Конспект урока на тему «Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц»


Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В. Занкова


Тема: Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц.

Цели: создать на уроке ситуацию, помогающую узнать правило написания окончаний существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц; способствовать развитию орфографической зоркости, внимательности; воспитанию чувства взаимоуважения.


Оборудование: учебник «Русский язык» автор А.В. Полякова, карточки для работы в парах, мультимедийная установка, презентация, программа «Наставник».


Ход урока:

  1. Оргмомент

— Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь. И вот с таким хорошим настроением начнем урок.


II. Актуализация знаний.

  1. Запись под диктовку

Мяч, туча, сторож, плечо, ключ, свеча, товарищ, крыша.

— Как написали слова мяч, сторож, ключ, товарищ? (без ь, потому что м.р)

— Что можно сказать за эти слова? (сущ-е, ед. число, с буквами, обозначающими шипящие звуки)

— Подчеркните буквы, обозначающие шипящие звуки.

Ж Щ Ч Ш


III. Работа по теме

1. Изменение слов

— Попробуйте записать данные слова в творительном падеже.

— Какие вопросы возникают? У всех ли получается?

2. Определение темы урока

— Кто может сказать, над какой темой будем работать на уроке?

— Какой проблемный вопрос можно поставить к уроку?

( В каких случаях у существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц пишется гласная о, а в каких гласная е?)


3.Фронтальная проверка с комментированием и записью окончания на доске.

Мячом, тучей, сторожем, плечом, ключом, товарищем, крышей, свечой.

4.На какие две группы можно разделить получившиеся слова?

Окончание с гласной — е -о

тучей мячом

товарищем кирпичом

крышей плечом

ключом

свечой

— В каких словах легче было вставить окончание? ( под ударением)

— Какой вывод сделаем? ( под ударением пишется о, без ударения пишется е)

5. Правило с 65

6.Физкультминутка

7. Составление алгоритма написания гласных в окончаниях.

Работа по учебнику. Комментированное письмо.

Упражнение 400

— Используя данный алгоритм, выполняем упражнение.

Выполняется с комментированием по цепочке, затем самостоятельно. Сам. Работа – взаимопроверка без оценивания

— Используя данные словосочетания, составьте предложение, разберите по членам предложения.

8. Закрепление. Работа в парах по карточкам.

Карточки

Вставить пропущенные окончания существительных.

Дополнить 2-3 словосочетаниями по данной теме.

Разобрать по составу слово следил.

Пришел с врач…м, дружу с Наташ…й, очищал нож…м, суп с лапш…й, разговор с учениц…й, пирог с куриц…й, играю с Гриш…й, следил за птиц…й.

________________________________________________________________________________________________________________________________-

В это время работа по компьютеру «Наставник» — 2 человека

IV. Итог. Тест.

— С каким правилом работали на уроке?

— В каких случаях у существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц пишется гласная буква а, а в каких гласная буква о?)

2. Тест – самопроверка с оцениванием


V. Домашнее задание упражнение 399






Свежие документы:  Конспект внеклассного занятия в 5 классе «Halloween!»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: