Конспект урока по русскому языку «Гласные в корнях с чередованием» 6 класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30 им. Медведева С.Р.города Волжского Волгоградской области

Конспект урока по русскому языку для 6 класса

«Гласные в корнях с чередованием»

Выполнила: учитель русского языка и

литературы Киселёва Олеся Викторовна

МОДУЛЬНЫЙ УРОК

Тема: Гласные в корнях с чередованием

6 класс

УЭ-0
2 мин.

Интегрирующая цель:

– определить уровень знаний по теме «Гласные в корнях с чередованием»;
– систематизировать знания о видах чередования, от чего зависит написание гласной в корне

– развивать .навык умения различать зависимость написания гласной в корне


УЭ-1
10мин.

Цель: определить уровень знаний по теме «Гласные в корнях с чередованием»

1. Запишите в рабочей тетради дату, тему «Гласные в корнях с чередованием»

2. Внимательно прочитайте вопрос. Запишите его номер. Обдумайте свой ответ и запишите его в той форме, которую требует от вас вопрос.

Работайте самостоятельно в тетради


Проверочная работа по теме «Гласные в корнях с ередованием»

I. Вопросы, на которые следует ответить да или нет, и записать эти ответы под номером.

1. Всегда ли можно проверять гласные с чередованием в корне ударением?

2.Можно ли разделить правописание изученных вами корней на 3 группы?

II. Вопросы-задания типа «Запиши пример».

1. Запиши 2 слова с чередованием гласной в корне, написание которой зависит от ударения
2. Запиши 3 слова с корнем, в котором правописание гласной зависит от следующего за корнем суффикса
3. Запишите 3 слова, с корнем, в котором правописание гласной зависит от характера последних согласных
4. Запиши слова-исключения на орфограмму «Гласные в корнях раст,ращ,рос»

III. Вопросы, на которые нужно отвечать кратко, не объяснять свой ответ.

1. Гласные в корнях раст ,ращ,рос нужно проверять ударением?
2. Какая гласная пишется в корнях слов собирать,застилать,умирать,зажигать?

IV.

1 Запишите в ряд буквы, которые вы вствите в корни слов : распол…гаться на ночь, тростниковые зар…сли, р…стки подр…стают, выр…стить сына,уехал в Р…стов.,



V Запишите только то слово, которое является «лишним» среди данных

Собирать, прикоснуться, умереть, выбирать,,выстилать, удирать.

VI В корнях зар, зор без ударения пишется А, под ударением О.. Выпиши из данных слов, слово-исключение

З…ря, з…рево,з…рька, з…ревать.





.

Например:


  1. 1) нет
    2) да









Загар,зорька

Убиратьзажигать,касаться

Полагать,растение,выращенный



Отрасль,росток,Ростов,Ростислав


3. Проверьте свою работу, пользуясь ключом.

Ключ для проверки работы

I. 1. нет
2. да.

II.1 загар,зорька,

2 Убирать,зажигать,касаться

3 Полагать,растение,выращенный

4 отрасль,Ростов,росток,Ростислав

III. 1 нет

2 гласная И

IV. о,о ,о,а ,о

V. прикоснуться

VI.зоревать

.

4. Оцените свою работу, пользуясь приведенными ниже критериями.
Для этого подсчитайте количество правильных ответов.

Самопроверка


Критерии оценки

Количество правильных ответов

Оценка

6 заданий
5
4
3
менее 3

5
4
3
2
1


Оценку поставьте в оценочный лист, графа УЭ-1


5. Если вы выполнили работу раньше других, то возьмите дополнительное задание у учителя.
6. Обсудите результаты работы в классе.

Работайте вместе с классом

УЭ-2
15 мин.

Цель.систематизировать знания о видах чередования, от чего зависит написание гласной в корне



1. Работая парами, расскажие друг другу все случаи написания чередования в корнях слов

Работа парами. Устно.
Если возникли трудности, обратитесь к учителю


2. Выполните письменную работу.

Письменная работа

  1. Вставьте пропущенные букв,графически обозначив свой выбор

Приб…раю на б..лконе, перест…лаю кровать, разж…гать костёр, проб…рается зар…стающей тропинкой, соб…рать коллекцию растений, туман, расст..лается, бл…стеть на солнце, отп…реть засов,заж…чь свечу, бл…стеть на солнце.

II. Выпишите слова, в которых написание гласной зависит от последующего согласного.

Предл…жить, оз…рить, прик…снуться, выр…стить,разг…релся, пол..жение, предл…жение, к…сатья, подр…сти, выл…жить, пол..гаться, прк…сновение.



Распределите слова в два столбика : с ударной гласной в корне и с безударной гласной

Поклон,поклоняться,кланяться,склонность,уклон,уклоняться,уклончивый,

поклонник,наклонный,склонение,преклонный.




Работайте в тетради.
Самостоятельно


IV. Одну и ту же или разные гласные вы поставите в данные пары слов?

Выр…внять длину рукава- выр…внять поверхность доски

Ср…внять в оплате- ср…внять с землёй

Подр..внять растение-подр…нять змлю на грядке

V. Выпишите только те слова, написание которых определяется правилом, относящимся к чередованию гласных Е- И в корнях

Выб…рать, выб…вать, выб…гать,выд…рать,выж….вать, выж…гать, вып…рать, вып…вать,вып…кать,вып…сать, выт…рать,выт…кать.



3. Поменяйтесь работами и проверьте их, пользуясь ключом.
4. По пятибалльной системе оцените работу друг друга, в доброжелательной форме укажите на недостатки в ответах.
5. Оценку поставьте в оценочный лист (графа УЭ-2).

Ключ к письменной работе

I. Прибираю на балконе, перестилаю кровать, разжигать костёр, пробирается зарастающей тропинкой, собирать коллекцию растений, туман, расстилается, блестеть на солнце, отпереть засов, зажечь свечу, блестеть на солнце

II.

Предложить, , вырастить, положение, предложение, , подрасти, выложить, полагаться,

III. поклон поклоняться

Кланяться уклоняться

Склонность склонение

Уклон

Уклончивый

Поклонник

Наклонный

преклонный

IV. выравнять- выровнять

Сравнять- сровнять

Подравнять- подровнять

V.. Выбирать, выдирать, выжигать, выпирать, вытирать..

Взаимопроверка


Критерии оценки

Количество правильных ответов

Оценка

5 заданий
4
3
менее 3

5
4
3
2


Оценку поставьте в оценочный лист. Графа УЭ-2

УЭ-3
3 мин

Цель. Подведение итогов урока.(Тест)

Выбор домашнего задания



1. Расскажите друг другу о случаях. Написания гласной в корне с чередованием.Если вы затрудняетесь, обратитесь к подсказке.
2. Выполните письменную работу.(тест)

Работа в паре. Устно

УЭ-4

10 мин.

Письменная работа(Тест)

1.В каком слове пропущена букваА?

1) прик..снуться

2) заг..рающий

3) выр..щенный

4) предпол…жить

2В каком слове пропущена буква О?

1)з….рница

2) произр…стать

3) заг…релый

4) предпол…гать

3. В каком слове пропущена буква А?

1) уг..р

2)несг…раемый

3) водор…сли

4) пог…релец

4 В каком слове пропущена букваА?

1) выр…стить

2) р…сток

3) пор…сль

4) зар…сли

5 В каком слове пропущена буква И?

1) выт…реть

2) заб…ру

3) ум…реть

4) прот…рать

6 В каком слове пропущена буква Е?

1) переб…ру

2) заст…лать

3) изб…рать

4) бл…стать

7 В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1) возл…гать, предл…жить, зар…сли

2) уб..рать, выт…рать, ум…реть

3) прик…снусь, выл…жу, пор..сль

4) отр…сту, выр…сли, заг…р

8 В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?

1) выт…рать, расст…лать(постель), разб..раться

2) ос…длать, выл…нять(от стирки), под…ржать

3) оч…ровательный, усм…ривший, г…роический

4) изб…гать, разн…мать, уб…рать

9.В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?

1) разг…релся, изл..гаешь, ур…вень.

2) р…стительный, пор.сль, заст…лать

3) соб…раться,разв…вается, к…мпьютер

4) см…рение, прк…сновение,г…ризонт

10 В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?

1) оз…рён, к…снуться, предл…гаешь

2) дириж…р, беч….вка, ж…рдочка

3) трущ…ба,туш…нка,ж…луди

4) ус…ный,хлес…нуть.ровес…ник



Проверьте работу, обменявшись тетрадями. И выставьте себе оценки в оценочный лист.






Работа в тетради







































































































Взаимопроверка


Ключ

1 3)

2. 3)

3. 1)

4. 1)

5. 4)

6 .1)

7. 3)

8. 1)

9. 2)

10. 1)

 



Критерии оценки

Количество правильных ответов

Оценка

10 заданий
8-7
6-5
менее 5
ничего не сделано

5
4
3
2
1


Оценку поставьте в оценочный лист. Графа УЭ-3


  1. Прочитайте цели урока(УЭ-0)

  2. Как вы считаете, достигнуты ли вами цели урока?

  3. Как бы вы оценили результаты работы на уроке:

  4. А) я всё понял, могу этот материал объяснить другому

  5. Б) я сам всё понял, но объяснить другому не берусь

  6. В) для полного понимания мне нужно повторить тему

  7. Г) я ничего не понял


Оценку(соответствующую букву ) поставьте в графу

УЭ-4

Самооценка


Домашнее задание

Сумма баллов Домашнее задание

30

25-28 Повторить по ранее сделанным

записям

Менее20 Прочитать стр. 63-65 учебник

«Русский язык «, 6 класс

Творческое задание (по желанию) Попробуйте сочинить сказку о чередующихся гласных в корне!

Спасибо за работу!





Оценочный лист

Фамиля,имя ученика

УЭ-1

П.р

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-4(тест)

Контроль учителя

УЭ-4

Самооценка

Итог

Взаимооценка































Список использованной литературы:


  1. Третьяков П.И. ,Сенневский И.Б. Технология модульного обучения в школе., М.:Новая школа 1997 352 стр.

  2. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей,под общей ред. В.С.Кукушкина.

  3. edu/1september.ru (Педагогический универститет) курсы О.И.Гобич «Современные технологии обучения русскому языку и литературы

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Упражнения в чтении и письме. Чтение слов, предложений, текста, наблюдение над словами с гласными после шипящих. Написание слов и предложений с изученными буквами"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: