конспект урока в 5 классе по теме «Космическое путешествие в Галактику «Разделительные Ъ и Ь»


Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа п.им.Тельмана

Марксовского района Саратовской области



План-конспект урока по русскому языку

в 5 классе

«Космическое путешествие в Галактику «Разделительные Ъ и Ь»





Подготовила учитель

русского языка и литературы

Косырёва Елена Николаевна























п.им.Тельмана

2011-2012 учебный год

Тема: Космическое путешествие в Галактику «Разделительные Ъ и Ь».

Цель: Образовательная: повторение и углубление знаний о правописании ъ и ь.

Развивающая: развитие умений сравнивать и различать слова с ъ и ь, развитие навыка орфографической зоркости, речь, память, внимание.

Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование: эстафетные листы

таблицы

Ход урока:


1.Организационный момент.


2.Сообщение темы и цели урока:


-Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в космическое путешествие, побываем на планетах, расположенных в Галактике «Разделительные Ъ и Ь». Нам нужно повторить, когда в русском языке используется мягкий знак, а когда – твёрдый, какую роль они выполняют на письме. Необходимо справиться со всеми препятствиями, которые встретятся на пути, и вернуться на нашу планету.

Запись в тетрадь числа, классной работы, темы урока.

— Чтобы старт прошёл успешно, нам нужно показать, что вы достойно подготовились к этому полёту.


3.Устный опрос.

1.Как вам известно, в русском алфавите есть две необычные буквы – ъ и ь. Обозначают они звуки? (Нет)

2.Но выполняют на письме очень важную роль. Больше всего работы у Ь. Что обозначает эта буква? ( Мягкость согласного, также употребляется как разделительный)

3.Как используется Ъ? (Только как разделительный)

4.Когда же пишется Ъ, а когда – Ь? (Ъ пишется после приставок на согласную, а в остальных случаях – Ь)


4.Фонетическая разминка.(Фонетический разбор слова-отгадки)

Загадка.

Жёлтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня! (Осень)




Осень [ОС’ИН’] – 2 СЛОГА

О[о]- гласный, ударный

С[с’]- согласный, мягкий, глухой

И[и]- гласный, безударный

Н[н’]- согласный, мягкий, звонкий

4 звука

Осень – 5 букв (ь не обозначает звука)



5.Задание по рядам (эстафета).


-Вы справились с поставленной задачей. Старт прошёл успешно. Первая планета на нашем пути называется «Венера». Королева этой планеты очень любит соревнования. Если мы справимся с эстафетными листами, то Королева с радостью укажет вам путь к следующей планете.

Каждому ряду раздаётся эстафетный лист, ребята по очереди вставляют пропущенные буквы в словах ( какой ряд быстрее и правильнее):

1.Сер..ёзный

2.Раз..езд

Свежие документы:  Урок русского языка в 7 классе по теме: «Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени» с использованием программы «Системный анализ урока»

3.Об..явление

4.Л..ю

5.Мурав..и

6.С..ехать


6.Цифровой диктант.


-Вы справились с поставленной задачей, и королева Венера указала путь к следующей планете. Жители этой планеты хитры и коварны, они любят запутывать путешественников. Я думаю, что им не удастся вас запутать.

На доске записаны слова с пропущенными буквами:

Лист..я

Прос..ба

Об..яснить

Пен..е

Под..езд

Двер..ю

П..ю

От..ехать

Раз..ярённый

Обез..яна

Обучающиеся устно вставляют буквы, а в тетрадь пишут цифры ( если вставляют Ь, то цифра 1, а если Ъ – то 2). Потом обмениваются тетрадями и проверяют (на доске запись:1121211221)

Затем на доску вывешивается шкала оценок, и ребята сами ставят оценку соседу по парте.


7. Письмо по памяти.

— На экране появился неопознанный объект, он передаёт сигналы SOS (бедствие). Планета просит помощи, в результате разрушительных войн жители этой планеты забыли многие слова с ь и ъ.

Запомнить как можно больше слов и записать по памяти.

Подъезд, зашьёт, счастье, крылья, объяснил, вьюга, съехал, ручьи, жильё, объявление, воробьи.


8. Работа с учебником.

-Итак, нам предстоит вернуться на нашу планету. Последнее задание. Упражнение 248 (выписать слова в 2 столбика – в 1 – с ь, во 2 – с ъ ) ( два человека работают у доски, остальные выполняют в тетрадях).


9.Итог урока:

-Ребята, вы успешно справились со всеми трудностями, которые встретились в этом путешествии. Я поздравляю вас с удачным приземлением на нашей планете.

-Всё ли понятно по теме урока?

-Какие упражнения хотели бы выполнить?

10. Домашнее задание:стр.93(выучить правило), упр. 255/257 .


11. Выставление оценок.


Используемая литература:

1.Львова С.И. Русский язык. 5 класс, Москва, Издательство «Мнемозина», 2010.

2.Русский язык. 5 класс. Поурочные планы по учебнику С.И.Львовой

3.Кривоплясова М.Е. «Цифровые диктанты на уроках русского языка в 5-7 классах», Издательство «Учитель», 2009.

4.Журнал «Русский язык в школе». — №5. – 2001.




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: