Конспект урока на тему «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»


Учебный предмет: Русский язык№ 82

УМК: «Гармония»

Урок-путешествие.

Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»


  • Цель: раз­витие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, за­дачами и условиями общения;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участво­вать в диалоге, составлять несложные монологические выска­зывания и письменные тексты-описания и повествования не­большого объема;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отно­шения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного ин­тереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


Формы работы: индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты: раз­витие устной и письменной речи

УУД:

Регулятивные:

  • принимать учебную задачу,

  • действовать по алгоритму,

  • оценивать свои достижения.

Познавательные:

  • анализировать слова, выбирать написание,

  • читать сообщения, находить нужные сведения,

  • отвечать на вопросы, аргументировать ответы.

Коммуникативные:

  • выражать свои мысли и чувства,

  • вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками.

Образовательные ресурсы: компьютерная презентация, карточки со словами и знаками препинания, модель ёлки, карточки с цифрами для жеребьёвки, шарики для самооценки.

Технологии:

  • здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные.



Этапы урока и хронометраж:

п/п

Этап урока

Хронометраж

Мотивация к УД

2 мин.

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений

4 мин.

Постановка учебной задачи

10 мин.

Решение УЗ («открытие» детьми нового знания)

7 мин.

Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)

9 мин.

Самостоятельная работа (закрепление способа действия)

9 мин.

Рефлексия УД

4 мин

п/п


Этап урока

Деятельность учителя и обучающихся

Формируемые УУД

Мотивация к УД

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД,

Аутогенная тренировка (улучшает психические функции: активизирует память, внимание, воображение, образное мышление, усиливает творческий потенциал).

— Дети, закройте глаза и представьте, что на нас солнышко льёт тёплые лучики, под ними мы становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким, пожелайте им любви и добра.

— Сегодня мы с вами будем не только учиться читать и писать слова, предложения с изученными буквами, но и продолжим говорить о красоте природе, о бережном к ней отношении.

— Где мы побывали? (В лесу, возле реки, на море, в горах.)

— Кто из вас хотел бы продолжить путешествие?

— Вспомним правила поведения в природе. (Не шумите на природе! Не ломайте ветви деревьев и кустарников! не оставляйте надписи на деревьях! Не ловите насекомых! Убирайте за собой мусор! берегите почву! Не берите в руки детёнышей диких животных! и т.д.) Почему так себя нужно вести.

— Путешествие будет не простым, подготовимся к нему.

Кинезиологические упражнения.

Шапка размышлений” (Упражнение позволяет быстро включиться в работу, улучшает внимание.) Растираем ладошки до образования “тёплого комочка”, одеваем комочек на голову и мягко заворачиваем уши от верхней точки до мочки. Упражнение выполняем три раза.

Ленивые восьмёрки” (Упражнение активизирует структуры, обеспечивающие запоминание.) Дети рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости “Восьмёрки” по три раза каждой рукой, а затем повторяют эти движения обеими руками.


Определять и высказывать правила поведения при совместной работе (Л)

Совместно договариваться о правилах поведения и следовать им (К)

Продумывать последовательность действий на уроке. Осуществлять действия самоконтроля, оценивать свои достижения и трудности (Р)

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений

Цель: активировать обучающихся на получение новых знаний

— Сегодня у нас необычный урок. Это урок-путешествие в страну Глаголию. И мы отправляемся в плавание на этом прекрасном паруснике «Корсары 2». Слайд2. Эти 40 минут мы образно будем являться членами команды парусника: матросы, помощник капитана (показывает).

-Помощник капитана, займите место у штурвала.

И я, как капитан, хотела бы знать, какое настроение у команды? Выберите подходящий символ вашего настроения. Слайд3.

— У команды хорошее настроение!

— Скажите, что нужно взять с собой, отправляясь в плавание? (карту)

Вот она (слайд 5), но исчез маршрут путешествия. Помощник, в чем дело?


Помощник капитана: Это проделки пиратов. Они вскрыли нашу страничку, изъяли обозначения. Пираты вернут нам маршрут пути, если мы выполним 6 их условий.


Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу (Р)

Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию (П)

Соблюдать правила речевого поведения, участвуя в коллективном обсуждении (К)

Постановка учебной задачи

Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог

Капитан: (обращаясь к матросам) Вы согласны выполнить требования пиратов? Что нам в этом поможет? (знания)

Верно. От каждого из нас зависит успех общего дела. Будьте активны, работайте дружно и мы достигнем цели. Победить пиратов, которые хозяйничают в Океане Знаний, можно только своими знаниями.


Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи (Л)

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, планировать общий способ для её решения, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р)

Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П)

Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого этикета, высказывать свое мнение, выслушивать и понимать другие точки зрения (К)

Решение УЗ («открытие» детьми нового знания)

Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

Упр. 357. Отшумели, шумели, шум, шумный.

-Какая часть слова делает слова похожими по значению?

— Найдите глаголы. Какой частью речи выражены другие слова?

Докажите это.

— Чем различаются глаголы? Есть ли отличие в их смысловом зна-

Чении?

— Запишите слова и покажите их строение.

Взаимопроверка

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вдохнём.
Руки в стороны, вперёд,
А потом наоборот.

Дети ну лугу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И лучи детей согрели.

Чудеса у нас на свете —
Стали маленькими дети,
А потом все дружно встали
И большими разом стали.


Планировать общий способ действий, используя речь для регуляции своих действий(Р)

Слушать и понимать речь других, работать в группе, выполнять различные роли (К)

Вести целенаправленные наблюдения, извлекать информацию; читать учебник, слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений. Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний (П)


Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)

Цель: организовать первичное применение нового знания


Представление о богатых возможностях русского языка (Л)

Проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р)

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К)

Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, делать умазаключения, выводы, обобщения (П)

Самостоятельная работа (закрепление способа действия)

Цель: закрепление нового способа действия

Упр. 358. Самостоятельная работа.

-Прочитайте. Найдите глаголы, выпишите их в столбик.

— Образуйте от глаголов однокоренные имена существительные

И запишите их во второй столбик.

— Какую работу выполняет ь ?

— Как определить глаголы неопределённой формы? (схеме-опора)

— В третий столбик записать глаголы, образованные от оставшихся слов.

Выполняем уловие.


Упр. 359. Въезжать въехать

-а) От каждого глагола образуйте и запишите формы прошедшего времени: множественного числа, а затем единственного числа женского рода.

-б) Покажите строение форм прошедшего времени. Как узнать суффикс в форме прошедшего времени?

Работа в группах.

— Подберите к существительным как можно больше слов со значением действия. 2 мин.

Выберите 1 человека, который будет представлять результаты работы в группе.

Молодцы.

Дыхательная гимнастика (медленный вдох и выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью).

— Прежде, чем отправиться дальше, давайте ещё раз насладимся красотой и ароматом этих цветов. Сядьте прямо, закройте глаза. Вдохните нежный аромат цветка не только носом, но и всем телом. Медленно выдохните.




Учение оформлять свои мысли в письменной форме (К)

понимать информацию, предоставленную в виде таблицы (П)

Осуществлять действия контроля, самоконтроля, оценки и самооценки (Р)

Рефлексия УД

Цель: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию собственной учебной деятельности

Итог. Расскажите всё, что вы знаете по плану:

    1. Что обозначают глаголы?

    2. На какие вопросы отвечают?

    3. Как определить глагол неопределённой форма?

    4. Как не ошибиться в написании суффиксов глаголов прошедшего времени?

    5. Для чего мы используем глаголы в речи?


Ой, что это? Ура! Карта с маршрутом путешествия в страну Глаголию! Путь открыт! Путешествие продолжается!


Элементы способности оценивать свои достижения и трудности (Л)

Оценивать свои достижения и трудности (Р)

Выполнять анализ, умение делать выводы (П)

Соблюдать правила речевого этикета при коллективном обсуждении (К)

Домашнее задание

Цель: систематизация и дополнение знаний

упр.360, 361 устно

Ставить, понимать и сохранять учебную задачу. осуществлять действие самоконтроля (Р)

Читать и понимать информацию, применять общий способ действия для решения конкретных практических задач (П)




Свежие документы:  Конспект урока на тему "Изменение прилагательных по родам. Словарный диктант"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: