Конспект урока на тему «Письмо строчной буквы э»




Тема урока: Письмо строчной буквы э. 

Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Цели урока:

  • Образовательные: Сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы. Отработать начертание буквы в целом. Учиться списыванию с рукописного и печатного текста, формировать навык грамотного письма.

  • Развивающие: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух, мелкую моторику руки; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.

  • Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.



Оборудование: таблица «Синий красный домик», буква Э, картинки солнышка, тучки, дождика, 2 зонтика (красный и оранжевый), магнитные буквы ж, я, е, ы, у, й, ц, ё, р, ч; карточки для индивидуальной работы с буквами для зачеркивания карточки с письменными строчными буквами э, х, ж, с; таблица «Буквы Ээ», сигнальные карточки, рисунки пирамидок (кольца незакрашенные), карточки со словами (в, два, доме, этажа, этом), разные элементы букв; картинка, изображающая устную речь.

Ход урока

I. Организационный момент
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.

Настрой на урок.

Глазки смотрят и всё … (видят), ушки слушают и всё … (слышат), голова хорошо … (думает).

II. Сообщение темы и задач урока.

— С какой буквой мы познакомились на уроке чтения? Какой звук она обозначает?

Это звук гласный или согласный? Почему гласный?

— Как вы думаете, какую букву будем учиться писать на уроке письма?

1-й слайд — Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «э», которая обозначает гласный звук [э]. Повторим изученное о звуках и буквах русского языка, о предложении, будем учиться делать выводы, учиться видеть в словах орфограммы, чтобы писать без ошибок.

III. Актуализация опорных знаний .

2-й слайд- Ребята, к нам за помощью обратились сказочные герои. У них рассыпалась пирамидка и они не могут кольца поставить в правильном порядке. Поможем им? Давайте выполним первое задание.

Игра «Помоги буквам»
— Однажды буквы вышли погулять. Светило яркое солнышко (ВЫСТАВЛЯЮ КАРТИНКУ СОЛНЫШКА). Вдруг набежала туча (появляется картинка тучи), пошел дождь. Буквы спрятались под оранжевым и красным зонтиками. Какие буквы спрятались под каждым зонтиком? (Под красным – гласные, под оранжевым – согласные).
К доске прикреплены «зонтики» и буквы ж, я, ы, е, у, й, ц, ё, р, ч. Два ученика работают у доски, прячут буквы под зонтики, гласные — под красный (я, у, е, ё), согласные — под оранжевый (ж, к, й, ц, р, ч), потом объясняют свой выбор.

Все остальные работают индивидуально на карточках. Девочки зачеркивают только гласные буквы, мальчики – согласные. Самопроверка (по доске).


— Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.

— Посмотрите на согласные буквы. Какие из них обозначают всегда твердый согласный звук? (ж, ш). Назовите всегда мягкие согласные звуки (ч, й).

— Посмотрите на гласные буквы и назовите гласные второго ряда. Какую роль они выполняют? (Показывают на мягкость согласного звука и могут обозначать два звука)

— Когда они обозначают два звука?

— В какой букве из гласных второго ряда спрятался звук [э]?

— Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем).

Запомните:

Звук не можем мы увидеть

И не можем в руки взять.

Озорного невидимку

Можем ухом различать.

А ещё – произносить,

Но не трогать и носить.

Мы правильно выполнили 1-е задание, можем надеть первое. О чем мы говорили, что повторяли? (Звуки и буквы).

3-й слайд. Первое кольцо — ПИРАМИДКИ: ЗВУК – БУКВА

IV. Упражнения в написании букв, слогов, предложений.

— Посмотрите еще раз на печатные и письменные буквы: строчную э и заглавную Э. Одинаковые ли они по написанию? (да)

— Когда мы используем заглавные буквы на письме? 

1.Знакомство с буквой. Анализ письменной буквы.

— Посмотрите, как выглядит письменная строчная буква э (выставляю табличку).

Поэлементный анализ буквы

— Из каких элементов состоит буква э? (из двух – левого полуовала и маленькой горизонтальной линии посередине).

— В написании каких букв есть такой же элемент — полуовал?

— Да, этот элемент уже знаком нам, когда мы писали букву х, ж, с. Значит, научиться писать строчную букву э, я думаю, нам не составит труда.

Конструирование буквы из элементов

Игра «Буква рассыпалась» (На доске прикреплены разные элементы букв)

— Ребята, помогите мне, пожалуйста! Письменная буква э рассыпалась на отдельные элементы. Кто мне поможет собрать букву?

    4-й слайд   «Буква э на с дивится, словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка, только нету языка!» (А. Шибаев.)

Комментированный показ учителем на доске.

— Начинаем писать букву э немного ниже линии верхней рабочей строки, ведем вверх до рабочей строки, округляем, ведём вниз до нижней линии, затем закругляем влево. Пишем второй элемент буквы – короткую горизонтальную линию посередине полуовала.

5-й слайд .Физминутка. Упражнения для глаз. Зарядка для глаз.

2. Отработка написания новой буквы в прописи

— Давайте научимся писать эту букву.

— Откройте прописи (Я тетрадь свою открою и ….), положите их наклонно, сядьте ровно.

— Смотрите, нас на страничке кто-то встречает. Кто это? Это представитель народности эскимосов. Эскимосы — это жители Крайнего Севера нашей страны, как и ханты, ненцы, якуты. Это их жилище (слайд)

6-й слайд. — Что у него в руках? (мороженое)

— Как оно называется – эскимо – это сливочное или молочное мороженое в шоколадной глазури на палочке).

— Где стоит изучаемый звук в этом слове? (в начале слова)

Обведение элементов букв по контуру и узора в широкой строке.

— Откуда нужно начинать писать букву? (сверху). Как узнали? (черная стрелочка).

Обведите элементы букв, всю букву, в широкой строке добавьте еще 2 элемента.

7-й слайд— Наблюдение за письмом буквы по презентации (пишется с одним отрывом).

Что необходимо для качественного выполнения задания?
Помнить о правилах письма:
1. Посадка и наклон букв.
2. Расстояние между буквами.
3. Высота букв.

Письмо буквы э в рабочей строке.

— Обведите самую красивую букву, покажите другу по парте
Дети проводят самоанализ.

— Что говорят, когда рыба срывается с крючка? (эх!)

-Письмо слова эх. Сколько в нем слогов? Почему один?

— Отгадайте загадку, о чем идет речь?

Живет без тела, говорит без языка.

Никто его не видит, а всякий слышит.

Звуковой анализ слова эхо, (2 слога, закрашиваем согл.тверд.звук [х], какой слог ударный?). Сколько букв и звуков в этом слове? Запись слова.

Вывод. — Из каких же частей состоят слова? (Из слогов)

Физминутка активная

8-й слайд— Надеваем второе кольцо — СЛОГ.

3. Работа над предложением.

9-й слайд запись поиграемвэхо

-Прочитайте. Что можете сказать о записи? (Записано с ошибками)

Какое задание могли бы вы предложить?
Исправить ошибки. Записать письменными буквами. Как назовем эту запись?
— Это предложение, значит надо писать с большой буквы и в конце поставить точку и слова
писать отдельно. Исправьте ошибки.(На презентации сама исправляю после ответов детей фломастером)

Сколько слов в этом предложении? Проверьте себя по прописи. Запишем это предложение письменными буквами. Но вначале подготовим пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.


10-й слайд. Дети записывают предложение с комментированием.

Вывод. Из чего состоит предложение? (Из слов)

11-й слайд- 3 КОЛЬЦО ПИРАМИДКИ: СЛОВО.

4. Работа над словами.

— Продолжим работать над словами.

12-й слайд. — Прочитайте записи на двух следующих строчках: это, этот, этажи, эти.

— Какое слово лишнее? Почему? (оно трехсложное, потому что …)

Какое правило правописания есть в этом слове? (сочетание жи) ФЛОМАСТЕР!!! Подчеркиваю (если не сразу находят, прошу найти трехсложное слово – этажи).

— В каком числе стоит это слово, сколько предметов оно обозначает?

— Прочитайте оставшиеся слова — это, этот, эти.

— Эти слова не называют предмет, а только указывают на него. Например, это – дерево, …(дети дополняют – солнце, зеркало и т.д.)

Эти – цветы, ….

Этот — мальчик, …

— Посмотрите внимательно на все слова, как буква э соединяется с другими буквами? (снизу, т.е. при помощи нижнего соединения)

— Запишите самостоятельно по одному слову, поставьте в словах ударение.

— Прочитайте слова, в которых ударение падает на первый слог.ФЛОМАСТЕР –ставлю ударение.

5. Работа с деформированным предложением.

13-й слайд. Даны слова: в, два, доме, этажа, этом.

— Можно ли эту запись назвать предложением? Почему?

Работа в парах. Подумайте вместе и обсудите, как надо поменять местами слова, чтобы получилось предложение.

Проверка.

— Какие надо знать правила записи предложения?

Запись предложения с комментированием.

14-й слайд. В этом доме два этажа.

— Назовите слово, в котором есть мягкий согласный звук (доме). Назовите этот звук [м’]. Почему он мягкий? Какой буквой он обозначен? («эм»)

Вывод. Что можно составить из слов? (Предложение)



15-й слайд. 4 КОЛЬЦО ПИРАМИДКИ: ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

— Как называется все, что мы сейчас произносили? (Речь)

— Какая бывает речь? (устная и письменная речь)

Учитель показывает картинки, а дети соотносят её с устной или письменной речью.

— Если речь письменная – топаем ножками, устная – хлопаем в ладоши.

— Определите, к какой речи отнесем картинку?

Показ картинки, на которой изображена мама, читающая сказку.

16-й слайд. 5 КОЛЬЦО ПИРАМИДКИ: РЕЧЬ.

V. Рефлексия.

Цель: формирование самооценки и самоанализа.

— Посмотрите, какую пирамидку мы собрали. Давайте прочитаем еще раз порядок колец (Всё, что мы произносим – это речь. Она состоит из … и т.д.). На партах у вас тоже лежат пирамидки, но одно кольцо не раскрашено:

  • если вам всё понятно, о чем мы говорили на уроке, то закрасьте его в зеленый цвет,

  • если есть ещё над чем поработать, остановится на немного, то в желтый цвет,

  • если вам многое не понятно, то в красный цвет.

Используется метод “Светофор”:

  • зеленый – иди,

  • желтый – подожди,

  • красный – стой.

— Спасибо за помощь сказочным героям. Они вас благодарят за хорошую дружную работу.





Свежие документы:  Конспект урока с презентацией по теме : "Сила Архимеда. Условия плавания тел" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: