конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме:»Типы текстов:повествование,описание»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Переволоки

Безенчукского района Самарской области















Конспект урока по русскому языку в 5 классе:



«ТИПЫ ТЕКСТОВ:

ПОВЕСТВОВАНИЕ,ОПИСАНИЕ»







составила

учитель русского языка и литературы

Андреева Светлана Вячеславовна.





С.Переволоки,2013г.


-1-

Тема: Типы текстов: повествование, описание.

Цели урока:1. Дать полное понятие типов речи: повествование, описание.

2. Сформировать умение определять типы речи.

3. Научить различать типы речи: повествование, описание.

Ход урока: 1. Организационный момент.

2. Работа по теме.

Слово учителя. Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.

Щенок — мягкая игрушка из искусственного меха.Предназначена для детей 5-12 лет. Длина — 25 сантиметров, высота — 20 сантиметров. Цвет светло-зеленый с белым.

— Ребята, соответствует ли этот текст нашей теме?

(Нет. Здесь идет речь об игрушке вообще, а не о любимой вещи; дана информация , но не выражено авторское отношение).

Показ слайда со щенком.

Не хочется про такую милую зверюшку говорить казенными словами, правда? А если так скажем…

Перед нами веселый маленький щенок. У него маленькая головка со смешными ушками, задорно торчащий хвостик, толстые беленькие лапки. Шерстка мягкая и густая, светло-зеленого цвета, лишь животик нежный, белый. Из-под этой шерстки ласково поблескивают черные бусинки глаз и высовывается любопытный нос. Очень симпатичная игрушка!

— Ребята ,а что добавлено в этот текст? ( признаки).

— У кого дома есть собачки? А было ли в вашей жизни событие, связанное с маленьким щенком? Наверное, это событие связано с его приобретением. Расскажите про это событие.

(Однажды мы с мамой пошли на рынок, где можно купить маленькую собачку. Я хотел обычную , непородистую. Мы долго выбирали и вдруг видим: сидит миленький красивый черный щенок и хлопает ушками. Мне он сразу понравился. Я назвал его Шариком. Мы купили его и принесли домой.

— Ребята, а что мы сейчас услышали? (рассказ).

— Как вы определили? (увидели действия).

— Какая часть речи указывает на совершение действий? (глагол).

— Итак, мы увидели 2 типа речи: повествование и описание.

Описание — это изображение предметов с помощью показа их признаков. Все признаки предметов существуют одновременно, а не следуют один за другим.

Повествование — это рассказ о событиях, которые следуют друг за другом.

3. Закрепление изученного материала. Проведение игры « Жизнь в лесу».

Учитель: вот мы с вами и в лесу. Показ слайда « Жизнь в лесу». Давайте поиграем. Сначала проведем разминку. С какими животными мы сегодня встретимся? Я читаю описание животного, а вы мне называете — кто это?

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Обобщение изученного об имени существительном"


-2-

  1. Это злой персонаж. Он любит покушать и нападает на тех, кто слабее его. Он глупый, часто терпит неудачи. Любит выть под луной, особенно голодный. Его может обхитрить каждый. (Волк).

  2. Это хитрое и мудрое животное. Любит полакомиться за счет других. Часто обманывает из-за собственной выгоды. Ловкая, пронырливая, найдет контакт с любым жителем леса. Умеет защитить себя, поэтому всегда ни в чем невиновата. Очень лицемерна. ( Лиса).

  3. Мудрый, добродушный житель. Его считают хозяином леса. Помогает всем в трудных ситуациях. Добрый и медлительный. Очень любит полакомиться сладким. Защищает слабых. ( Медведь).

  4. Бойкий, ловкий, быстрый житель. Любит побегать по лесу, покушать морковку. Считается самым слабым. Все его преследуют, а он только всегда дрожит и боится. (Заяц)

Разминка закончена. Молодцы. А теперь играем. Мы пройдем с вами несколько станций. Работать будете в парах. За каждый правильный ответ пара получает 1 жетон.

  1. « Наблюдательная». Здесь мы узнаем, с помощью каких признаков можно описать животного. Кто больше их назовет?

Слайд с изображением волка . (Злой, глупый, жестокий, незадачливый, жадный).

Слайд с изображением лисы .(Хитрая, ловкая, пронырливая, лживая, льстивая).

Слайд с изображением медведя .(Добродушный, сильный, мудрый, медлительный, добрый).

  1. « Закрепительная». Здесь мы узнаем, как живут и с кем общаются жители леса. Я читаю отрывок из сказки, связанной с животными. Вам нужно отгадать сказку. Вы можете советоваться. Время на обдумывание- 30 секунд.

    1. Вот живут они себе – впятером — поживают. Узнали про это волк и медведь. Собрались и пришли. Волк говорит медведю:

— Иди ты вперед, ты здоровый.

— Нет, я ленив, ты шустрей меня, ты иди вперед. Волк и пошел в избушку. Только вошел — бык рогами его к стене и припер. Баран разбежался – бац, бац, начал осаживать волка по бокам». («Зимовье зверей»).

2. « Жил — был царь Берендей, у него было 3 сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника…» («Иван-царевич и серый волк»).

3. « Вот пошел кот гулять, а навстречу ему лиса. Увидела кота и дивится: «Сколько лет живу в лесу, такого зверя не видывала!»

Поклонилась лиса коту и спрашивает:


-3-

— Скажись, добрый молодец, кто ты таков? Как ты сюда зашел и как по имени величать?

А кот вскинул шерсть и отвечает:

— Зовут меня Котофей Иванович, я из сибирских лесов прислан к вам воеводой…»(« Кот и лиса»).

3. «Применительная». Здесь мы узнаем, как вы можете себе представить зверя по его описанию. Я сейчас прочту описание, а вы должны догадаться, что это за зверь и нарисовать его.

Красивая , рыжего цвета, с хитрыми глазками и маленьким носиком. Шерстка мягкая, пушистая. У нее большой, красивый хвост, который служит ей украшением. Любит нарядиться. В сказках обычно мы видим ее в русском сарафане, с бусами на тонкой и маленькой шейке.

( Время выполнения – 5 мин.).

Подведем итоги игры.

4.Физминутка.

Предлагаю вам совершить воображаемую прогулку по морю на фрегате.

Закройте глаза (1-2-3).

Зажмурьте их (1-2-3).

Быстро поморгайте (1-2-3).

Закройте глаза(1-2-3).

Представьте себя на палубе фрегата. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы. Медленно открываем глаза — и теперь мы готовы к заключительным испытаниям.

  1. Работа с текстами. В это время часть ребят выполняет тест на компьютере.

(Для всех лежат на столах тексты).

Задание: прочитаем текст, определим тип речи. Показ слайда с первым текстом.

Когда мне было 8 лет,

Я пошла смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.

Мы в театре сняли шубы,

Сняли теплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки…

Наконец-то я в балете!

Я забыла все на свете.

— Ребята, какой это тип речи? (повествование). По каким признакам вы это определили? (последовательность действий).

Давайте перечислим все глаголы, чтобы было легко восстановить последовательность.

Давайте посмотрим на следующий отрывок. ( Показ слайда).

На Арбате, в магазине,

За окном устроен сад.

-4-

Там летает голубь синий,

Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу

За стеклом видал в окне…

Ярко – розовая грудка,

Два блестящие крыла…

Я не мог ни на минутку

Оторваться от стекла…

— Это что? (описание). Как определили? (Даются признаки описания птицы).

6. Работа с учебником, стр. 109.

Давайте прочитаем текст.(1 ученик читает). Теперь выполним задание. Озаглавим текст («старая шкатулка») Вступление — 1 абзац. Прочитайте предложения, в которых выделены глаголы. Запишите глаголы, выделенные жирным шрифтом. Укажите те части текста, в которых описывается шкатулка. ( «На крышке…», «Внутри были…», «Около каждого валика…»).

7. Итог урока.

Итак, над какой темой мы сегодня с вами работали?

Что такое повествование? Назовите его признаки (последовательность действий, употребление глаголов).

Что такое описание? Назовите его признаки .(одновременные признаки, употребление прилагательных).

8. Объявление оценок.

9. Упражнение № 295.























-5-

Тест по определению типов речи.


1. Определите тип речи в данном отрывке.

Есть у меня кот — серый в черных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пяти кривых когтей. Да зубы как иголки острые.

А) повествование;

б) описание.

2. Что такое повествование?

А) это изображение предметов с помощью показа их признаков;

б) это рассказ о событиях, которые следуют друг за другом.

3. Выбрана тема сочинения: « Клен у школы».Какой тип речи будет использован в работе?

А) повествование;

б) описание.

4. Для какого типа речи характерна последовательность выполнения действий?

А) описание;

б) повествование.

5. Определите тип речи в данном отрывке.

В тот вечер, когда Кай вернулся домой и уже почти совсем разделся перед сном, он вскарабкался на стул у окна и стал смотреть сквозь круглое окошко в том месте, где лед на стекле растаял. За окном порхали снежинки; одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти.

А) повествование;

б) описание.

6. Для какого типа речи характерно употребление глаголов?

А) повествование;

б) описание.

7. Что такое описание?

А) это изображение предметов с помощью показа их признаков;

б) это рассказ о событиях, которые следуют друг за другом.

8. Выбрана тема сочинения: « Хороший поступок». Какой тип речи будет использован в работе?

А) описание;

б) повествование.

9. Для какого типа речи характерно использование прилагательных?

А) повествование;

б) описание.

10. Для какого типа речи характерно использование одновременности признаков?

А) описание;

б) повествование.



-6-


Текст №1.


Когда мне было восемь лет,

Я пошла смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.

Мы в театре сняли шубы,

Сняли теплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки…

Наконец-то я в балете!

Я забыла все на свете.


Текст № 2.


На Арбате, в магазине,

За окном устроен сад.

Там летает голубь синий,

Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу

За стеклом видал в окне…

Ярко — розовая грудка,

Два блестящие крыла…

Я не мог ни на минутку

Оторваться от стекла…




















-7-

Использованная литература.

  1. Разумовская М.М.Методические рекомендации к учебнику «Русский язык».- М., «Дрофа»,2009.

  2. Финтисова О.А. Уроки русского языка в 5 классе.- Волгоград, 2009.














































Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: