Конспект урока на тему «Родственные (однокоренные) слова»


Дата:14.09.2014

Русский язык

Урок 31

Тема урока

Родственные (однокоренные) слова

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с понятием родственные (однокоренные) слова, формирования умения
находить родственные слова, выделять общую часть слова

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Осваивают первоначальные научные представления об элементе системы русского языка – лексике

Личностные
результаты

Проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение
к известным понятиям).

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Основное содержание
темы, понятия
и термины

Родственные (однокоренные) слова. Общая часть слова

Образовательные
ресурсы

Презентация





Ход урока




Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты,
задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся


1

2

3

4

I. Мотивирование к учебной
деятельности.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка

Проверка готовности к уроку.

Проверяют готовность к уроку.

II.Каллиграфиче-ская минутка.

Вырабатывают каллиграфический почерк



Выполняют письмо

по образцу

III. Актуализация знаний

Повторение правила


-Отгадай слова. Какая в словах орфограмма?

1. Животное с длинной шеей.

2. Две дощечки, которые одеваются на ноги для катания зимой.

3. Маленькие серенькие животные, которые любят воровать зерно.

4. Колючий кустарник с красными ягодами, поспевающими осенью.

5. Её часто допускают дети в тетради.

6. Красивый белый водный цветок.

7. Ледяная звёздочка.

8. Ими слышит человек.

(Жираф, лыжи, мыши, шиповник, ошибка, кувшинка,

снежинка, уши.)

Отгадывают загадки, формулируют правило-работа в парах

IV. Постановка учебной задачи

(учебник, с. 58)

— Вы кто такие?

— Я- гусь, это- гусыня, это- наши гусята. А ты кто будешь?

-А я ваша тётка- гусеница.

-Кого называют родственниками?

-Как вы думаете, права ли гусеница, считавшая себя родственницей гусей? Почему?

-Кого можно назвать родственниками?

-Чему будем учиться на уроке?

-Что должны узнать нового?

-Откройте учебник на с.51

-На какой вопрос должны ответить?

Формулируют тему урока вместе с учителем

V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. Родственные слова (упр. 77)

СЛАЙД 7


СЛАЙДЫ 7-8

-Прочитайте текст.

-Чем похожи выделенные слова?

-Назовите два признака родственных слов? (общая часть, близкое значение)

-Назовите родственные слова.

Овладевают понятием родственные слова. Распознают в тексте родственные слова

Физминутка

Осуществляют профилактику утомления

А сейчас все дружно встали,

Отдохнём, как на привале.

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поклонись!

Руки вверх, руки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молоды вы, ребятишки.

Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения).

VI. Закрепление знаний и способов действий.

1. Распознание родственных слов (упр. 78)

-Прочитайте слова первой группы.

-Какие это слова?

-Почему эти слова можно назвать родственными?

Распознают родственные слова, находят в них общую часть. Определяют лексическое значение
родственных слов

2.Распознание родственных слов

СЛАЙД 13

-Послушайте текст и запомните однокоренные слова.

Лошадь-это обычное название хорошо знакомого всем домашнего животного. Если же хотят сказать о лошади ласково, с любовью говорят: лошадушка. Невзрачная, низкорослая, слабая – это всего-навсего лошаденка. А игрушку у маленького мальчика- лошадка.

-Какие однокоренные слова услышали в тексте?

-Какой корень в словах?

VII. Рефлексия учебной деятельности

Обобщение
полученных

на уроке сведений, оценивание

– Какое открытие сделали на уроке?

– Какой вид работы понравился больше?

– Оцените свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения; определяют свое эмоциональное состояние

Свежие документы:  Современные технологии личностно-ориентированного обучения










1. Животное с длинной шеей.

2. Две дощечки, которые одеваются на ноги для катания зимой.

3. Маленькие серенькие животные, которые любят воровать зерно.

4. Колючий кустарник с красными ягодами, поспевающими осенью.

5. Её часто допускают дети в тетради.

6. Красивый белый водный цветок.

7. Ледяная звёздочка.

8. Ими слышит человек.

______________________________________________________________________


1. Животное с длинной шеей.

2. Две дощечки, которые одеваются на ноги для катания зимой.

3. Маленькие серенькие животные, которые любят воровать зерно.

4. Колючий кустарник с красными ягодами, поспевающими осенью.

5. Её часто допускают дети в тетради.

6. Красивый белый водный цветок.

7. Ледяная звёздочка.

8. Ими слышит человек.

______________________________________________________________________


1. Животное с длинной шеей.

2. Две дощечки, которые одеваются на ноги для катания зимой.

3. Маленькие серенькие животные, которые любят воровать зерно.

4. Колючий кустарник с красными ягодами, поспевающими осенью.

5. Её часто допускают дети в тетради.

6. Красивый белый водный цветок.

7. Ледяная звёздочка.

8. Ими слышит человек.

______________________________________________________________________


1. Животное с длинной шеей.

2. Две дощечки, которые одеваются на ноги для катания зимой.

3. Маленькие серенькие животные, которые любят воровать зерно.

4. Колючий кустарник с красными ягодами, поспевающими осенью.

5. Её часто допускают дети в тетради.

6. Красивый белый водный цветок.

7. Ледяная звёздочка.

8. Ими слышит человек.

______________________________________________________________________


1. Животное с длинной шеей.

2. Две дощечки, которые одеваются на ноги для катания зимой.

3. Маленькие серенькие животные, которые любят воровать зерно.

4. Колючий кустарник с красными ягодами, поспевающими осенью.

5. Её часто допускают дети в тетради.

6. Красивый белый водный цветок.

7. Ледяная звёздочка.

8. Ими слышит человек.

______________________________________________________________________












4


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: