Конспект урока по русскому языку в 7 классе «Правописание не с причастиями»


МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области





Конспект урока по русскому языку в 7 классе

«Правописание не с причастиями»






подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна












с. Погромец

2013

Цель урока: обеспечить восприятие, усвоение и осмысление правила написания не с причастиями;

Задачи:

  • создать условия для развития умения различать частицу и приставку не в причастиях;

  • содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые технологии: технология дифференцированного обучения, проблемно-поисковая технология.

Формы организации урока: индивидуальная работа, работа в группах, работа с текстом.

Оборудование: таблица, распечатка текстов, записи на доске.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Введение в ситауцию урока. Пунктационный диктант


1)(Не) забываемое впечатление оставила гроза в деревне.

2) Светлая полоса, еще (не) закрытая черной тучей, озаряла нашу спальню.

3) Вдруг полил дождь, (не) прекращавшийся в течение целого часа.

4) Сквозь (не) занавешенные окна постоянно была видна молния.

5) Раскаты грома, (не) смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии (не) прекращающегося страха.


Ученик выходит к доске, учитель еще раз читает предложения, ученик объясняет, сколько знаков препинания он поставил и почему. Класс задает 2 – 3 вопроса по теме «Причастие», комментирует ответ ученика. Выставляется оценка.

III. Самостоятельное формулирование учащимися темы урока

Учащиеся получают распечатанный текст пунктационного диктанта.

— В словах какой части речи нужно раскрыть скобки? (У причастиий)

— Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? (Нет)

— Какой будет цель нашего сегодняшнего урока? (Правописание не с причастиями)

IV. Мотивация, целеполагание:

1. Частота слов на данную орфограмму

— Ребята, как вы думаете, часто ли встречаются в текстах слова на данную орфограмму? (Ответы)

2. Степень новизны темы:

— Раньше мы когда-нибудь знакомились с правилом написания не с причастиями? (Нет)

3. Целеполагание:

— Какие мы сегодня поставим перед собой цели? (Познакомиться с условиями выбора слитного и раздельного написания не с причастиями)

V. Изучение нового материала. Работа в группах

I группа

1. Используя данный текст, назовите условия, когда не пишется слитно, а когда раздельно.

2. Сформулируйте правило


С моря надвигались тучи, они были темно-лиловыми, непросвечивающими. Раскаты грома держали нас в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила снесет наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищенный от ветров.


II группа

1. Перепишите в тетрадь таблицу.

2. Заполните ее примерами из текста.

3. Подготовьте связный ответ о правилах написания не с причастиями.



Не с причастиями пишется

С л С л и т н о

Р а Р а з д е л ь н о

1. Не употребляется без не

1. Б Без не употребляется

2.Н Нет противопоставления с

со союзом а

2. Есть противопоставление с

со созом а

3. Нет зависимого слова

3. Есть зависимое слово


СС С краткими причастиями


Ветер ворвался через незакрытое окно. Вдалеке слышится гром, не раскатывающийся, а глухо рокочущий. Не прекращающийся весь день шум ливня. Не просохшая после дождя земля. Неизгладимое впечатление оставила гроза на море. Работы по строительству дома не закончены.


III группа

1. Запишите слова ненавистный, неуклюжий, негодующий, нелепый, неправильный, ненавидящий. Какое из этих слов лишнее и почему? (Слово неправильный лишнее, так как может употребляться без не). При затруднении учащимся можно задать вопрос: «Какие слова употребляются без не, а какие нет?»

2. Определите, какой частью речи является каждое слово.

3. Почему данные прилагательные написаны с не слитно? Почему глаголы ненавидеть, негодовать пишутся с не слитно? Сделайте вывод.

VI. Выступление групп

— Проверим, что у нас получилось в ходе работы каждой группы.

I группа дает связный ответ. II группа – образец рассуждения с примерами. III группа объясняет примеры, выполненные самостоятельно.


VII. Закрепление

1. Прочитайте предложения, записанные на доске:

Здесь протекла не глубокая, а мелкая река. Он мне не друг, а враг.

— Почему не с существительными и прилагательными в данных примерах пишется раздельно? (Противопаставление с союзом а)

2. Запишем примеры в тетрадь:

Непрояснившийся небосклон. Не прояснившийся после бури небосклон.

Непросохшая земля. Не просохшая после дождя земля.

— В каком случае не с причастиями пишется раздельно? Сделайте вывод, проверьте себя по учебнику. (Наличие зависимых слов)

3. Перепишите, раскройте скобки:

Воздух, еще (не)ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращающиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой.

— Какой случай вызывает у вас наибольшие затруднения? Рассмотрим этот случай подробно. (Выполняется одно из упражнений учебника или задание, составленное учителем.)

VIII. Подведение итогов урока

— Можем ли теперь мы без ошибок написать те предложения, которые прозвучали в начале урока?

IX. Домашнее задание

Составьте сказку-миниатюру о правописании не с причастиями (по желанию). Слабые учащиеся выполняют упражнение из учебника.











Список использованной литературы

1. Васильева Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008

2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой/ Н.В.Егорова, – Москва «Вако», 2009.

3. Шадрина С.Б. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова и др./ С.Б.Шадрина, — Волгоград: Учитель, 2010.











Свежие документы:  конспект урока по русскому языку в 4 классе "ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: