Конспект урока на тему «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»


______План занятия

Группа___1ПОВТ-214,1Д-214,1ППС-214,1ЭН-214___

Дата________

Дисциплина «Русский язык»

Тема занятия: «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ».

Цели: научить отличать простое предложение от сложной синтаксической конструкции; углубить понятие о сложном предложении; совершенствовать умения определять способы и средства связи в сложных предложениях.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа у доски.

Задание. Записать предложения, определить, какое из них простое, а какое сложное, подчеркнуть грамматические основы.

Приветливо шепчутся сосны,

Березы шумят у дороги.

И мы на земле плодоносной

Живем без нужды и тревоги.

            Я. Купала

III. Сообщение темы урока. Слово учителя.

Сложное предложение – это такая синтаксическая конструкция, которая имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Простые предложения в составе сложного могут быть связаны с помощью союзов (сочинительных и подчинительных), союзных слов (местоимений и местоименных наречий) или бессоюзным способом, то есть только с помощью интонации. В связи с этим сложные предложения делятся на две группы: союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.

https://tak-to-ent.net/matem/11rus/10/image001.jpg

Сложные предложения, как и все предложения, служат для общения людей, выражают сообщение, вопрос или побуждение к действию и обладают обязательными признаками предложения – наличием грамматической основы и интонации конца. Это сближает сложные предложения с простыми, например:

 

1. Небо снова все покрылось тучами,   https://tak-to-ent.net/matem/11rus/10/image002.jpg   посыпался дождь.

(М. Горький.)

2. Покраснела рябинапосинела вода(С. Есенин.)

3. Он [Пушкин] для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще.

4. Сумрак стал гуще, и звезды сияли выше. (И. Бунин.)

5. Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок. (А. Толстой.)

Задание классу. Запишите предложения и ответьте устно на следующие вопросы:

Какие предложения называются сложными?

На какие группы делятся сложные предложения?

На какие группы делятся сложные союзные предложения?

– Какие средства связи характерны для разновидностей сложных предложений?

Какое средство связи является общим для всех разновидностей?

IV. Самостоятельная работа с учебным пособием.

Задание. Прочитать материал § 7, 8, 9, 10 и ответить на вопросы:

Что в материале параграфов было для вас совершенно новым?

–  Что показалось трудным?

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Имя существительное. Повторение и обобщение изученного"

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 7–10, упр. 46, 47.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: