Конспект урока на тему «Родственные слова»


Тема: «Родственные слова».

Дидактическая цель: Создание условий для формирования понятий «родственные слова» и «корень слова».

Задачи:

Образовательные: формирование понятия «родственные слова» и понятия «корень слова».

Воспитательные: формирование осознания важности понимания значения слов, интереса к наблюдениям за языком.

Развивающие:

Регулятивные: формирование умения осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в её решении; определять общий способ решения задачи.

Познавательные: формирование умения пользоваться полученной информацией в практической деятельности; делать выводы.

Коммуникативные: формирование умения участвовать в общей беседе; работать в парах.


Тип урока: Изучение нового материала


Изучение нового материала.

-Какой вопрос задали дома? Что в слове главное? Как ответили? (Главное в слове – это его значение)

-Какое слово «лишнее»? Как думаете почему? (Тема урока)

На доске:

сахар

сахарок

сахарный

родственные

сахаристый


На доске появляется запись: «Родственные слова».

-Что будем узнавать? (узнавать, что такое родственные слова). Как думаете, а нужны ли какие-то для этого признаки? (да).

Тогда, начнём.

Что значит слово «родственные»?

Да, как в семье мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка. У них один род родные родственники.

И чем-то они похожи.

(СЛАЙД 1)

Послушайте внимательно.

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

— О! Здравствуйте! Вы кто?

— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

-Я ваша родственница – гусеница.

— Права ли гусеница, которая считает себя родственницей гусей? (Нет)

Почему? (Значение слов разное птицы и насекомое)

Среди слов тоже есть целые семьи.

Выявим признаки родственных слов. Узнаем что интересного в родственных словах?

Вернёмся к словам на доске:

сахар

сахарок

сахарный

сахаристый

Можно их назвать родственными? Почему? (Значением похожи, общая часть есть).

Антон спрашивает: А слова (СЛАЙД 2) сахар и конфета родственные? Конфета ведь сладкая?

(Значение разное и нет общей части). Теперь ему это понятно.

А вот почему «сахарницу» так назвали? (СЛАЙД 3. Сахарница – это посуда, в которой лежит сахар). Что вы сделали? (объяснили значение слова «сахарница» с помощью слова сахар)

Дописываю слово «сахарница» в столбик. Что значит «солить»? (Посыпать солью). (СЛАЙД 4)

Что вы сделали? (объяснили значение слова «солить» с помощью слова соль).

Антону вы объяснили, помогите, пожалуйста, мне.

Я думаю, что слова ёж, ёжик, ежата, ежиха, ежевика (СЛАЙД 5) из одной семьи, значит родственные. А вы как считаете? (Нет, есть лишнее слово, остальные можно объяснить с помощью одного слова ёж).

Свежие документы:  Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Фразеологизмы в устной и письменной речи"

Что интересного вы сейчас узнали? (что можно объяснять значение слов с помощью одного слова из семьи).

Сделаем вывод, какие два признаки должны работать, чтобы собрать семью родственных слов?

(СЛАЙД 6) Вывод: 1. Объяснишь слова с помощью одного и того же слова? (Общее значение)

2. Есть ли в словах общая часть? На слайде памятка. Каждому раздать памятку.

Скрытая Физминутка.

Если родственные слова – поднимите руки вверх и хлопните ладошками, если нет – топните ножками.

Стол, столик, столовая.

Лиса, лисица, лист.

Сыр, сырость, сырок.

Лес , лесник, лестница, лесной.

Первичное закрепление и выявление затруднений. Работа в парах.

Упр.283 на с. 7 (Если, кто-то быстро справился – получает задание, следующее в упр.)

Собери семью родственных слов. Как узнаете? Куда будете смотреть? (В памятку)

(СЛАЙД 7) Самопроверка. Проверить по слайду.

Рыба

Рыбачить

Рыбка

— Хотите узнать, как называется общая часть родственных слов?

Прочтите на с. 8 важные сведения.

Как называется общая часть родственных слов? (корень). (СЛАЙД 8)

Что ещё узнали? (корень выделяют дугой)

Вернуться к словам, записанным в тетради и выделить корень, затем это же проделать на доске со словами:

сахар

сахарок

сахарный

сахаристый

сахарница

Закрепление.

Самостоятельная работа.

Выписать только родственные слова.

(СЛАЙД 9) Курица, курятник, куриный, петух, курочка, цыплёнок. (Если, кто-то справился быстро — дать текст, в котором надо подчеркнуть родственные слова)

Взаимопроверка с образца. (СЛАЙД 10)

— Выделите корень. Как будем его выделять? (дугой)

Тест.

1. Проведи стрелку к признакам родственных слов.

Общее значение общий вид общая часть

2. Подчеркни родственные слова

Шиповник, шипение, шипеть

3. Верно ли утверждение, что это родственные слова? Напиши да или нет.

Огромный – большой.


Обсуждение. Один объясняет – остальные проверяют. (СЛАЙД 11)

Итог урока.

— Что нового узнали на уроке? Чему учились?

Кому было интересно?

Самооценка.
– За что ты можешь себя похвалить?

Дайте себе оценку.

Поставьте значок в своём блокноте. (Ставят знаки +, -, !,?)

Рефлексия. (СЛАЙД 12)

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ» или тест. (Родственные слова)

Мне было интересно…

— Мы сегодня разобрались….

— Я сегодня понял, что…

— Мне было трудно…

— Завтра я хочу на уроке…

Домашнее задание:

Упр. 287 после подробного объяснения ошибаюсь и называю родственные слова однокоренными, детям предлагаю подумать ошиблась я или нет, свои предположения приготовить к следующему уроку.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Знакомство с буквами Щ, щ, обозначающими согласный, глухой и мягкий звук [щ’]"



Родственные слова









Родственные слова





Тест.


1.Проведи стрелку к признакам родственных слов.


Общее значение общий вид общая часть


2. Подчеркни родственные слова:

Шиповник, шипение, шипеть


3.Верно ли утверждение, что это родственные слова?

Огромный – большой.

Обведи кружочком правильный ответ.

а) да

б) нет


Тест.


1.Проведи стрелку к признакам родственных слов.


Общее значение общий вид общая часть


2. Подчеркни родственные слова:

Шиповник, шипение, шипеть


3.Верно ли утверждение, что это родственные слова?

Огромный – большой.

Обведи кружочком правильный ответ.

а) да

б) нет


Тест.


1.Проведи стрелку к признакам родственных слов.


Общее значение общий вид общая часть


2. Подчеркни родственные слова:

Шиповник, шипение, шипеть


3.Верно ли утверждение, что это родственные слова?

Огромный – большой.

Обведи кружочком правильный ответ.

а) да

б) нет



Тест.


1.Проведи стрелку к признакам родственных слов.


Общее значение общий вид общая часть


2. Подчеркни родственные слова:

Шиповник, шипение, шипеть


3.Верно ли утверждение, что это родственные слова?

Огромный – большой.

Обведи кружочком правильный ответ.

а) да

б) нет















скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: