Конспект урока на тему «Обращение. Знаки препинания при обращении»


Утверждено:_________________ Дата:___________ Класс: _______

Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении

Цели урока: расширение уже известных сведений об обращении и знаках препинания при нём;

Задачи урока:  

провести работу по развитию пунктуационных умений и навыков;    

 расширить знания о речевом этикете и повышении речевой культуры;   

 провести наблюдения над функциями обращений в художественной речи, их текстообразующими возможностями;   

 обратиться к жанру письма, одним из важнейших элементов которого является обращение.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учащихся

1.



2











3











4








5




6











7















8





9




















10













11








  1. Орг.момент-Здравствуйте, девочки. Сегодня урок мы начнем с повторения.

II.      II. Новая тема.

А)Мозговой штурм. Задание для самостоятельной (индивидуальной) работы:

  1. расставьте недостающие знаки препинания, пропущенные буквы;

  2. в роли каких членов предложения выступает слово Россия;

  3. в каком предложении это слово не является членом предложения, почему?

1) В европейской части России есть все: и возвышенности, и обширные равнины, и величественные реки, и бескрайние леса.2) Родина многих величайших художников : Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина-Россия. 3) Люблю твою, Россия, старину.4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи.5)Тебя, как первую любовь , России сердце не забудет.

— Какие знания вам были необходимы для решения этой познавательной задачи?

— Какие слова требовали особого внимания для определения их синтаксической роли?

Почему?

(Они выступают в роли обстоятельства, сказуемого , подлежащего дополнения и обращения.)

— Прочитайте предложение с обращением.

— Прочитайте предложения, в которых эти же слова являются обстоятельством , сказуемым , подлежащим, дополнением )

Б)Постановка дидактической цели

— Задача нашего урока –а) расширить уже известные нам сведения об обращении и знаках препинания при нём      б)  провести работу по развитию пунктуационных умений и навыков;      в)  расширить знания о речевом этикете и повышении речевой культуры;      г) провести наблюдения над функциями обращений в художественной речи, их текстообразующими возможностями;      д) обратиться к жанру письма, одним из важнейших элементов которого является обращение.

В) Составление кластера (опорного конспекта)

— Структурируйте свои сведения об обращении, полученные ранее, оформив их в виде кластера (работа в группах, консультации друг с другом, с учителем).

— Работа над теоретическим материалом . &32,стр180-181.

— Вся ли информация, зафиксированная на кластере, верна? Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить?

— Какие ваши предположения оказались неверными? Почему вы их изменили? Обоснуйте!

— Дайте полный устный ответ по кластеру.?

— Используйте кластер в дальнейшей работе над практическими заданиями


Г)Задание исследовательского характера

Предположите, в каком падеже употреблено обращение в примере:

Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?».

Что за форма старче?в обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе…Сравните е более древний текст : Пойди, княже, с нами.( «Повесть временных лет»)

Князь-княже; старик-старче-во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка , который назывался звательным и употреблялся при обращении. Во многих языках отказались от звательного падежа, не только в русском. Тем не менее, знать о его существовании полезно. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском.


Г) Стадия осмысления

-Не правда ли, девочки, эта тема нам знакома? Она не только знакома, а еще и привычна: мы ведь встречаемся с этим явлением ежедневно.  


III. Выполнение практических заданий.

Использование обращений в художественных текстах , в эпистолярном жанре.

Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены

1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

2. Я вернусь к тебе Россия.

3. С чего начинается Родина?

4.Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы!

5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.

6. Любимый город может спать спокойно.

7. Утоли мою жажду каплей росы.

8. Жизнь моя ничуть не стала тише…

9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.

10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!

Составьте схемы предложений.

1.Я вернусь к тебе, Россия.

4.Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

9. Поклон-привет тебе он шлет, моя любимая.

10.Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье!

Схемы: [ …, О].

[О, … ].

[ …, О].

[ …, О, … ].


Проверка выполнения задания.


-В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку?

Каким образом передаётся авторское отношение через обращение?

Какие из выписанных предложений относятся к поэтическому тексту, какие служат для выражения отношения пищущего к адресату?


IV. Подведение итогов урока.

  1. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

  2. Какие задания вызвали затруднения?

  3. Какие показались интересными?

V. Рефлексия.

«Все в твоих руках» 
-На листе бумаги обводям левую руку. Каждый палец какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение: 
Большой — что для меня было важным на уроке? 
Указательный – По этому вопросу я получил конкретную рекомендацию. 
Средний – Что мне не понравилось? 
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы. 
Мизинец – для меня было недостаточно… 

VI. Дом. задание.

Написать сочинение на тему: Отсутствие вежливого обращения- это недостаток нашего языка и его достоинства.

Работа со слайдами.



Расставляют у доски и буквы недостающие знаки препинания;


Учащиеся называют виды пунктограмм, встретившиеся им в работе








Отвечают на поставленные вопросы.




Формулируют задачи урока







Составляют кластер








Отвечают на поставленные вопросы.






Работа со слайдом, работа с кластером






Слушают выступление Богдановой А..


Отвечают на вопрос.




Слушают преподавателя









Выписывают предложения. Расставляют знаки препинания и пропущенные буквы.














Комментируют выбор записанных предложений.

Составляют схемы.


































Мозговой штурм. Задание для самостоятельной (индивидуальной) работы:

1. расставьте недостающие знаки препинания, пропущенные буквы;

2. в роли каких членов предложения выступает слово Россия;

3. в каком предложении это слово не является членом предложения, почему?


1) В европейской части России есть все и возвышенности и обширные равнины и величественные реки и бескрайние леса.

2) Родина многих величайших художников Кипренского и Брюллова Крамского и Левитана Серова и Шишкина-Россия.

3) Люблю твою Россия старину.

4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи.

5)Тебя как первую любовь России сердце не забудет.


Практическое задание: Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены).

1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

2. Я вернусь к тебе Россия.

3. С чего начинается Родина?

4.Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы!

5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.

6. Любимый город может спать спокойно.

7. Утоли мою жажду каплей росы.

8. Жизнь моя ничуть не стала тише…

9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.

10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!


Мозговой штурм. Задание для самостоятельной (индивидуальной) работы:

1. расставьте недостающие знаки препинания, пропущенные буквы;

2. в роли каких членов предложения выступает слово Россия;

3. в каком предложении это слово не является членом предложения, почему?


1) В европейской части России есть все и возвышенности и обширные равнины и величественные реки и бескрайние леса.

2) Родина многих величайших художников Кипренского и Брюллова Крамского и Левитана Серова и Шишкина-Россия.

3) Люблю твою Россия старину.

4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи.

5)Тебя как первую любовь России сердце не забудет.


Практическое задание: Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены).

1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

2. Я вернусь к тебе Россия.

3. С чего начинается Родина?

4.Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы!

5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.

6. Любимый город может спать спокойно.

7. Утоли мою жажду каплей росы.

8. Жизнь моя ничуть не стала тише…

9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.

10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!


Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса на тему "Местоимение"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: