Конспект урока на тему «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»


Тема: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»

Тип урока: изучение новой темы

Цели: -познакомить учащихся с правилом написания не с причастиями;

-повторить правописание не с прилагательными и глаголами,

морфологический разбор причастий;

-формировать навык написания не с причастиями; развивать речь;

— воспитывать любовь к окружающему миру.

Оборудование: таблицы, слайды, тетради для правил, рабочие тетради.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок поможет создать высказывание Конфуция:

Того, кто (не) задумывается о далеких трудностях, (не) пременно поджидают близкие (не)приятности. (Слайд 2)

С анализа данного предложения начинаем урок. Дается задание записать предложение, обозначить орфограммы, ответить на вопрос: Как вы понимаете смысл высказывания?

2. Актуализация знаний.

-Словарный диктант из слов с орфограммой «Не с различными частями речи» с последующей самопроверкой с помощью интерактивной доски. (Слайд 3)


Не прекращать, незаботливый, ничуть не привлекательный, не решительность, а робость, нелепый, ненависть, негодовать.

После проверки задаем вопрос:

— Какие орфографические правила иллюстрируют записанные слова?

Повторяем правила о правописании не с различными частями речи, перейдя по ссылке на соответствующую страницу интерактивной доски. (Слайд 4)

3. Формулирование темы и определение целей урока.

Предшествующая работа с орфограммами о правописании не с различными частями речи поможет ребятам ответить на вопрос:

— Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Открываем страницу интерактивной доски, на которой записана тема.

— Сегодня мы снова будем путешествовать вместе с частицей НЕ.

— Поставьте перед собой задачи, которые необходимо решить в ходе работы на уроке.

  1. Объяснение нового материала.

1. Объяснение нового происходит с помощью работы с интерактивной орфограммой «Не с причастиями» (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов), после чего дети отвечают на вопросы:

— Как может писаться не с причастиями?

— Как всегда пишется не с краткими причастиями?

— Как пишется с полными причастиями? (Слитно и раздельно).

— Сопоставьте примеры, сделайте выводы о слитном и раздельном написании не с полными причастиями.

2. Работа с учебником (с. 67, параграф 24)

— Запись схемы о правописании не с причастиями в справочники.

  1. Отработка знаний.

-Иллюстративный диктант из слов-существительных в рамках учебника (иллюстрации представлены на интерактивной доске).

-Творческий диктант. Слитные написания замените раздельными, и наоборот. Такое задание позволит тренироваться в правописании причастий с зависимыми словами. (Слайд 8)



Неосвоенная территория

Еще не закрытое тучей небо

Ничем не защищенный от ветра дом

Непрекращающийся шум

Нескошенное поле

Не видимая невооруженным глазом звезда.

-От глагола (не) истовствовать образуйте действительное причастие прошедшего времени. Объясните условие выбора написания НЕ с глаголом и причастием.

(Неистовствовать

Находиться в крайне возбуждённом душевном состоянии.

Несдержанно проявлять свои чувства.)

Рассмотрите картины И.К.Айвазовского. Составьте предложение с причастием неистовствовавший.

  1. Подведение итогов урока.

Ответьте на вопросы:

1). Как пишется не с краткими причастиями?

2). Как пишется не с полными причастиями, имеющими зависимые слова?

3). Как пишется причастие с не, если есть противопоставление с союзом а ?

4). Как пишется не причастием, имеющим при себе слова с ни и слова далеко, вовсе, отнюдь, до сих пор?

Ответьте на вопросы:

1). Как пишется причастие с не, если без не оно не употребляется?

2). Как пишется причастие с не, если нет противопоставления с союзом а ?

3). Как пишется причастие с не, если нет зависимых слов?

  1. Рефлексия.

— Что повторили о правописании не?

— Что нового узнали о правописании не?

— Поставьте смайлики напротив утверждений:

смайл— хорошо усвоил

смайл1— отлично усвоил и могу применить на практике

— усвоил хорошо, но есть вопросы

— многое непонятно.

  1. Домашнее задание.

1. Параграф 24, упр. 132 – 1 вариант, упр. 133 – 2 вариант, упр. 136 – 3 вариант.

2. Сочинить лингвистическую сказку о правописании не с различными частями речи (по желанию).

























Свежие документы:  Пусть личность становится языковой (организация работы над развитием речи учащихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: