Конспект урока на тему «Синтаксическая роль имён прилагательных»




ТЕМА: Синтаксическая роль имён прилагательных.

Задачи урока: Способствовать формированию представлений о синтаксической роли имён прилагательных. Закрепить умения употреблять в речи имена прилагательные; изменять их, образовывать новые слова; определять род, число, падеж.

Развивать логическое мышление, речь, внимание.

Тип урока: смотр знаний.

Ход урока:

!. Организационный момент.

Прекрасно всё на небе.

Прекрасно на земле

Прекрасно всё вокруг

Прекрасно всё во мне.

Пожелали друг другу хорошего настроения.

— Как мы будем работать ? (Дружно. Активно. В темпе.)

— Сегодня на уроке мы будем работать по плану:

1. Красиво писать, красоту творить.

2. Не гордись званием, гордись знанием.

3. Ученье – родник знания, знание – светильник жизни.

4. Делу- время, потехе-час.

5. Я сам. Я сама.

6. Подумай и ответь.

2. Минута чистописания.

— Первый пункт плана(читает ученик) Красиво писать, красоту творить – значит как мы будем писать? Красивый почерк на манит,

Писать красиво нам велит.

ОЙ ОЕ ИЕ АЯ ЫЙ

— Вы на строчки посмотрите

Что заметили скажите? (окончания имён прилагательных)

— Приведите примеры слов, из которых выпали эти окончания? Запишите.

БОЛЬШОЙ, ЯСНОЕ, МАЛЕНЬКИЕ, ДОБРАЯ, ВЕСЁЛЫЙ.

3. Повторение об имени прилагательном. Устный опрос.

— Второй пункт плана «Не гордись званием, гордись знанием» (читает ученик)

— Как понимаете пословицу?

Нам тоже надо показать свои знания. Что мы знаем об имени прилагательном.

— Что такое имя прилагательное?

— Как изменяется имя прилагательное?

— Какой делает нашу речь имя прилагательное?

— Как изменяются имена прилагательные?

А прежде, чем я задам следующий вопрос. Давайте послушаем одну историю «Скромные просители».

Прилагательные появились в стране Русского Языка удивительно не самостоятельными, но с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа, падежа. И решили пойти они к Существительным.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: Милые существительные, пустите нас в сои владения, мы будем вам помогать, мы всё так приукрасим, что глаз не отвезти!

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ: Пожалуйста, прелестные Прилагательные. Можете пользоваться нашими формами: родом, числом, падежом. Пусть всё вокруг станет ещё прекраснее!

Понравились скромные просители Существительным, взяли их к себе, а заодно и формы рода, числа и падежа.

— От чего зависит род , число, падеж прилагательных?

4. Третий пункт плана (читают) «Учение – родник знания, знание – светильник жизни»

Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе (ОГЭ)"

— Как понимаете пословицу? Знания – это свет, и мы продолжим получать новые знания.

Посмотрите на доску: ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

РУЧЕЙКИ ЗАИГРАЛИ ГОВОРЛИВЫЕ

— Назовите подлежащее. Ч то такое подлежащее?

— Назовите сказуемое. Что такое сказуемое?

— Назовите определение. Что такое определение?

— Где имя прилагательное? Каким членом предложения является имя прилагательное?

— Составьте из слов предложение.

— Разберите по членам предложения.

— Чем является имя прилагательное?

Комментированное письмо : Прошли сильные дожди. Журчат быстрые ручьи. Дружные ребята бегут к оврагу.

— Разберите предложения по членам.

Следующее задание по вариантам: Разобрать предложения по схемам и записать в тетрадь

______ ====== определение _ _ _ _ _ 1 вариант

Определение _______ ========= _ _ _ _ _ 2 вариант

Миша делает домашнюю работу. Художник рисует красивую картину. Перелётные птицы вьют гнёзда. Осенний лист потерял листву. Катя решила трудную задачу. Тёмные тучи покрыли небо.

— Составить по дополнительно по одному предложению к схемам.

— Подчеркнуть определение.

5. Четвёртый пункт плана «Делу время – потехе час»

Физминутка.

Называю прилагательные. Если М.Р – присели, Ж.Р. – хлопок, СР.Р. – наклонились

Добрая, солнечное, умный, весёлый, ясная, холодная, серое, весенняя, хмурый, яркое, красивый, большой, высокий, удивительное.

6. Следующий пункт нашего плана: «Я сам. Я сама.»

Разноуровневые карточки по вариантам.(3 задания)

1 уровень: Допиши пропущенное (Вставить в правило пропущенные слова)

2 уровень: От имён существительных образовать имена прилагательные данного рода.

3 уровень: Составить из слов предложения. Разобрать по членам предложения.

7. Итог урока.

Постепенно мы идём к завершению нашего плана. И нам осталось ответить на вопросы.

Игра «Крестики — нолики».

На доске цифры 1 4 7

2 5 8

3 6 9

-Запишите в тетради так же. Если согласны ставите +, нет 0

— Имя прилагательное отвечает на вопрос ЧТО.

— Имя прилагательное изменяется по падежам, числам.

— В предложение имя прилагательное является определением.

— В словосочетание «за широкими полями» имя прилагательное стоит в ед.ч.

-В словосочетание «в чистом небе» имя прилагательное стоит в П.п.

-Имя прилагательное обозначает действие предмета.

— Имя прилагательное в роде, числе и падеже согласовано с именем существительным

— В словосочетание «скромным цветком» имя прилагательное муж. Рода.

— Имя прилагательное отвечает на вопрос какой?

Самопроверка.

Рефлексия.

— Что понравилось на уроке?

Вот звенит уже звонок,

Всем спасибо за урок!


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: