Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Тип урока: получение новых знаний
Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.
Задачи:
образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.
Планируемые предметные результаты:
— понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.
Формируемые УУД:
— уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);
— уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);
— уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);
— уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);
— выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);
— формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);
— уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);
Организация пространства:
фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Ресурсы:
компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.
Ход урока
I Организация начала урока
— Солнце поднимается,
Утро начинается,
Город просыпается,
А в городе просыпаются жители…
(на слайде рисунки: солнце, город, девочка, мальчик, щенок и записаны слова – солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)
— Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.
— Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок.
— Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!
II Актуализация опорных знаний
— Прочитайте слова, записанные на экране.
( солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)
— Какой частью речи они являются?
(именем существительным)
— Почему вы так решили?
(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)
— Как можно разделить данные существительные на две группы?
(одушевлённые и неодушевлённые)
— Какие существительные называются одушевлёнными?
— Какие существительные называются неодушевлёнными?
— Разделите лист перегибанием на две части.
-Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные.
— Проверьте себя.
(на слайде: солнце девочка
утро мальчик
город щенок)
— Оцените правильность выполнения «смайликом»
— Молодцы, с этим заданием справились.
(На стенах на карточках развешены слова: Маша, Катя, Игорь, Петя, Шарик, Бобик, Николаевск, Волгоград, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город, утро)
— Посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные.
выберите из них название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку.
— Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
— Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что — то новое об этих словах.
Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах.
Распределите слова по группам — имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую — без названия.
Вспомните правила работы в парах и приступайте.
(на слайде:
Распределите слова по группам:
Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов.
отчество | фамилия |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
— Оцените «смайликом» работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет.
— Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?
— Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?
( на слайде таблица)
— А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание.
— Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?
— Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?
— Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
— Попробуйте назвать тему нашего урока.
(на слайде:
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.)
— Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?
А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.
Сегодня на уроке мы узнаем …
научимся …
попробуем …
— Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.
IV. Открытие нового знания
— А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?
— Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.
С какой буквы пишутся имена собственные?
— А все остальные – несобственные — имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.
— В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?
— Прочитаем правило в учебнике на странице 52.
— Какие существительные мы называем собственные?
С какой буквы они пишутся?
А у кого еще может быть своё собственное имя?
Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.
(слайд)
Приведите примеры собственных имён существительных.
— Прочитаем правило в учебнике на странице 53.
— Какие существительные мы называем нарицательные?
С какой буквы они пишутся?
Приведите примеры нарицательных имён существительных.
Физминутка
РАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ,
ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ.
А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ,
ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ.
В КАТЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В МАРИНУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В ВАРЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ.
ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ.
ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ,
ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ!
Встретились ли в словах физминутки собственные имена существительные?
— Покажите «смайликом» как вы поняли, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными.
V. Первичное закрепление знаний
Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме.
— А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные.
— Снова посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные. Подойти, снять любую карточку, прочитать существительное и определить, какое оно – собственное или нарицательное и объяснить почему.
— Какие существительные мы называем собственные?
С какой буквы они пишутся?
— Какие существительные мы называем нарицательные?
С какой буквы они пишутся?
VI. Вторичное закрепление знаний
— Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным.
— Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?
VII. Рефликсия деятельности
Какие цели мы ставили в начале урока?
Достигли ли мы целей?
Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…
научился …
могу похвалить себя и одноклассников за ….
Домашнее задание:
У. стр. 52, 53 правило
по выбору
Р. Т. стр.27 упр. 57, 58.
или
составить весёлый рассказ
(5 — 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные
Оцените «смайликом» свою работу на уроке.
С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом».
Я сегодня была у вас в гостях. А в гости принято ходить с подарками. Угадайте цвет той коробки, в которой лежит подарок. Есть подсказка – на коробке написано нарицательное имя существительное.