Конспект урока на тему «Три склонения имени существительного»


Три склонения имени существительного

Предметы начальной школы (русский язык)

Таймасова Валентина Аверкиевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Хозесановская СОШ»

Тема: «Три склонения имени существительного»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: знакомство с понятием о трех типах склонения имен существительных.

Задачи:

  • учить учащихся самостоятельно формулировать цели и задачи урока;

  • продолжить работу по выработке навыка склонения имен существительных, умений определять склонение, род существительных;

  • исходя из поставленной проблемы, учить выдвигать гипотезы для решения поставленной задачи;

  • путём организованной учителем поисковой работы и использования методов наблюдения и сравнения , помочь учащимся без помощи учебника определить три группы склонения существительных и запомнить слова- помощники для определения безударных падежных окончаний существительных.


УУД, формируемые на уроке:

  • -личностные: развивать познавательный интерес к языку, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний;

  • -коммуникативные: учить сотрудничать с одноклассниками, учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

  • -познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, обращаться к предыдущему опыту решения орфографических задач, работать с правилом в учебнике, сравнивать результаты поиска с учебником;

  • -регулятивные: учить ставить цели, конкретизировать задачи урока, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию ошибок.


Оборудование и технические средства обучения:

  • Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. 4 класс , учебник -М..Просвещение, 2013.

  • Видеопроектор, интерактивный тренажёр (склонение существительных):

  • интерактивный тренажёр для физкультминутки, слайд для проверки задания 2 группы, слайд для проведения рефлексии урока.


  • Рабочие материалы для обучающихся: карточки с различными частями речи, памятка « Имя существительное», листы для склонения существительных, маркеры, ножницы, карточки с разноуровневыми заданиями (2 уровня) для самостоятельной работы.

  • Ключевые слова: самостоятельно откроем новый орфографический секрет имён существительных; наблюдаем за окончаниями, устанавливаем закономерности; проверяем в учебнике правильность своих выводов, ,открываем карточку с секретом на доске, закрепляем новое знание; оцениваем свою работу , делимся впечатлениями от урока.



Ход урока

  1. Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять —
Буду грамотно писать.

  1. Повторение изученного.

На экране словосочетания:

(1-й слайд )

Ехали (по) ш…с…е

Ели з…ефир

Купили п…льто

Вышел (из) м…тро

Цвели (на) г..зоне

Прочитайте эти словосочетания. Разделите их на группы по какому- либо признаку. (Работа в парах)

-Данные словосочетания можно разделить на 2 группы по составу. Словосочетания купили пальто, ели зефир состоят из глагола и существительного без предлогов, а остальные словосочетания состоят из глагола и существительного с предлогом.

-Как пишутся существительные с предлогами?

-Существительные с предлогами пишутся раздельно.

Также данные словосочетания можно разделит на 2 группы в зависимости от рода имеющих в них существительных. В словосочетаниях ехали по шоссе, купили пальто, вышел из метро существительные среднего рода, а остальных словосочетаниях — мужского рода: зефир, газон.

— Эти существительные можно разделить еще на 2 группы в зависимости от того, склоняемые или несклоняемые в них имена существительные. Существительные зефир, газон склоняемые, а существительные шоссе, пальто, метро несклоняемые.

— Что такое склонение?

— Изменение имен существительных по вопросам называется изменение по

падежам или склонением.

3. Минутка чистописания.

-На минутке чистописания мы будем писать 3 буквы. Первая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в винительном падеже. Какая это буква? В каком слове она находится?

— Это буква а. Она находится в несклоняемом существительном пальто, который стоит в винительном падеже.

— Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в дательном падеже. Какая эта буква и в каком слове она находится?

— Это буква о. Она находится в несклоняемом существительном шоссе, которое стоит в дательном падеже.

— Третья буква находится в несклоняемом существительном, которое состоит в родительном падеже и обозначает парный глухой твердый согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?

— Это буква т. Она находится в слове метро и обозначает парный глухой твердый согласный звук /т /

— Составьте цепочку из строчных букв а, о, т так, чтобы в каждой ячейке гласные стояли перед согласной и менялись между собой местами.

аот оат аот

  1. Словарно – орфографическая работа.

На экране запись:

Банан, иволга, барабан, лопата, игрушка, окно, тычинка, единство, король, ананас (2-й слайд )

Прочитайте эти слова. Соедините первые буквы существительных. Какое слово получилось?

— Это слово библиотека.

— Что такое библиотека?

— Библиотека-это помещение для хранения книг.

— Правильно, молодцы! Слово библиотека — одна из самых древних. Оно пришло к нам из греческого языка. Библио по – гречески «книга», текос – «хранилище». Библиотека – книгохранилище. До наших дней дошла память о лучших библиотеках древности: библиотека глиняных книг вавилонского царя Ашшурбанипала, Александрийской библиотеке книг-свитков, знаменитых библиотек Ивана Грозного, Петра I.

Найдите слово библиотека в орфографическом словаре, напишите его, поставьте ударение. Что можете отметить в его написании?

— В слове библиотека три непроверяемые безударные гласные: и, и, о.

— Составьте со словом библиотека предложение.

  1. Изучение нового материала.

На экране появляется слова: страна, мать, баня, конь, море, папа, карандаш, бабушка, шкаф, тетрадь, солнце, кровать . (3-й слайд )


— Прочитайте написанные на экране слова, найдите в них общее.

— Все слова – имена существительные. Все существительные в единственном числе.

— Эти слова разделите на 3 группы, используя таблицу, которую вы видите на экране. (4-й слайд )




  1. -е скл.

2 — скл.

3 – е скл.

М.р.

а

я


М.р.



Ж.р.

я

а



ь


Ж.р.



Ср.р.

о

е




— Назовите существительные, которые вы отнесли вы к 1 группе.

Какие слова отнесли вы к 2 группе? Какие слова к 3 группе?

По каким признакам группировали существительные?

— По их роду и окончанию.

— Молодцы, правильно. С помощью рода и окончания мы можем определить склонение существительного. Существительные бывают 1, 2, 3 го склонения

( в каждой цифре прикрепляю слово СКЛОНЕНИЕ).

— Какие существительные относятся к 1 –му склонению?

— К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода

с окончаниями -а, — я.

— К 2-му склонению какие существительные относятся?

-Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, -е.

— Какие существительные относятся к 3-му склонению?

— К 3-му склонению относятся существительные женского рода

с мягким знаком на конце

— Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?

— Чтобы определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа, надо узнать его род и выделить окончание. По роду и окончанию можно определить склонение.

— Каким образом мы распределяем существительных по склонениям.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

м. р. –а, -я


ж. р. -а, -я


м.р , нулевое

ср.р -о, -е

ж.р.,

нулевое

страна, баня, папа, бабушка, дедушка,

море, карандаш, шкаф, конь, солнце

мать, кровать, тетрадь


Вывод.

В первом столбике записаны имена существительные м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я. Это существительные 1 склонения

Во втором столбике записаны имена существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями –о, -е. Это существительные 2 склонения.

В третьем столбике имена существительные ж.р. с нулевым окончанием. Это имена существительные 3 склонения.

Запомнить это вам поможет таблица «Три склонения существительных».

— Как определить склонение существительного в любом другом падеже, кроме именительного.

— Надо поставить это существительное в именительном падеже, узнать род, выделить окончание. По роду и окончанию определить склонение существительного.

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

  1. Определить род.

  2. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.

  3. По роду и по окончанию определить склонение.


Ребята, сейчас вместе оставим алгоритм действий при определении склонения имени существительного, чтобы легче запоминалось.













  1. Физкультминутка.

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

  1. Закрепление. Работа с учебником.

  • Сравните свои выводы с правилом учебника.

  • Выполнение упражнение 25, 26 (стр.17)

Прочитайте задание к упражнению.

  1. Разноуревневая самостоятельная работа.

Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

1 уровень

  • Упражнение в определении склонения имен существительных.

Определите склонение следующих существительных: яблоко, ягода, молоко, лошадь, товарищ, книга, письмо.

2 уровень

  • Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

  1. уровень

  • Прочитайте. Напишите ряды слов, устранив в каждом лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.

В..сна, р..ка, ст..ло, стр…ла;

Ст..на, св…рло, оз…ро, гн…здо;

Скв…рец, г…ра, с…рняк, зв…нок;

В…юга, ласточ…ка, рыс…, оде…да;

Топ…л…, св…ристель, к…рас…, к…рабль.

9. Домашнее задание.

Подобрать и записать по пять существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения.

10. Подведение итогов. Рефлексия.

-Что узнали нового на уроке?

— Что такое склонение?

— Какого склонения бывают имена существительные?

— Какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2 склонению?

К 3 склонению?

Пояснительная записка

Автор: Таймасова Валентина Аверкиевна

Должность: учитель начальных классов

Предмет: Русский язык

УМК: «Перспектива»

Класс: 4

Тема урока: Три склонения имени существительного

Тип урока: овладение новым знанием

Формы работы учащихся: фронтально-индивидуальная работа

Автор: Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. 4 класс , учебник -М..Просвещение, 2013

Количество часов в неделю: 3

Продолжительность урока: 45 минут

Оборудование: конверты с разноуровневыми заданиями с пометкой разного цвета

Техническое оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска






Свежие документы:  Конспект урока на тему "Save the water"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: