Конспект урока по русскому языку в 8 классе «Односоставные предложения. Предложения неопределённо-личные»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.г.т. Уруша»

Сковородинского района Амурской области













Конспект урока по русскому языку
в 8 классе на тему:

«Односоставные предложения. Предложения неопределённо-личные»













подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Никулина Оксана Анатольевна



















Цель:

1. Дать понятие о неопределённо-личных предложениях;

2. Развивать умение находить неопределённо-личные предложения в тексте, а также в составе сложных предложений;

3. Способствовать воспитанию интереса к изучению русского языка.



Ход урока:

1.Оргмомент. (Тема, цель урока)

2.Фонетическая разминка.

— Какие слова получатся, если прочесть наоборот?

Ель

Ноль

Лов

Код

Краб

Ответы: лей, лён, фол, ток, парк.

3. Консультанты отчитываются по домашней работе.

Один человек идёт к доске и выписывает глаголы из домашнего упражнения, которые получились (упражнение 209). (Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / [С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др.].–

М.: Просвещение, 2008)



Ответ: Взять — возьмите

Встать — встаньте

Бросить — бросьте

(В повелительном наклонении на конце после согласных пишется Ь, который сохраняется перед -СЬ и -ТЕ)

Остальные – Определите форму глаголов

Брошу всё. Отпущу себе бороду
И бродягой пойду по Руси.

(Глагол брошу в форме 1 лица, единственного числа, настоящего времени,

глагол отпущу в форме 1 лица, единственного числа, настоящего времени,

глагол пойду в форме 1 лица, единственного числа, настоящего времени.)



Не жалею, не зову, не плачу…(Глаголы в форме 1 лица, единственного числа, настоящего времени)

Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники жёлтую грусть.
Проклинают свои неудачи,
Вспоминают московскую Русь.

(Глаголы пьют, дерутся и плачут, проклинают, вспоминают в форме 3 лица,

множественного числа, настоящего времени)



4. Фронтальный опрос.

Какие предложения называются двусоставными? (Это такие предложения, которые имеют в составе грамматической основы и подлежащее, и сказуемое.)

Какие предложения называются односоставными? (Это такие предложения, которые имеют только подлежащее или сказуемое в грамматической основе.)

— На какие группы делятся односоставные предложения? (Односоставные предложения с главным членом – сказуемым (определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные); с главным членом – подлежащим (назывные)

— Какие предложения называются определённо-личными? (Это такие односоставные предложения с главным членом сказуемым в форме глагола 1 , 2 лица.)

5. Объяснение новой темы.

— Итак, перед вами четверостишие из стихотворения

С. Есенина

Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники жёлтую грусть.
Проклинают свои неудачи,
Вспоминают московскую Русь.

Свежие документы:  Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Закрепление изученного по теме «Лексика»

Предлагаю вам заняться небольшой исследовательской работой. Мы видим, что это односоставные предложения, но не определённо-личные, потому что сказуемое не в форме глагола 1,2 лица. Вы самостоятельно прочитаете $ 22 стр.108-109.(Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / [С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др.].– 31-е изд.- М.: Просвещение, 2008. – 239с.) и попробуете определить вид этих предложений.


— Так какие это предложения? (Односоставные, неопределённо-личные)

-Почему (Сказуемое в форме глагола 3л множественного числа, настоящего времени)

-Какие предложения называются неопределённо-личными?

(Это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица, множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа прошедшего времени)

ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ-ПОМОЩНИЦУ.

Ребята, на следующем уроке мы познакомимся с односоставными предложениями, которые могут иметь значение обобщённого лица.

6. Закрепление изученного – работа с поэтическими текстами.

I вариант – Выписать предложения определённо-личные.

II вариант — Выписать предложения неопределённо-личные.



  1. И на обломках самовластья

Напишут наши имена.

(А.С. Пушкин)

2. Спи ж, пока забот не знаешь,

Баюшки-баю!

( М.Ю. Лермонтов)

3. Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

(А.С.Пушкин)

  1. Дни поздней осени бранят обыкновенно…

(А.С. Пушкин)

  1. Не уходи, побудь со мною!

(А.С. Пушкин)

Ответы: определённо-личные: 2,3,4

неопределённо-личные:1,4



-Выполнение упражнения 211.(Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / [С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др.].– 31-е изд.-М.: Просвещение,

2008. – 239с.)




7. Словарная работа.

КОМПЬЮТЕР
ЭКСПЕРИМЕНТ — ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ

Выполнение упражнения213. Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / [С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др.].– 31-е изд.- М.: Просвещение,

2008. – 239с.)





Занимательная лингвистика «Найди лишнее»:

1 Собрат, солист, содружество, сотрудничество

Ответ: солист

2.Тир, протирать, тереть, тёрка

Ответ: тир



ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

  • Какие группы односоставных предложений вы изучили? ( Определённо-личные и неопределённо-личные)

  • Какие предложения называются определённо-личными? (Это односоставные предложения с главным членом — сказуемым в форме глагола 1 , 2 лица.)



  • Какие предложения называются неопределённо-личными? (Это односоставные предложения со сказуемым — глаголом в форме 3-го л.множественного числа в настоящем, будущем времени и в форме множественного числа прошедшего времени.)



Домашнее задание:

стр.108-109 — ПРАВИЛО, & 22, упражнение 212 (Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / [С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др.].– 31-е изд.- М.: Просвещение, 2008. – 239с.)








Используемая литература:

1. Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений /

[ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др.].– 31-е изд.-М.: Просвещение, 2008. – 239с.

2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 8 класс.- М.: ВАКО, 2006.- 176с. — (В помощь школьному учителю). 3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя. – 4-е изд. — М.: Просвещение, 2006. – 176с.



Свежие документы:  Конспект урока для 10 класса "Значение творчества А.С.Пушкина. Пушкин и Абай"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: