Конспект урока на тему «Упражнения в написании слов с буквосочетаниями “жи-ши”, «ча-ща”, «чу-щу»


Тема: Упражнения в написании слов с буквосочетаниями “жи-ши”, “ча-ща”, “чу-щу”.

Цели и задачи урока:

  • Закрепление знаний детей о шипящих звуках;

  • Формирование навыков правописания и самоконтроля;

  • Формирование умения обобщать и делать выводы;

  • Развитие мышления, внимания, памяти;

  • Расширение кругозора, обогащение словарного запаса;

  • Воспитание культуры речи, умения общаться друг с другом, работать сообща;

  • Воспитание интереса к предмету; 

Оборудование:

  • Карточки с буквами и “звуковые мешки”;

  • Индивидуальные карточки для записи слов (Приложение 1);

  • Карточки для групповой работы (Приложение 2Приложение 3);

  • Учебник “Русский язык. 2 класс. Ч. 2”, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 6-е издание, М.: Просвещение, 2010.

  • Чистописание: рабочая тетрадь №2: 2 класс”, автор Т.В. Игнатьева, 2-е издание, М.: Издательство “Экзамен”,2010.

Ход урока

1.Организационный момент.

— Мы начинаем урок русского языка. Проверти, готово ли к уроку ваше рабочее место.

— Готовы ли вы сами начать урок?

2. Чистописание.

— А чтобы подготовить к работе наши ручки, выполним задание в тетрадях по чистописанию.

  • Учащиеся самостоятельно выполняют задание на стр. 12.

— Какую буквы вы учились писать правильно и красиво?

— Прочитайте слоги, в которых буква “К” обозначает твёрдый согласный звук.

— Прочитайте слоги, в которых буква “К” обозначает мягкий согласный звук.

— Какой вывод можно сделать?

— В какой из “звуковых мешков” поместим букву “К”? Почему?

  • Обосновывая свои действия (т.к. буква “К” может обозначать два звука: твёрдый и мягкий, поместим её в область пересечения “звуковых мешков”), учащиеся помещают карточку с изображением буквы “К” в “звуковые мешки”.

https://festival.1september.ru/articles/615278/img1.jpg

3. Закрепление знаний о шипящих звуках.

— А в каких мешках разместим эти буквы?

  • Учитель предлагает учащимся карточки с изображением букв “Ж”, “Ш”, “Ч”, “Щ”, “Й” и “Ц”.

  • Обосновывая свои действия, учащиеся размещают карточки с изображением букв в “звуковые мешки”.

https://festival.1september.ru/articles/615278/img2.jpg

— Почему важно знать какие звуки обозначают эти буквы?

4. Работа над темой урока.

— Какие правила правописания буквосочетаний мы повторяли на прошлом уроке?

— А сегодня мы проверим, умеете ли вы применять эти правила при написании слов.

— Самостоятельно выполните задание на индивидуальных карточках.

  • Учащиеся самостоятельно вписывают в клеточки слова, соответствующие их лексическому значению.(Приложение 1)

— Определите, какая орфограмма есть в вашем слове.

— Образуйте экспертные группы, по словам с одинаковыми орфограммами.

  • Учащиеся образуют 3 экспертные группы. Дети свободно перемещаются по классу и занимают удобные для них места. Каждая группа получает комплект карточек для групповой работы. (Приложение 2)

— Прочитайте предложения и дополните их словами, которые вы записали на индивидуальных карточках. Если надо измените форму слова или подберите к нему однокоренное слово.

  • Работая в группах, учащиеся вставляют в предложения подходящие по смыслу слова.

— Составьте из этих предложений стихотворные тексты и запишите их в рабочие тетради.

  • Работая в группах, учащиеся составляют и записывают в тетради стихотворные тексты.(Приложение 3)

— Давайте послушаем, что у вас получилось.

  • В ходе выступления каждая экспертная группа или её представитель прочитывают составленный и записанный в тетрадях стихотворный текст. Учитель задаёт ребятам вопросы, обобщающие знания детей о правописании слов с буквосочетаниями “жи-ши”, “ча-ща”, “чу-щу”.

(- Какое правило о правописании буквосочетаний мы повторили? – Какая орфограмма встретилась нам в словах этого текста? – В каких словах мы услышали буквосочетания …? – Как их написали? и др.)

  • После выступления всех групп учащиеся возвращаются на свои рабочие места.

5. Обобщение.

— Молодцы. У вас получились очень интересные стихотворные тексты.

— А теперь откройте учебники на стр. 16 и прочитайте текст упр. 25.

  • Выполнение учащимися устного задания по учебнику.

— Кто автор этих строк?

— Из какой они сказки?

— Объясните написание выделенных букв.

— Спишите текст.

  • Выполнение учащимися письменного задания по учебнику.

6. Итог урока

— Какие слова сегодня мы учились писать правильно?

— Как пишутся буквосочетания “жи-ши”, “ча-ща”, “чу-щу”?

— Чему ещё вы научились сегодня на уроке?

— Благодарю вас за дружную и творческую работу.

— Наш урок русского языка окончен.

















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(Индивидуальные карточки)


Приспособления, которые надевают на ноги для ходьбы по снегу.

Певчие птицы отряда воробьинообразных, с серым клювом и зеленовато-жёлтой окраской перьев.

Неядовитые змеи, отличительной чертой которых являются два больших светлых пятна, расположенных по бокам головы.

Род человекообразных обезьян с сильными короткими ногами и очень длинными мускулистыми руками.

Травма, полученная в результате падения или удара.

Рыбы семейства окунёвых, различные виды которых обитают в реках и морях.

Небольшой сосуд с ручкой, из которого пьют.

Сосуд, в котором кипятят воду для чая.

Приспособление для освещения из твёрдого горючего материала с фитилём внутри.

Драгоценности, дорогие вещи, которые бережно хранят, а иногда прячут.

Свободное от строений пространство в городе, селе, от которого в разные стороны идут улицы.

Издавать писк.

Человек из чужой страны.

Необычайные и необъяснимые явления и превращения.

Горшок из чугуна.

Хищная пресноводная рыба.

Детёныш щуки.

Подвижные выросты тела у многих представителей беспозвоночных животных (осьминоги, кальмары, коралловые полипы), служащие для добычи пищи или органами чувств.

Сжимать веки, прикрывая глаза.

Маленькие дети.

Птица, обитающая на морских просторах, внутренних водоёмах, а также в пределах населённых пунктов.



Слова и их лексические значения.

  1. Лыжи – приспособления, которые надевают на ноги для ходьбы по снегу.

  2. Чижи – певчие птицы отряда воробьинообразных, с серым клювом и зеленовато-жёлтой окраской перьев.

  3. Ужи – неядовитые змеи, отличительной чертой которых являются два больших светлых пятна, расположенных по бокам головы.

  4. Шимпанзе – род человекообразных обезьян с сильными короткими ногами и очень длинными мускулистыми руками.

  5. Ушиб – травма, полученная в результате падения или удара.

  6. Ерши – рыбы семейства окунёвых, различные виды которых обитают в реках и морях.

  7. Чашка – небольшой сосуд с ручкой, из которого пьют.

  8. Чайник – сосуд, в котором кипятят воду для чая.

  9. Свеча – приспособление для освещения из твёрдого горючего материала с фитилём внутри.

  10. Сокровища – драгоценности, дорогие вещи, которые бережно хранят, а иногда прячут.

  11. Площадь – свободное от строений пространство в городе, селе, от которого в разные стороны идут улицы.

  12. Пищать – издавать писк.

  13. Чужестранец – человек из чужой страны.

  14. Чудеса – необычайные и необъяснимые явления и превращения.

  15. Чугунок – горшок из чугуна.

  16. Щука – хищная пресноводная рыба.

  17. Щурёнок – детёныш щуки.

  18. Щупальца – подвижные выросты тела у многих представителей беспозвоночных животных (осьминоги, кальмары, коралловые полипы), служащие для добычи пищи или органами чувств.

19. Щуриться – сжимая веки, прикрывать глаза.

20. Чайка – птица, обитающая на морских просторах, внутренних водоёмах, а также в пределах населённых пунктов.

21. Малыши – маленькие дети.


























ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(Карточки для групповой работы)


____________________ к нам в гости пришёл.

_______________________ над волной парит.

________________________ я в сказке нашёл.

________________________ на столе стоит.

С __________________ кто-то к печке спешит.

_______________________ на плите кипит.

«_____» с «__» каждый пишет!

Скоро догорит _________________________ .

_________________________ спрятал пират.


Пишем «____» мы с буквой «___»!

На ________________________ много ребят.



Льётся свет в оконце,

________________________ я на солнце.


Птенцы перестали ______________________ .

_________________________ хищная плывёт,

А _________________________ отстаёт.

Слог «_____» надо с «___» писать!

__________________________ – у осьминога.

_______________________ мне нужны зимой.

«_____» с «___» — знаю строго!

А __________________________ поют весной.

Кто _______________________ колено, детки?

Летом ползают _________________________ .

В речке прячутся _______________________ .

«____» пишу я с буквой «____»!

Громко плачут _________________________ .

_________________________ сидит на ветке.

С буквой «___» слог «____» пиши!
















































ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

(Примерные результаты групповой работы)


Чужестранец к нам в гости пришёл.

Чудеса я в сказке нашёл.

С чугунком кто-то к печке спешит.

«ЧУ» с «У» каждый пишет!

Чайка над волной парит

Чашка на столе стоит.

Чайник на плите кипит.

Скоро догорит свеча.

Пишем «ЧА» мы с буквой «А»!

Сокровища спрятал пират.

На площади много ребят.

Птенцы перестали пищать.

Слог «ЧА» надо с «А» писать!

Льётся свет в оконце,

Щурюсь я на солнце.

Щука хищная плывёт,

А щурёнок отстаёт.

Щупальца – у осьминога.

«ЩУ» с «У» — знаю строго!

Лыжи мне нужны зимой.

А чижи поют весной.

Летом ползают ужи.

«ЖИ» пишу я с буквой «И»!

Шимпанзе сидит на ветке.

Кто ушиб колено, детки?

В речке прячутся ерши.

Громко плачут малыши.

С буквой «И» слог «ШИ» пиши!




Свежие документы:  Разработка урока искусства на тему «Человек в зеркале искусства: жанр портрета» 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: