Цель урока:
-повторение о безударных гласных проверяемых и не проверяемых ударением;
-правописание орфограмм жи-ши, чу-щу, ча-ща
Ход урока:
1)Организационный момент.
2)Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Орфографических Знаний. Во время нашего путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знания этих законов. Итак, в добрый путь!
3)Подготовка к плаванию. Лексико-орфографическая работа.
-Отправляемся в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе овощами. Какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать. Отгадку записывайте отгадки обозначте ударение.
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Голова на ножке, в голове горошки. (Горох)
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец)
У красавца-толстяка
Ярко-красные бока.
В шляпе с хвостиком синьор —
Круглый спелый… (помидор)
Проверку можно провести по вопросам:
1)Наз.слова в которых надо запомнить 2 без.гл.(помидор капуста огурец)
2)Слово, в котором надо запомнить безударную гласную О.(огурец)
3)Какую гласную надо запомнить при написании слова капуста? (а)
4)Какое правило можно вывести из данных слов?
(В русском языке есть слова, в которых безударную гласную нельзя проверить ударением поэтому их надо запомнить. Это — словарное слово).
4) На острове безударных гласных.
-Мы плывём по Океану Орфографических Знаний, приближаемся к острову Безударных гласных. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. Освободить же их нам поможет только королева Ударение.
-Освободить эти слова от медуз можно только в том случае если подобрать проверочные слова.
Каменистое дно (камень)
Морской конёк (море-конь)
Полосатый краб (полосы)
Вдалеке от острова (даль)
Солёные брызги (соль)
Скалистый берег (скалы)
Зеленеют водоросли (зелень)
Удивительная рыба (диво).
Физкультминутка. Кораблик.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет(покачивание туловища)
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах (бег на месте)
Начался вдруг сильный шторм
Прогремел на небе гром (приседание)
Наш кораблик закачался (покачивание туловищем)
Вверх с волной сперва умчался(вытянуть руки вверх )
А потом упал он в низ (отпустить руки).
5)Остров орфограмм жи-ши, чу-щу, ча-ща.
-Ребята мы отправляемся на остров орфограмм жи-ши, чу-щу, ча-ща
-Мы проплывём его удачно если справимся с заданием которые приготовили нам морские жители.
Игра «Угадай слово»
Шала жи (Шалаши)
гара ши (Гаражи)
сту шить (Стучу)
спе ща (Спешит)
ро щу (Роща)
све чу (Свеча)
наве ча (навещу)
-Как же пишутся орфограммы жи-ши , чу-щу, ча-ща?
6)Остров пиратов.
Наш корабль приближается ещё к одному острову. Нас здесь встречают пираты! Их остров наз. Безграмотландия. Здесь живут все те кто пишет с ошибками. Пираты предлагают вам написать текст под диктовку. Тех, кто напишет с ошибками, пираты завтра найдут и возвратят на свой остров. Докажем что все мы хорошо знаем правила орфографии ,и запишем предложение.
Морские жители — известные хитрецы. Они всегда ловко прячутся от своих врагов.
7)Итог урока.
-Мы отправляемся домой через узкий пролив. Огромные скалы как океанические ворота задают нам вопрос: как проверить безударную гласную? все ли слова можно проверить? Объясните орфограммы ча –ща, чу-щу, жи-ши.
8) Домашнее задание.
Продолжить текст про морских жителей.
9)Выставление оценок.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.