Конспект урока на тему «Однородные члены, связанные сочинительными союзами»




Тема урокаОднородные члены, связанные сочинительными союзами.


Цели урока:

— активизировать ранее усвоенные знания учащихся об однородных членах предложения;

— формировать навык постановки знаков препинания при однородных членах предложения;

— активизировать познавательную активность учащихся, используя современные информационные технологии;

— формировать умение, делать выводы, развивать логическое и образное мышление.


Тип урока: объяснение нового материала.



Материалы и оборудование урока:

Весь урок проходит с использованием интерактивной доски


Ход урока


I. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы поговорим об однородных членах предложения и знаках препинания при однородных членах.

II. Беседа-повторение ранее изученного об однородных членах.


  1. Какие члены предложения называются однородными?

  2. Какой связью соединяются однородные члены?

  3. Могут ли они образовывать словосочетания?


III. Объяснение нового материала.


— А теперь, ребята, посмотрите на доску.


1) Кипела, торопилась, грохотала жизнь.(И.С.Тургенев)

2) Мелькает, вьется первый снег. (А.С.Пушкин)

3) По улице ветер гнал перья, стружки, пыль. (М.Горький)

— послушайте внимательно предложения;

— найдите и подчеркните однородные члены как члены предложения;

— определите способ их выражения.



Вывод: Вот мы и пришли к теме урока. Сегодня мы с вами будем говорить об однородных членах. Давайте вспомним правила пунктуации при однородных членах.


IV. Анализ предложений и вывод.


1) В вазе лежали яблоки, груши, апельсины.

2) Не род, а ум поставлю в воеводы. (А.С.Пушкин)

3) Степь горяча, но мертва. (М.Шолохов)

4) Мал золотник, да дорог. (Пословица)

5) Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение. (И.С.Тургенев)

6) Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо. (И.С.Тургенев)

7) Санин ощущал во всем существе своем если не удовольствие, то некоторую легкость. (И.С.Тургенев)

Учащиеся находят в предложениях однородные члены, обозначают (заключая в овал) союзы. В итоге на доске появляется таблица:



Запятая

Союзы

  1. О, О

  2. О, а О

  3. то О, то О

  4. не только О, но и О

  5. О и О

а; но; да (но); зато.

ни-ни; не то — не то,

или-или

как, так и; не только, но и; если не, то

и; или; либо; да (и).


Учащиеся, глядя на таблицу выводят правило:

« Запятые между однородными членами ставятся всегда, кроме того случая, когда они соединены одиночными союзами и; или; либо; да (и).»

V. Чтение материала учебника и закрепление полученных сведений.

VI. Закрепление.

На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые.

Луна (1) то показывалась из-за туч (2) то на минуту освещала озеро (3) то опять скрывалось (4) и оставляло все во мраке.


Туманы в Лондоне бывают (1) если не каждый день (2) то через день (3) непременно.


Мягкие кресла (1) стол (2) шифоньерки (3) бюро (4) одним словом (5) каждая игрушка дышала роскошью (6) удобством и вкусом.



VII. Итоги урока.

VIII. Домашнее задание:

Выписать из художественных произведений предложения с союзами (и; не только… но и; как… так и; то – то; или).





Свежие документы:  Конспект урока русского языка в 5 классе "Виды предложений по цели высказывания"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: