Конспект урока на тему «Собственные и нарицательные имена существительные»


Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.

Тип урока: получение новых знаний

Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.

Задачи:

образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.

Планируемые предметные результаты:

понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

Формируемые УУД:

— уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);

— уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);

— уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);

— уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);

— выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);

— формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

— уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);

Организация пространства:

фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

Ресурсы:

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Изучение буквы Сс и звуков [c],[c’]"

компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.

Ход урока

I Организация начала урока

— Солнце поднимается,

Утро начинается,

Город просыпается,

А в городе просыпаются жители…

(на слайде рисунки: солнце, город, девочка, мальчик, щенок и записаны слова – солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

— Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.

— Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок.

— Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

II Актуализация опорных знаний

— Прочитайте слова, записанные на экране.

( солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)


— Какой частью речи они являются?

(именем существительным)

— Почему вы так решили?

(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

— Как можно разделить данные существительные на две группы?

(одушевлённые и неодушевлённые)

Какие существительные называются одушевлёнными?

Какие существительные называются неодушевлёнными?

— Разделите лист перегибанием на две части.

-Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные.

— Проверьте себя.

(на слайде: солнце девочка

утро мальчик

город щенок)

— Оцените правильность выполнения «смайликом»

— Молодцы, с этим заданием справились.

(На стенах на карточках развешены слова: Маша, Катя, Игорь, Петя, Шарик, Бобик, Николаевск, Волгоград, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город, утро)

— Посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные.

выберите из них название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку.

— Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

— Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что — то новое об этих словах.

Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах.

Распределите слова по группам — имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую — без названия.

Вспомните правила работы в парах и приступайте.

(на слайде:

Распределите слова по группам:

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов.

имя

отчество

фамилия











— Оцените «смайликом» работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет.

— Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?

Свежие документы:  Методические основы изучения правописания непроверяемых безударных гласных, 5 класс

— Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?

( на слайде таблица)

— А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание.

— Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?

— Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?

— Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.

III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.

— Попробуйте назвать тему нашего урока.

(на слайде:

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.)

— Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?

А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.

Сегодня на уроке мы узнаем …

научимся …

попробуем …

— Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.

IV. Открытие нового знания

— А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?

— Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.

С какой буквы пишутся имена собственные?

— А все остальные – несобственные — имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.

— В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?

— Прочитаем правило в учебнике на странице 52.

— Какие существительные мы называем собственные?

С какой буквы они пишутся?

А у кого еще может быть своё собственное имя?

Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.

(слайд)

Приведите примеры собственных имён существительных.

— Прочитаем правило в учебнике на странице 53.

— Какие существительные мы называем нарицательные?

С какой буквы они пишутся?

Приведите примеры нарицательных имён существительных.

Физминутка

РАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ,

ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ.

А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ,

ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ.

В КАТЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,

В МАРИНУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,

В ВАРЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ.

Свежие документы:  Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Личные местоимения»

ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ.

ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ,

ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ!

Встретились ли в словах физминутки собственные имена существительные?

— Покажите «смайликом» как вы поняли, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными.

V. Первичное закрепление знаний

Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме.

— А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные.

— Снова посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные. Подойти, снять любую карточку, прочитать существительное и определить, какое оно – собственное или нарицательное и объяснить почему.

— Какие существительные мы называем собственные?

С какой буквы они пишутся?

— Какие существительные мы называем нарицательные?

С какой буквы они пишутся?

VI. Вторичное закрепление знаний

— Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным.

— Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?

VII. Рефликсия деятельности

Какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы целей?

Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…

научился …

могу похвалить себя и одноклассников за ….

Домашнее задание:

У. стр. 52, 53 правило

по выбору

Р. Т. стр.27 упр. 57, 58.

или

составить весёлый рассказ

(5 — 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные

Оцените «смайликом» свою работу на уроке.

С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом».

Я сегодня была у вас в гостях. А в гости принято ходить с подарками. Угадайте цвет той коробки, в которой лежит подарок. Есть подсказка – на коробке написано нарицательное имя существительное.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: