Конспект урока русского языка «Изменение имён существительных по числам»


Цель: способствовать формированию ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по изменению имён существительных по числам, актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного, учить определять число и изменять имена существительные по числам; развивать ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу, умение находить способы решения поставленной цели по изменению имён существительных по числам, умение планировать, контролировать и оценивать свои действия, умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить, умение провести рефлексию своих действий на уроке, умения применять знания в жизненных ситуациях; воспитывать умение видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней,

Материально – техническое обеспечение: учебник «Русский язык» С.А. Никитина, Л.П.Якунина, Р.Т. Мендекинова 2 класс; карточки с заданиями для парной и индивидуальной работы; композиция «Зима» А. Вивальди, видеоролик «Суперфизминутка», видеоролик на песню «Из чего же», мультимедийное оборудование.

Ход.

Организационный момент.

Психологический настрой.

Снег летает и сверкает 
В золотом сиянии дня, 
Словно пухом устилает 
Все дороги и дома. 
Сыплет, сыплет снег – снежок, 
Начинаем наш урок. 
— Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы. 
На рабочий лад настройтесь,

Ведь у нас немало дел. 
Поудобнее устройтесь, 
Чтобы каждый проявить себя сумел. 

Игра «Найди пару» (Под музыку «Зима» А.Вивальди).

Дети делятся на пары (У каждого ребёнка карточка, на которой написано слово в единственном или во множественном числе. Дети ищут пару своему слову. Например: врач – врачи, стол – столы и т.д.)

Актуализация знаний.

— Что мы делаем на уроках русского языка?

— К нам на урок пришла гостья. Её имя вы назовёте сами, когда угадаете буквы и составите из них слово.

Каллиграфическая минутка. (Слайд 2).

  • Первая буква русского алфавита. (Буква Аа).

  • Эта согласная буква встречается дважды в слове, которое обозначает самого близкого и родного человека. (Буква Мм в слове мама).

  • 10-я буква русского алфавита. (Буква Ии).

  • Парная согласная букве С. (Буква Зз).

Запись, характеристика букв.

— Какое слово спряталось? (Зима) (Слайд 3).

— Какие ассоциации у вас возникают, когда слышите это слово? (Составление кластера на доске).

Словарная работа.

— Какие вы знаете словарные слова на зимнюю тему?

— Злая метель забросала снежками наши словарные слова. Давайте правильно вставим буквы. (Работа в тетрадях). (Слайд 4).


м роз

вет р
ин й
к ньки
л пата
п льто
в ленки
с поги


Взаимопроверка, оценивание. (Слайды 5 – 13).

Иллюстрация 3 из 4 для Словарные слова в образах и картинках: пособие для логопеда - Ольга Иншакова | Лабиринт - книги. Источник: ТатианаСамая крупная в мире снежинка

М РОЗ






K:УчительскаяЖОНКИНА ПИСАНИНАконьки.jpg

С

Н

И Н Е Й

Г Л О ПАТА



Конференции клуба Родим и вырастим Совместные Покупки - Товары для детей Лето от любимого бренда стр.7

streetArt - Поддержите, молодого писателя валенками!

П А ЛЬТО ВАЛ Е НКИ

С А ПОГИ


— Какие слова вы записали? Как они называются? (Имена существительные).

— Что они обозначают?

— На какие вопросы отвечают?

— Что вы ещё можете сказать об именах существительных? (Бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными). (Слайд 14).

Вещи, люди и цветы, 
Носороги и коты, 
Джинсы, майки и штиблеты 
Называются ПРЕДМЕТЫ. 
Шубы, шапки и зонты, 
Гвозди, гайки и винты, 
Сёла, города, планеты — 
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ! 
Ах, какие все слова восхитительные, 
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Введение в тему урока.

— Сегодня на уроке мы узнаем что-то новое об имени существительном.

В самом начале уроке вы находили себе пару. По какому признаку? (Все дети читают своё слово и говорят про него: одушевлённое или неодушевлённое).

— Назовите сами тему урока.

(Дети сами называют тему урока).

Работа по теме урока.

Работа с текстом. (Карточки). (Слайд 15).


— Злая метель никак не может успокоиться и смела с текста несколько слов, давайте их правильно запишем, используя слова для справок. Но будьте осторожны: некоторые слова нужно изменить.

Вот и пришла ______. Дует холодный_______. На высоких _____ лежат снеговые _______. Стоят сильные ________. Трудно теперь _____ . Целый день ищут они _____.

Слова для справок: зима, ветер, дерево, шапка, мороз, птица, пища.

Проверка.

— Что записано?

— Почему вы решили, что это текст?

Физминутка. (Видеоролик «Суперфизминутка»).

— Мороз нарисовал интересный узор на окне. Кто сможет его прочитать? (Слайд 16).

(Мохнатые снежинки кружились в воздухе).

— Что записано? (Предложение).

— Как вы узнали? (Все слова соединены по смыслу).

— О чём говорится в предложении? (О снежинках).

Информация учителя. (Слайд 17).Snow Flakes изображений, стоковых фотографий и иллюстраций Bigstock

Векторные снежинки / Vector snowflakes Охотник за снежинками - Ольга Д. (Айрэ) . - 26 April 2013 - …







— Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды. Но капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.

Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и, наконец, становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю. И тогда мы говорим, что идёт снег. У всех снежинок 6 лучей. Когда мы идём по снегу, слышим хруст. Это ломаются лучики снежинок.

Рекорд Гиннесса.

— Самые крупные снежинки выпали 30 апреля 1944г. в Москве. Пойманные на ладонь, они закрывали её почти всю целиком и напоминали красивые страусовые перья.

Задание.

— Подберите однокоренные слова к слову снежинка, выполните разбор по составу.

(На доске: Снежинка – снег, снеговик, снежный, снежок, подснежник).

— Какое число у этих имён существительных? Как будут они звучать во множественном числе?

Просмотр видеоролика на песню «Из чего же сделаны наши мальчишки?».

Задание: мальчики должны запомнить слова, которые относятся к девочкам, а девочки запомнить слова, относящиеся к мальчикам.

— Какие слова услышали?

— В каком они стоят числе?

— Давайте вернёмся к нашим словарным словам.

— В каком числе стоят слова? Измените их число. (Слова иней и пальто всегда единственного числа, слово коньки множественного числа).

Информация учителя: в русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном и только во множественном числе. Например, санки, каникулы и т.д.

Задание: у слов иней, пальто, коньки определить количество слогов, букв и звуков.

Игра «Один – много».

— Я буду называть слова в единственном числе, а вы будете их изменять и называть во множественном числе.

Слова: глаз – (глаза), море – (моря), рука – (руки), рот – (рты), стул – (стулья), заяц – (зайцы), ухо – (уши), камень – (камни), цветок – (цветы), ребёнок – (дети), сумка – (сумки), человек – (люди).

— Мы сегодня говорили о зиме. А какие изменения в неживой природе характерные для зимы вы знаете? Что вы можете сказать о птицах?

— В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь. 
Как же люди могут помочь птицам зимой?

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приручите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.


Рефлексия

— Какое открытие сделали сегодня на уроке? (Имена существительные изменяются по числам. Некоторые имена употребляются только в форме единственного, только в форме множественного числа).

— Оцените свою работу на уроке. Дорисуйте лучики к тому солнышку, какое у вас настроение после пройденного урока. (Карточки)


Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Свое тепло другим.

Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих,
И радости порой не знать,
Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней!
Но, всё же посмотри:
Как много у него друзей,
А злой всегда один
.























Свежие документы:  Конспект урока по технологии в 7 классе "Бригадный метод пошива постельного белья"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: