Конспект урока на тему «Три склонения имен существительных»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУЮК – ЕРЫКСИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

МАМАДЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН










Технологическая карта урока русского языка .


Тема: «Три склонения имен существительных»







Выполнила учитель первой квалификационной категории Низамеева Лира Наилевна.












Технологическая карта изучения темы

«Три склонения имен существительных».




Тема

Три склонения имен существительных

Цель темы


— дать понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе ;

— познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду;

— развивать орфографическую зоркость, творческое воображение;

— развивать умение находить существительные ;

— создать условия для успешного закрепления изученного материала.

– воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;


Планируемый результат

Знать и уметь применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;

Знать о трех типах склонения имен существительных в единственном числе ;

Уметь распозновать типы склонения по окончанию и по роду;

Основные понятия

Понятия:

-орфограмма

— 3 склонение имен существительных

-определение склонения существительных;

Межпредметные связи

русский язык, литературное чтение.

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

Учебник Т.Г Рамзаева « Русский язык»

Тема: «Три склонения имен существительных »

Методическое пособие, наглядный материал, ИКТ, рабочая тетрадь

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах





Технология проведения


Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа


Диагностирующие задания каждого этапа



I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.



Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап. Организационный момент.

Представьте, что мы в зимнем лесу. Греет зимнее солнце, улыбаясь нам с лазурного неба. Давайте, ребята, улыбнемся и мы ему в ответ и подарим хорошее настроение друг другу.

Личностные УУД

I этап. Организационный момент.


Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

Коммуникативные УУД


II этап. Актуализация знаний.

Цель – упражняться, в умении определять склонение существительных;

-развивать орфографическую зоркость;

— обогащать словарный запас, развивать речь.




Работать с информацией,


участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу по нахождению орфограмм в разных частях слова,

создать условия для повторения существитель-ных ,включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.


II этап. Актуализация знаний.

  1. Чистописание, формулирование темы урока и целеполагание.

Массаж рук:

-Похлопайте в ладоши.

— Погрейте ладони, потрите их.

— Постучите в кулачки.

-Покатайте ручку между ладонями, поверх ладоней

тпг птг гпт пгт Тт Ттт

труд-плот-прут

-К какой группе относятся буквы? (согласные буквы)

— Что вы знаете о согласных звуках? (они могут быть звонкие и глухие )

— В какой части слова мы изучаем правописание парных согласных ? ( в конце слова )

На доске:

Вода, ,страна,край,папа,степь,дом,Родина,поле,лес, мама,

-Какие чувства вы испытываете к своей Родине?

— Найдите в словах общее ( все существительные единственного числа)

-Давайте разделим имена существительные на три группы:

Жен.род-вода,степь,страна,мама,Родина.( окончание –а/-я/-ь)

Муж.род-край,папа,дом.(-а/ нулевое окончание)

Сред. род.- поле ( -е/-о)

Сформулируйте тему урока. ( С помощью рода и окончания можно определить склонение ) слайд №1.

— Какие цели поставим перед собой, у нас 3 цели:

упражняться, в чем? …..(в умении определять сколнение существительных)

-развивать, что? … (орфографическую зоркость);

— обогащать, что? .. (словарный запас, развивать речь..).


II этап. Актуализация знаний.

Что необходимо знать о трех склонениях существительных?

Познавательные УУД



























Познавательные УУД


III этап.

Закрепление пройденного материала


Цель –

— закреплять знания о склонении существитель-ных;

— развивать орфографическую зоркость, творческое воображение;

— развивать умение определять склонение имен существитель-ных;

— создать условия для успешного закрепления изученного материала.


Участвовать в практической работе по умению определять склонение существительных



Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).


Оценивать правильность выполнения заданий.



Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Работать с информацией, представленной в форме слайдов.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.


Организовать практическую самостоятельную работу по умению определять склонение существитель-ных



Организовать работу в группах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.



Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.






















































































Организовать фронтальную работу по учебнику.



III Формирование и отработка умений определить склонение существителных Давайте докажем на практике и выполним следующее задание (устно)

(Слайд №2)

Яблоко, лимон,слива,вишня,помидор,мандарин,огурец,

тыква,морковь, капуста, горох, фасоль.

-Определите склонение каждого существительного?

-Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа? ( Узнать род, выделить окончание)

Сделайте вывод.

2) создание проблемной ситуации

«Соберите в корзинку» слайд №3

На слайде предметные картинки с овощами, фруктами , ягодами.

— Выполняя это задание, на что обратили внимание? ( На род и окончание существительных)

Задание: 1 вариант –записывают существительного 1-го склонения ; (репа,редька,малина,клюква, рябина, смородина ,кпуста, клубника)

2 вариант – записывают существительные 2-го склонения;

(картофель,кабачок,баклажан,перец,чеснок,лук,помидор,

редис)

3) Физкультминутка

— Я считаю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1 скл. Вы должны присесть ,руки вперед. Если это существительное 2 скл. -наклон вперед, руки должны достать носочки. Если 3 скл. -прижать в колене правую ногу к груди.

1. Кто ни в жару ,ни в стужу

Не снимает шубу?( баран)

2.Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз? (белка)

3.Заверчу,закружу.

В небеса улечу.(вертолет)

4.Ящик на коленях пляшет,

То поет ,то плачет.(гармонь)

5.Много рук ,а нога одна. (дерево)

6.Колюч ,да не еж.(ерш)

7.По земле ползет,

А к себе не допускает.(змея)

8.Над домами и дорожками

Висит кусок лепешки.( луна)

Думаю, что эти загадки помогли вам поднять настроение. Теперь активно продолжаем работу.

4) Словарно-орфографическая работа.

Прочитайте слова(слайд №4) постарайтесь их запомнить. Запишите данные слова по алфавиту ,впишите пропущенные буквы.

Х…зяйство, к…ллектив, …гр…ном, д…рога, п…том,с…м…лёт,г…реть, ..диннадцать, ш…ссе,х…рошо,

п…г…да.



— На какие правила слова с пропущенными буквами?(слайд №4)

5) Работа по учебнику.

Стр. 88 упр. 166

— прочитать;

— определить склонение каждого существительного

Задание: написать существительные в три столбика — по склонениям

Стр. 89 упр. 168.

Задание:

— написать пять существительных -1 скл.,

-пять существительных — 2 скл.,

— пять существительных – 3 скл.(сильным ученикам)

— по три существительных слабым ученикам.

Стр.90 упр.173. Самостоятельно выполняют.

Задание1.

Написать слова по группам: птицы, рыбы, деревья, цветы.

Задание 2.

Указать склонение имен существительных.

III этап. Формирование и отработка умений определять род и склонение существительных


Практическая работа :

1 задание:

Яблоко,лимон,слива,вишня

,помидор,мандарин,огурец,тыква,морковь, капуста, горох, фасоль.

-Определите склонение каждого существительного?

-Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?





Делается вывод:

Узнать род,выделить окончание: по роду и окончанию определить склонение.

— Выполняя это задание, на что обратили внимание?

— На род и окончание существительных.





































































Задание:

Написать существительные в три столбика.



Написать по пять(3) существительных на каждое склонение.( для слабых можно пользоваться словарем)

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД






VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.



VII. Итог урока. Рефлексия деятельности

Домашнее задание : упр.170, стр. 90. Выучить 3 склонения имен существительных.

Подведем итоги нашего урока.

Я научился …

Я хотел бы …

Оказывается, что












Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Если ребёнок боится»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: