Актуализация знаний Постановка цели (целеполагание) Организация деятельности по восприятию рассказа Открытие обучающимися нового знания Физкультминутка Самостоятельная работа Рефлексия деятельности (итог урока) Домашнее задание | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. личностные: моральный выбор; регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция; познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели личностные: самоопределение, побуждение к деятельности; регулятивные: составление плана и последовательности действий; познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах. логические: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство) познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей; логические: построение логической цепочки рассуждения; коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли личностные: — оценивать результат учебной деятельности. регулятивные: — соотносить полученный результат с поставленной целью. личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; регулятивные: саморегуляция. | СЛОВО УЧИТЕЛЯ О ПИСАТЕЛЕ Посмотрите, пожалуйста, на портрет. Когда – то он был молодым, но в истории литературы все знают « дедушка Крылов» когда произносят это имя сразу пред глазами тучный старик с серыми волосами. — Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клод изобразил персонажей басне Крылова в бронзе. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже – фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.
А пока мы познакомимся с содержанием книжной выставки (экскурсия по выставке)
— Кто из вас знает, что такое басня? — Найдите в толковых словарях, какое определение дает Ожегов и В.Даль. — Сравним эти два определения. Что общего? Чем отличаются? — Какие основные задачи урока стоят перед нами?
— Составим свое определение басни.
— На какой жанр литературы похожа басня, если животные разговаривают или действуют как люди? Чем? А теперь послушаем басню «Ворона и Лисица» и узнаем какая история приключилась с Вороной. — Понравилась вам басня?
— Какая же история приключилась с Вороной?
— О чем это произведение: о хорошо знакомых нам животных или еще о чем – то?
Давайте вместе определим значение этих слов, используя толковые словари.
Лесть Гнусный – Не впрок – Взгромоздиться –. Пленить – Плутовка –. Ангельский (голосок) – Царь – птица –. Вещуньина (голова) –. Задание: замените следующие словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст басни: Смотрит пристально, не отрываясь — глаз не сводит; Подходит тихо, осторожно — на цыпочках подходит; Утратила способность здраво рассуждать — вскружилась голова; Каркнула очень громко — во всё горло; Исчезла, скрылась — была такова; Трудно стало дышать — дыханье спёрло; Нашёл случайно, без особого труда — бог послал. Самостоятельное чтение учащимися басни по учебнику, с.137-138
Работа с текстом басни.
— Попробуем объяснить мораль этой басни, а прежде давайте поговорим о главных героях.
— Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман)
— Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая)
— Опишите внешний вид лисы. Какая она? (ответы детей)
— Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте.
— Опишите, какова Ворона по внешнему виду (ответы детей).
— Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (^ Нет).
— А что.говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.
(Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какиe перышки! какой носок!)
— Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).
— А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!)
— Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковы слова Лисицы.
(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло»)
— Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (^ Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).
— Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? (^ Нет, скромный не стал бы ее слушать).
— Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (от своей глупости)
— Какие из этих качеств характеризуют Ворону, а какие Лисицу? Ворона
Хитрая
Добрая
Неуклюжая
Растяпа
Умная
Простофиля
Тщеславная
Глупая
красивая Лисица
Коварная
Хитрая
Неискренняя
Плутовка
Добрая
Льстивая
Умная
Честная
Глупая
| — Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему? (ответы детей)
Работа над моралью басни.
— Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).
— О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам).
— Какими хотел видеть Крылов людей? (Искренними, честными, скромными).
Работа с пословицами.
Задание: собери пословицы и скажите, как вы их понимаете и как они соотносятся с содержанием басни: Верь своим очам, а не чужим речам. На языке — медок, а на сердце — ледок. У лести нет чести Чтение произведения по ролям. Давайте попробуем прочитать эту басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом умную, хитрую лживую плутовку Лисицу. Закончите предложения:
«Сегодня я узнал ….»
«Было интересно ….»
«Урок дал мне для жизни…..» Дается по выбору: Выразительное чтение басни. Чтение по ролям Инсценировка басни | Знакомятся с жизнью и творчеством писателя, делают опорные записи в тетради (по желанию). Обучающиеся рассматривают фотографии, репродукции, книги, которые раскрывают перед ними жизнь писателя. Восприятие прослушанной басни.
Работают в парах , обосновывают свои выводы Дети подтверждают ответы примерами из текста. Работа по алгоритму с цель сделать выводы по данному этапу урока. Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания. Дети работают в группах Взаимооценивание Дети продолжают начатые предложения, формулируя важные мысли урока. |