Конспект урока по русскому языку в 8 классе «Назывные предложения»


Назарбаев интеллектуальная школа физико-математического направления

г. Кокшетау Акмолинской области Республика Казахстан











Конспект урока по русскому языку
в 8 классе

«Назывные предложения»


















подготовила

учитель русского языка и литературы

Бекенова Людмила Леонидовна









Цель: дать понятие назывного предложе­ния; формирование умения находить назывные пред­ложения; определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, статьях; пользоваться в описании для обозначе­ния места и времени; выразительно читать назывные предложения; воспитывать художественный вкус.

Задачи: организовать деятельность по обобщению; развивать навыки анализа текста; пробудить интерес к произведениям казахских и русских писателей.

Оборудование: запись на доске, раздаточный материал.



Ход урока.

I. Оргмомент.

2. Лингвистическая разминка «Собери слово».

Бгооорво апдроир. Природа Борового.

3. Сообщение темы и задач урока.
Ребята записывают в тетради:
Четырнадцатое декабря.
Классная работа.
Назывные предложения.
4.Опрос на повторение. На доске на открытках с изображением Борового написаны вопросы. Дети подходят к доске и выбирают понравившуюся открытку. На обратной стороне открытки читают вопрос и дают полный ответ.

1. Что такое предложение?

2. Чем предложение отличается от словосочетания?

3. Что такое грамматическая основа предложения и из чего она состоит?

4. Что такое второстепенные члены предложения?

5. Что такое определение?

6. Что такое приложение? Что может означать приложение?

7. Что такое дополнение?

8. Что такое обстоятельство?

9. Какими частями речи могут быть выражены обстоятельства?

10. Какие виды дополнения вы знаете?

11. Какие виды определения вы знаете?

5. В это время у доски ученик составляет предложение на тему: «Боровое». Дополнительное задание: это предложение должно быть с одним главным членом — подлежащим.

Дети записывают составленное предложение и делают разборы.

А) Синтаксический.

Б) Морфемный.

В) Морфологический разбор существительного.


6. После разбора предложения беседа по вопросам.

— Что необычного в этом предложении?

— Какой частью речи выражен главный член?

— Что обозначает подлежащее?

— Можно ли без глаголов изобразить красоту природы?

Дается понятие назывных предложений. §22 стр.127

Назывные (номинативные) предложения — это односоставные предложения, в которых утверждается существование, бытие предметов или явлений. Грамматическая основа назывных предложений состоит только из одного главного члена, по форме сходного с подлежащим: главный член назывных предложений выражается именительным падежом существительного (одиночным или с зависимыми словами), например: 

Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс… (А. Пушкин).


Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия, существования явления в настоящем времени. Поэтому назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в условном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют двусоставные предложения со сказуемым  было или будет: Осень (назывное предложение). Была осень; Будет осень (двусоставные предложения).

Свежие документы:  Единство формирования правописных и речевых навыков учащихся при подготовке к экзаменам

Обращается внимание на то, что выразительная емкость этих предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.

Назывные предложения – это лаконичная форма изображения картин природы, обстановки, внутреннего состояния человека. Сосредоточивая внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки . Очень часто с назывных (номинативных) предложений начинается описание пейзажа, места, где развёртываются события:

Н. п. очень кратки, но выразительны. Они создают картину, позволяют как бы увидеть обстановку, в которой происходят описываемые события, как бы вводят в неё. Вот почему они чаще всего находятся в начале текста. Выразительная емкость этих предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия. Поэтому они чаще всего употребляются в художественном и публицистическом стилях речи. Назывные предложения часто составляют цепочки.

Назывные предложения характеризуются специфической интонацией; они произносятся в замедленном темпе, как бы задумчиво. После них выдерживается более длительная пауза, чем обычно.



5. Вставьте пропущенные буквы, выделите грамматические основы.

Взаимопроверка. Ученики меняются рабочими листками. И выставляют друг другу балл.

А…еи рек. З…ркальности …зёр.

Хрустал…ный ключ… Бе…гласные затоны.

Живая ска…ка – страшный тёмный бор.

Его верш…н (не)молкнущие звоны.


В…здушность ив. Цветы р…дных п…лей.

Апрел…ский сон с его улыбкой маю.

Я целый мир прош…л в мельканье дней,

Но лучше вас я ничего (не) знаю.

-Чем выражены основы в большинстве предложений? (Подлежащими)

-Какое значение придают стихотворению подлежащие? (В стихотворении практически нет действия. Подлежащие передают недвижность, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту природы.)


6.Чтение теории в учебнике.

Отработка навыков на практике.

Представьте, что мы отправились с вами на экскурсию в Боровое.

Путешествие по Боровому.

Маленький поселок Борвое.

Не на каждой карте виден знак.

Эта чудесная земля взрастила многих народных певцов и акынов — Биржан-сала, Акан-серэ, Балуан-Шолак, Ибрай Сандыбаев. С Боровым связано имя Чокана Валиханова. Посещая этот удивительный край, он собрал много народных преданий, сказаний, легенд.


7.Выразительное чтение ученика.

Как нарядный и стройный девичий стан,

Погруженная в синий прозрачный туман,

Кокшетау стоит – Голубая гора –

На границе твоей, Казахстан.


Очень часто с назывных предложений начинается описание пейзажа, места, где развёртываются события.

— А знаете ли вы почему именно так называется этот край?( ответы детей)

8. Найдите назывные предложения. Выделите грамматические основы.

Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Значения сложносочинённых предложений и пунктуация в них. Употребление сложносочинённых предложений в речи"

Гора Кокше. Озеро. Буйные травы. Высокие сосны. Молодой, сильный верблюд по кличке Бура. Бура был молчаливым, замкнутым, напрасно не нарушал покоя степняков. Любил он только гулять, пастись у подножья Кокше, утолять жажду холодной озерной или родниковой водой.

9. Диктант по аналогии. Заменить географический объект на свой родной.

Псковская земля. Мелколесье. Валуны. Голубые озерца льна. Поля созревающей ржи. Могучие камни напоминают суровый пейзаж богатырской заставы с картины Васнецова.
Примерный вариант.

Кокшетауская возвышенность. Высокие гранитные скалы Жеке-батыр, Окжетпес. Утёс-загадка Жумбактас. Гора Кокше. Гранитные скалы высотой в несколько сот метров под воздействием ветров, дождей и солнца приобрели здесь причудливый облик. Двухвековые сосны, рощи «танцующих берёз» расположились на берегах голубых озёр Боровое, Щучье, Большое и Малое Чебачье.

10. Рефлексия

Придумать сочинение-миниатюру по открыткам на партах, начав его с назывных предложений.

Чтение сочинений ребят.

11. Домашнее задание §22 упр 254










Бекенова Людмила Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

первой категории

Назарбаев интеллектуальная школа города Кокшетау Республика Казахстан



Список использованной литературы

  1. Трудные вопросы синтаксиса. Пособие для учителей. Москва. «Просвещение» 1972.

  2. Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке. М.,«Просвещение»,1968.














скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: