде.

Подберите антонимы к данным именам прилагательных, объясните орфограммы.
Неряшливый — …(аккуратный)
Жёсткий — …(мягкий)
Частый — …(редкий)

Образуйте имена прилагательные от данных существительных, выделите орфограммы.
Честь — …(честный)
Солнце — …(солнечный)
Чудеса …(чудесный).

Физминутка

Даже рыцари должны отдыхать, давайте и мы с вами сделаем паузу в нашем споре, небольшое перемирие.

Я отдыхаю, настраиваю свои мысли. Я опускаю рыцарское забрало и погружаюсь в тишину. Представляю прекрасный замок в чудесном саду, где меня ждёт долгожданная награда. Я уверен в себе и готов продолжать путь.

«Игра в шахматы»

Рыцарь должен уметь вести сложные шахматные комбинации. Посмотрим, сможете ли вы разобраться в этой шахматной комбинации.

Спишите, раскрывая скобки. Определите падеж имён прилагательных, выделите окончания. Произведите разбор имен прилагательных по составу:
Таня и Алёна посадили свои деревца, полили их (тёплый) водой. Светит (горячий) (весенний) солнышко, идут по небу весёлые облака. И два (новые) деревца стоят у ворот. Они расправляют корешки в (тёплый) земле.

Замечательно, и в этой сложной комбинации вы разобрались. Итак, мы выходим на финишную прямую. Впереди нас ждет последний забег.

«Верховая езда»

Каждому ученику выдается карточка с тестами, на основе которых будет осуществляться выявление участников.

Вариант 1

  1. Имя прилагательное — это часть речи, которая…

    1. обозначает признаки предмета

    2. делает нашу речь более точной и выразительной

    3. называет явления природы

  2. Какое прилагательное подходит к существительному облако?

    1. большая

    2. пушистый

    3. далёкое

  3. Определи словосочетание, состоящее из прилагательного во множественном числе и имени существительного.

    1. чистые озёра

    2. яркое солнце

    3. жёлтый комбинезон

  4. Найди прилагательное-антоним к слову громоздкий.

    1. Внушительный

    2. Неохватный

    3. Миниатюрный

  5. Число имени прилагательного определяют по…

    1. имени существительному, стоящему рядом

    2. имени существительному, с которым оно связано

    3. предлогу



2 вариант

  1. Род имени прилагательного определяют…

    1. по рядом стоящему слову

    2. по однокоренным словам

    3. по имени существительному, с которым оно связано

  2. Какое прилагательное подходит к существительному семья?

    1. Большое

    2. Дружная

    3. Крепкий

  3. Определи словосочетание, состоящее из имени существительного и прилагательного во множественном числе.

    1. новое жилище

    2. дикие звери

    3. тоненькая верёвочка

  4. В какой группе прилагательные-синонимы?

    1. любезный, обходительный, учтивый

    2. знойный, палящий, прохладный

    3. наивный, простодушный, хитрый

  5. Имена прилагательные изменяются по родам…

    1. всегда

    2. только во множественном числе

    3. только в единственном числе

— А сейчас каждый из вас проверит себя: все ли он знает об имени прилагательном? (Ученики проверяют друг друга)

Вот нам и открылась чаща Грааля.
Какую же истину мы сможем испить из этой чащи?
Какая истина нам открылась?
Что мы сегодня узнали?

Какую награду можем мы получить за наш поединок? Мы сегодня начали урок со слов Оноре Бальзака «Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего, идти». Так вот седьмым искусством, которым должны обладать рыцари – это умение слагать стихи и гимны:

  • Какой гимн вы сложите о сегодняшнем уроке?

  • Какими видами искусств вы овладели в совершенстве?

  • Какими ещё необходимо овладеть?

  • Какую награду каждый из вас получил в этом поединке?

Домашнее задание

Приготовить для товарища тест о своем рыцаре.

Итог урока

И закончить урок мне хотелось бы небольшой притчей.
Зимой Ричард каждое утро чистил дорожку перед домом от снега. И как бы рано он не вставал, у соседа уже была аккуратно утоптанная дорожка.
— Послушай, сосед, а когда ты успеваешь, снег перед домом убирать? – поинтересовался однажды Ричард.

— Да я его никогда не убираю! – Это ко мне друзья ходят!

Пусть только в дружеском споре рождается истина, а рыцарские качества помогут вам добывать главную награду: знания.



Используемые источники:

  • Рамзаева Т.Г., Щеголева Г.С. Русский язык. 3 класс: книга для учителя. – М.: Дрофа, 2008.

  • Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Русский язык. Правила и упражнения. – М.: ЗАО «Премьер», ГИППВ, 2003.

Свежие документы:  Методическая разработка "Изучение языковых средств выразительности в старших классах (в рамках подготовки к ЕГЭ, задание В8)"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: