Конспект урока на тему «Родственные слова. Корень»


Тема 1: Родственные слова. Корень.

Цели:

  1. Сформировать понятие «родственные слова» на примере выделения двух признаков:

  • Связь по смыслу

  • Общая часть

  1. Сформировать понятие корень как общая часть родственных слов

  2. Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:

  • анализа – при установлении лингвистического наблюдения над словами (выделении признаков однокоренных слов)

— при выполнении упражнений продуктивного типа

— в процессе работы над определением

  • синтеза и обобщения – при формулировании вывода

  • классификации – в процессе разделения слов на родственные и неродственные



  1. Развитие диалогической речи – в процессе формирования умения отвечать на вопросы и задавать их.

  2. Расширение и обогащение словарного запаса:

  • работать над научным стилем — в процессе работы над формулировкой определения родственных слов

  • работать над значением слова –в процессе формулирования лексического значения, нахождения связи по смыслу между словами, подбора родственных слов

  1. Воспитание интереса к языку на основе выполнения упражнений продуктивного типа

Ожидаемый результат: уч-ся должны знать определение родственных слов и уметь определять родственные слова по двум признакам.

Оборудование: проектор, экран, презентация, выполненная в Rower Point, толковый словарь С. И. Ожегова

Ход урока:

  1. Оргмомент

Проверка готовности, упражнения на внимание

  1. Чистописание

Га га Ге ге Ги ги Г…

  1. Введение новой информации

А) Подготовка детей к восприятию новой информации

Послушайте загадку-шутку «Родственники»

  • Вы кто такие?

  • Я гусь, это гусыня, а это наши гусята.

  • А ты кто ?

  • А я ваша родственница – гусеница.

— Как вы считаете, гусеница является родственницей гуся?

— Кого мы можем назвать родственником? (родственник – человек, который находится в родстве)

— Что такое родство? (связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого, или от различных лиц общего предка)

— Кто же является родственниками? (если люди происходят из одного рода, семьи и они часто похожи друг на друга)

— А бывают ли родственники у слов?

— О чем будем на уроке говаривать? (о родственных словах)

Мы должны на уроке сегодня выяснить есть ли родственники у слов и если есть, то по каким признакам можно определить родственные слова.

Б) организация лингвистического наблюдения над языковым материалом

— Понаблюдаем над лексическим значением слов

Гусь, гусыня, гусята, гусеница (сл №3)

— Между какими словами существует связь, основанная на происхождении? (гусь, гусыня, гусята)

— Какое из слов появилось раньше? Докажите

Гусыня – самка гуся

Гусята- детеныши гуся

Гусь- крупная дикая и домашняя птица с длинной шеей.

— Что общего у слов? (гусь – общая часть) (сл №4)

Слова близки по смыслу и имеют общую часть. Общая часть таких слов называется корнем. Корень выделяется значком.

Корень слова – значимая часть. (сл № 5)

Над словами родственными держит власть

— Может ли между этими словами и словом гусеница существовать связь, основанная на происхождении? (нет)

!!!- Слово гусеница произошло от какого-нибудь из этих слов? (нет)

!!!- От него могли появиться слова гусь, …?

— Почему? (у слов разные лексические значения, одно слово нельзя истолковать через другое)

Гусеница- личинка бабочки, обычно червеобразная, с несколькими парами ног или у тракторов, танков, охватывающее колеса замкнутое полотно, состоящее из отдельных закрепленных звеньев

— Почему вдруг гусеница решила, что она им родственница?

— Что общего у слов? (слова начинаются одинаково, )

— И так, какие слова оказались родственниками?

В) работа над определением

— Что у них общего? (сл №7)

  • Сходны по значению, одно слово можно истолковать через другое, близки по смыслу

  • Общая часть-корень- похожи друг на друга

— Как называются такие слова, кто знает? (родственные)

В русском языке такие слова называют родственные. А так как общая часть родственных слов называется корнем, то по другому такие слова в русском языке называют однокоренные.

— Сформулируйте определение, что такое родственные слова?

Г)организация работы над лингвистическим определением в школьном учебнике

— Откройте учебник. Давайте сравним определение в учебнике с нашим определением?

Чтение определения с. 155

  • — Какие слова называются родственными?

-Сколько признаков родственных слов указано в формулировки определения? (2)

— Прочитайте первый признак

— Прочитайте второй признак

-В какой последовательности выделили признаки мы, сравните с формулировкой на экране

— Почему мы действовали, таким образом, и сначала отразили связь по смыслу? (мы наблюдали происхождение слова)

— А как найти корень? (найти общую часть родственных слов)

-Приведите примеры родственных слов в формулировке?

— Докажите, что они родственные. Что для этого надо сделать?

1) установить связь по смыслу (узнать какое слово, от какого произошло и какое слово произошло раньше)

— Что для этого надо сделать? (истолковать слово, узнать их лексическое значение)

Море- водоем, часть океана — большое водное пространство с горько – соленой водой

Моряк – профессия человека, который служит на море

2) выделите общую часть

  • — Как называется общая часть родственных слов? (корень)

— Где еще встречаемся с понятием корень? (корень дерева, растения)

— Как еще называются родственные слова? (однокоренные)

— Почему? (одинаковый корень)

4. Физ- ка

5. Формирование способа действия

А) определение хода рассуждения по применению новых знаний

-Попробуем составить алгоритм, как действовать, чтобы доказать, что данные слова являются однокоренными на примере упражнения

— прочитайте слова

-Что нужно сделать? Что делали?

  • Формулируем лексическое значение, определяем какое слово от какого образовано? (сл № 9)

Грибник-любитель собирать грибы

Гриб — особый организм, не образующий цветков и семян и размножается спорами

Грибной суп — суп из грибов

— Достаточно этого признака? (нет)

  • Выделяем корень — общую часть . Назовите ее ? (гриб)

  • Делаю вывод

Б) упражнения репродуктивного типа

Упр 293 с. 156

В) упражнения продуктивного типа

На карточках:

— Найдите лишнее слово

Оса, осина, осиный

Лес, лесник, лестница

Совята, совушка, совет

Лист, лиса, лисенок,

лось, лоскут, лосенок,

пес, песочный, песок

моряки, моржи, морской



-Проверьте: слайд №10

— Кто допустил ошибку?

-Кто не смог выделить корень?

6. Подведение итогов, рефлексия, выставление отметок

-Что нового узнали?

— Что научились делать?

— Для чего изучали родственные слова?

7.Д.З. каждому алгоритм рассуждения и карточка с д.з.

1 вариант

— Найдите родственные слова, выпишите и докажите. Подберите несколько еще однокоренных слов

Собрались у Воды родственники.

Подводник с Водицей беседуют.

Водолаз с Водопадом на солнышке греются.

Водитель на гармошке играет.

Водомерка с Водорослями заигрались.

Даже сам Водяной пожаловал.

И все старуху Воду ждут.

2 вариант

— Найдите родственные слова, выпишите и докажите

Мы нашли большой

муравейник под елью.

Сначала мы думали,

что это просто куча

сора и старой хвои,

а не муравьиный город.

Ни одного муравья не было видно.

























Свежие документы:  Тематическое планирование по русскому языку 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: