Методическая разработка «Изучение языковых средств выразительности в старших классах (в рамках подготовки к ЕГЭ, задание В8)»


Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Сургутихинская средняя общеобразовательная школа»

Туруханского района Красноярского края















Методическая разработка

«Изучение языковых средств выразительности в старших классах (в рамках подготовки к ЕГЭ, задание В8)»









Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Смирнова Светлана Николаевна









д. Сургутиха

2014

ПЛАН



Введение

  1. Теоретические основы вопроса «Языковые средства выразительности»

    1. Тропы

    2. Фигуры

  2. Практическое усвоение школьниками темы «Языковые средства выразительности»

    1. Тренировочные упражнения в формате ЕГЭ

    2. Кроссворд по изученной теме

Список литературы









































Введение

Данная методическая разработка предполагает свое использование на уроках русского языка и литературы.

Выполнение задания В8 ЕГЭ по русскому языку вызывает, как правило, затруднения у школьников, таким образом, цель данной разработки – систематизировать знания учащихся по вопросу «Языковые средства выразительности», а также выработать практический навык приобретенных теоретических знаний.

Данная работа содержит, во-первых, теоретическую информацию по изучаемому вопросу в виде схем и таблиц. В практической части предусмотрены тренировочные упражнения в формате ЕГЭ, а также кроссворд «Языковые средства выразительности».









  1. ирония перифраз

    метонимия



    литота

    гипербола

    сравнение

    метафора

    олицетворение

    синекдоха

    эпитет

    гротеск



    ТРОПЫ



    ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ




    ФИГУРЫ


    антитеза

    оксюморон

    градация

    параллелизм

    инверсия

    парцелляция

    бессоюзие и многосоюзие





    приемы звукописи







    анафора

    эпифора

    аллитерация

    ассонанс



    Теоретические основы вопроса «Языковые средства выразительности»

1.1. Тропы – употребление слова в переносном значении.

Название термина

Определение

Пример

1. Литота

Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе).

Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н. Гоголь.)

2. Гипербола

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

Глаза громадные, как прожекторы.


3. Сравнение

Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.

Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.

4. Метафора

Слово или выражение, употреблен­ное в переносном значении, вместо другого слова, потому что между определяемыми предметами есть сходство

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса… (М. Ю. Лермонтов)


5. Олицетворение

Уподобление нежи­вого предмета, явления природы, понятия живому существу

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась… (А. С. Пушкин)

6. Метонимия

Оборот речи, замена одного слова другим, смежным по значению: перенесение содержимого на со­держащее, замена названия произведения именем автора

Я три тарелки съел… (И. А. Крылов)

7. Синекдоха

Перенесение зна­чения одного слова на другое на основе замены количественных отношений (часть вместо целого, целое вместо части, единствен­ное число вместо множественного)

Мы все глядим в Наполеоны… (А. С. Пушкин)

8. Эпитет

Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства, выражено, как правило, прилагательным или наречием.

Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин)


9. Гротеск

Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.

Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.

10. Ирония

Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов.)

11. Перифраза  или перифраз  

Стилистический приём, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета или явления описательным выражением.

Лев – царь зверей.

Унылая пора, очей очарованье (вместо «осень»).



1.2. Фигуры речи – обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. 1

Название термина

Определение

Пример

1. Антитеза

Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.

А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее!

2. Оксюморон

Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.

Мёртвые души, горькая радость,  сладкая скорбь, звонкая тишина.

3. Градация

Стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости.

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С. Есенин)

4. Параллелизм

Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской…


5. Инверсия

Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последо-вательности речи. Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + сказуемое + дополнение, напр.: Осенний дождь громко стучал по крыше

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням.

6. Парцелляция

Стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интона­ционную экспрессию путём её отрывистого произнесения.

Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

7. Бессоюзие и многосоюзие

Бессоюзие или асиндетон –намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.

Многосоюзие или полисиндетон –повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.

Швед, русский колет, рубит, режет.





Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

приемы звукописи

8. Анафора

Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…

9. Эпифора

Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания.

Милый друг, и в этом тихом Доме Лихорадка бьёт меня.

Не найти мне места в тихом Доме  Возле мирного огня. (А.Блок.)

10. Аллитерация

Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков.

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой..

11. Ассонанс

Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков.

Спят поляны снеговые…



Обратите внимание! Средством выразительности помимо тропов и фигур могут служить:

— лексические средства (омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, арго, эмоционально окрашенные слова, архаизмы, историзмы, неологизмы, заимствованные слова, старославянизмы, просторечные слова, книжная лексика, термины, фразеологизмы, крылатые слова, эмоционально-экспрессивная лексика),

— такие синтаксические средства, как однородные члены предложения,  риторические восклицания и риторические вопросы.

2. Практическое усвоение школьниками темы «Языковые средства выразительности»

    1. Тренировочные упражнения в формате ЕГЭ

Текст № 1

(1)«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» — так сердечно на склоне лет выразился Тургенев о русском языке.

(2)Истинно великому народу дан и великий язык. (3)Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит прошлому. (4)Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. (5)Есть соревнователь у русского языка — санскрит-праотец. (6)Но на нём даже в Индии уже не говорят. (7)А ведь русский язык жив. (8) Он живёт для будущего. (9)Он может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть. (10)Он не останется в пределах Пушкина, ведь слишком много вошло в жизнь и требует своего выражения. (11)Тем более важно сохранить красоту русской речи.

(12)Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? (13)Скучные правила пусть придут после, а сначала, с первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости, о подвижности и выразительности родного языка. (14)Нужно знать иностранные языки. (15)Чем больше, тем лучше. (16)Познавая их, русский человек ещё более утвердится в сознании, какой чудесный дар ему доверен. (17)В ответственности за красоту и чистоту своей речи человек найдёт средства, как выразить сложные понятия, которые стучатся в новую жизнь.

(18)С каждым поколением в языке появляются новые заимствования. (19)Только в суете быта люди не замечают этих пришельцев. (20)Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу.

(21)Многие отличные определения оказываются временно загнанными, ибо их твердят, не придавая им истинного смысла. (22)Во время душевных смятений человек уже не может осознать всю красоту им произносимого. (23)В стонах и воплях нарушается песнь. (24)Но проходит боль, и человек опять чувствует не только филологически, но и сердечно, какое очарование живёт в красоте речи. (25)Прекрасен русский язык. (26)И на нём скажут лучшие мысли о будущем.

(По Н. Рериху)

Задание. «В первом абзаце такой приём, как_____, задаёт тон размышлениям Н. Рериха о языке. Стремясь ярче и образнее выразить свои мысли о родном языке, автор использует такие тропы, как _____ («певучая прелесть» в предложении 9, «чудесный дар» в предложении 16),_____ («очарование живёт в красоте речи» в предложении 24), и такой приём, как_____(предложения 3 — 7)». 

Список терминов: 1) противопоставление; 2) эпитет; 3) диалектизм; 4) риторический вопрос; 5) ряды однородных членов; 6) метафора; 7) ирония; 8) вопросно-ответная форма изложения; 9) цитирование

Ответ: 9, 2, 6, 1

Текст № 2

(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того — он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.

(5)Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. (6)Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с «фанатами». (7)Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные.

(8)Даже старомодное «приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». (9)А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов Данелия, Рязанова, Гайдая.

(10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

(13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодёжи, звучат с экрана, пестрят в печати?

(17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18)Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». (19)Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.

(По Т. Жаровой)

Задание. «Речь автора текста особенно эмоциональна, когда речь идёт о красоте и богатстве русского языка. Это подчёркивает такое синтаксическое средство выразительности, как___(предложения 1, 11), а такой приём, как____(«всё приемлет, на всё отзывается»), и такие лексические средства, как ____(«сверхделовой» в предложении 12) и ____ («великий, могучий, правдивый и свободный» в предложении 18), делают речь экспрессивной, образной и позволяют глубже понять авторскую позицию».

Список терминов: 1) эпитеты; 2) диалектизм; 3) лексический повтор; 4) индивидуально-авторское слово; 5) литота; 6) парцелляция; 7) просторечное слово; 8) фразеологизм; 9) риторическое восклицание

Ответ: 9, 3, 4, 1 

Текст № 3

(1)В последнее время мне не раз приходилось читать и слышать о том, что якобы массовый героизм советских людей во время Великой Отечественной войны был обусловлен страхом. (2)Будто бы наших солдат сторожили специальные заградительные отряды, и того, кто пытался отступить, немедленно расстреливали.(3)Вот при трезвом размышлении наш боец и приходил к безрадостному выбору: если уж смерть всё равно неизбежна, то лучше пасть героем на поле битвы, нежели тебя, как предателя, пристрелят свои же.

(4)Нелепость такого «трезвого размышления» очевидна для любого человека, который хоть раз оказывался под пулями. (5)Я на всю жизнь запомнил свой первый бой. (6)Пыль, поднятая взрывами, закрыла солнце. (7)Земля ходила ходуном, как во время землетрясения, и я, слепой и оглохший, не понимал, где верх, где низ… (8)И что же, в такой момент, когда точно знаешь, жив еще или уже убит, кто-то сможет философствовать: раз бежать нельзя, что ж, делать нечего, приму геройскую смерть? (9)Это бред! (10)Страх не может превратить труса в героя! (11)Если бы это было возможно, все армии мира давно стали бы применять такой нехитрый метод воспитания воинской доблести. (12) Герой тем только и отличается от труса, что как-то умеет преодолеть страх смерти, что, истекая кровью, он почему-то продолжает сражаться с врагом. (13)»Как-то», «почему-то» — я, несмотря на то что почти полтора года провел на передовой, не сумею объяснить, какие чувства руководят солдатом во время сражения, когда грань между жизнью и смертью становится почти неразличимой.

(14)Но важным мне здесь представляется иное: как современные люди объясняют себе поведение советских людей во время недавней войны. (15) «Фанатики, оболваненные пропагандой…», «марионетки, осужденные на подвиг…», «люди, у которых отняли будущее»… (16)Когда я, бывший солдат, слышу подобные заявления, то испытываю не возмущение и обиду. (17)Я же признался, что и сам не могу объяснить, почему мы погибали, но не бросали позиций. (18) Мне горько оттого, что я ощущаю свое бессилие: как объяснить современным людям, что человек в своих поступках может руководствоваться чем-то иным, кроме животного страха?! (19)Неужели моему соотечественнику сегодня проще поверить в то, что его деды и прадеды были запуганными рабами бесчеловечного режима, чем в то, что они беззаветно любили свою родину, где жили их матери, жены и дети, и что ценой своей жизни пытались спасти их от смерти? (20)А если, не дай Бог, на вашу долю выпадет такое же испытание, за что вы ухватитесь, какая вера вам даст силы, какое чувство заставит вас идти вперед?(21)Неужели вас погонит на верную смерть только темный, звериный страх и злобное отчаяние?! (22)Ведь нет же! (23)Вот и нас вели в бой совсем другие чувства.

(По А.Н.Кузнецову*)

Задание. «Автор поднимает важную проблему, и не случайно ключевое место в системе речевых средств выразительности занимает такое лексическое средство, как _______ (например, в предложении 10), которое придает тексту полемичность. ______ («доблести», «беззаветно») и такое синтаксическое средство, как _______ (предложения 9, 22), усиливают публицистичность и гражданский пафос размышлений автора. Важность тех чувств, которые руководят поступками людей, подчёркивается использованием такого тропа, как _______ («тёмный, звериный страх» в предложении 21)».

Список терминов: 1) эпитеты; 2) фразеологизмы; 3) олицетворение; 4) парцелляция; 5) анафора; 6) антонимы; 7) сравнение; 8) восклицательные предложения; 9) книжные слова

Ответ: 6, 9, 8, 1

Текст № 4

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

(10)Варя сразу наткнулась на главное место.

(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте… а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию… (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага… (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить…»

(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права… – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

(По Л. Леонову*)

Задание. «Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: _____ («купель зрелости» в предложении 24), _____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), _____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _______ («отступаем» впредложении 12), «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.

Список терминов: 1) анафора, 2) метафора, 3) гипербола, 4) профессиональная лексика , 5) парцелляция, 6) лексический повтор, 7) противопоставление, 8) эпитеты, 9) контекстные синонимы

Ответ: 2, 8, 3, 6

Текст № 5

(1)Вопрос «Кто виноват?» называют чисто русским вопросом, якобы выражающим особенную сущность нашего национального характера. (2)На эту тему без устали острят эстрадные сатирики, глубокомысленно философствуют политтехнологи… (3)У каждого готов свой ответ на заданный ещё Герценом вопрос. (4) Огромная, наполненная природными ресурсами страна обладает таким же огромным интеллектуальным потенциалом. (5)А большая часть населения прозябает в бедности! (6)Почему? (7)Кто виноват?

(8)Мне кажется, что причина всех наших проблем коренится глубже, чем мы себе представляем: ни гуманистические призывы, ни экономические реформы, ни набившие оскомину обещания новой жизни не могут сами по себе решить главного. (9)Она в нашем неуважении к человеку. (10)Надо сделать человека высшей ценностью. (11) Мы подсчитываем золотовалютный запас, радуемся, когда на внешнем рынке дорожает нефть, гордимся тем, что снизили уровень инфляции… (12) И что? (13)Что из того обыкновенному человеку? (14)Жила в ветхой избушке пенсионерка при уровне инфляции в 14 процентов, в этой же ветхой избушке она живёт и при уровне в 9 процентов! (15)Такие вопросы вызывают у наших уважаемых политиков высокомерно-снисходительную улыбку: дескать, товарищ нас не понимает! (16)Да нет, это вы, отделённые от реальности толстой стеной макроэкономических соображений, не видите микроскопическую клетку общественного организма — живого человека. (17) Неработающие лифты, перемороженные дома, закрытые двери, равнодушное «Ждите, нам некогда» — всё это симптомы самой страшной социальной болезни — пренебрежения к человеку. (18) О человеке никто не думает, когда строит дом, и в космос запускает очередную ракету, и голосует за какое-то якобы судьбоносное решение. (19) О человеке подумали ровно настолько, чтобы он мог существовать в качестве некой полезной функции. (20)А раз так, то и человек перестаёт заботиться об окружающих, и ему нет дела до того, кто живёт рядом с ним, он считает себя мелкой деталькой в огромной государственной машине, снимает с себя ответственность за чистоту в подъезде, за порядок на улице, за процветание государства.

(21)Не нужно призывов! (22)Надо просто починить сломанный лифт, а иначе как пожилым людям подниматься на последний этаж? (23)Надо в больничном коридоре поставить кушетку, чтобы больные не стояли в очереди, надо засыпать гравием лужу у остановки, чтобы проезжающие мимо машины не обливали грязью пассажиров… (24)Надо, чтобы человек никогда не чувствовал себя униженным и оскорблённым, тогда поднимется и производительность труда, вырастет уровень благосостояния человека и никто не станет терзаться бессмысленным вопросом «Кто виноват?».

(по В. Тимофееву)

Задание. «Используя синтаксическое средство — (А)_____ (предложения 5,21), автор выражает своё неравнодушие к поднятой проблеме. Остроту поднятой проблемы подчёркивают синтаксические средства: (Б)_____ (например, в предложении 8) и (В)_____ (предложения 7,13), а также лексическое средство выразительности — (Г)_____ («набившие оскомину» в предложении 8)». 

Список терминов: 1) эпитет 2) термин 3) фразеологизм 4) ряд однородных членов 5) восклицательные предложения 6) парцелляция 7) вопросительные предложения 8) сравнительный оборот 9) литота

Ответ: 5, 4, 7, 3

Текст № 6

(1)Недавно я вспомнил статью, которую прочитал в газете двадцать лет назад: «Промысловиками китобойной флотилии «Дальний Восток» добыт абсолютно белый кит». (2)Молодой учёный В. Латышев, находившийся в этом рейсе на флотилии, рассказал: «Встреча с легендарным китом произошла в Тихом океане. (3) Под вечер на горизонте китобои заметили скопление китов. (4)Среди тёмно-серых плыл белый кит. (5)Точный выстрел гарпунной пушки – и белая громада на лине. (6) Наконец лебёдки втянули на слип белоснежную тушу… (7)На земном шаре животные – альбиносы хотя и встречаются, но довольно редко », – читал я дальше рассказ молодого научного работника В. Латышева, и сердце моё закипало бессильной ненавистью к нему.

(8)За этими бездарными, мёртвыми газетными строчками я видел, как в океан опускается солнце. (9) Низкие лучи золотят зыбь. (10)Волны тёмно-синие, густые. (11) Над океаном пахнет рыбьей странной жизнью. (12) Стадо китов провожает светило на ночной покой. (13)Среди стада плывёт белый красавец.(14)Один на десятки тысяч.

(15)Гарпунёр идёт к пушке, ему убить Белого кита – раз плюнуть: море спокойно, а мерцающую белую цель видно и под водой. (16)Латышев кричит: «Белого, белого!» (17) Хлопает выстрел.

(18)Я до сих пор не могу понять: зачем Латышев убил Белого кита? (19)Я понимаю глупое любопытство матросов. (20)Это от молодости, душевной серости, от скуки длинного рейса, от непонимания того, что и зачем делают. (21)И здесь-то Латышев, если он учёный, интеллигент, должен был толкнуть гарпунёра под локоть и обругать капитана за бездумность. (22)И охранять белого кита от дураков, и дать красавцу уплыть дальше в легенды.

(23)«Киты-самоубийцы» – статью с таким названием прочитал я недавно в другой газете. (24)«Стадо китов приблизилось к побережью Калифорнии. (25)И вдруг один за другим киты стали бросаться на скалы и отмели. (26) Острые камни разрывали тела животных, многие из них, быстро теряя силы, оставались на песчаных отмелях и погибали.

(27) Это далеко не первый случай массового самоубийства китов. (28) Что заставляет их «сознательно» идти на верную гибель? (29) Учёные пока ничего не могут ответить на этот вопрос».

(30) Я отлично знаю, что уже давно существуют конвенции по охране китов, что промысел их запрещён. (31) Но кто думает о том, что среди китов шныряют атомные подлодки, ползут бесчисленные тралы, рвутся учебные ракеты, торпеды, мины, снаряды, глубинные бомбы; что в моря ссыпают тысячи и тысячи тонн устаревшего и невзорвавшегося боезапаса, что в моря спускают отходы атомного производства, в моря сбрасывают отравленные воды химических заводов…

(32) И, кроме всего этого, по китам палят из пушек учёные типа Латышева, которые не знают, почему киты кончают самоубийством.

(33)Пусть это звучит смешно, но я могу допустить, что самоубийства китов – это нечто вроде акта самосожжения. (34) У них нет иного языка, чтобы обратить на себя внимание.

(По В. Конецкому)

Задание. «Искреннюю взволнованность автора и его неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают как синтаксические, так и лексические средства: (А)_____ (предложения 13 – 14, 21 – 22), (Б)_____(«светило», «красавец»). Экспрессивность текста усиливают (В)_____ (в предложениях 20, 31). Эмоциональное состояние автора передаёт такое изобразительное средство, как (Г)_____(«сердце закипало…» в предложении 7)». 

Список терминов: 1) метафора 2) сравнительный оборот 3) ряды однородных членов 4) парцелляция 5) диалектизм 6) риторическое обращение 7) эмоционально-оценочные слова 8) литота 9) вводные конструкции

Ответ: 4, 7, 3, 1

Текст № 7

(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?».

(3)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет.(4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества.

(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.

(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма.

(По Е. Сикирич*)

Задание. «Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует (А)_____ («разъединяет» – «объединяет»). Синтаксическое средство – (Б)_____ (в предложениях 4, 13), троп – (В)_____ («они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16) и лексическое средство – (Г)_____ («делать первый шаг» в предложении 9) помогают автору выразить своё отношение к сущности рассматриваемых понятий». 

Список терминов: 1) фразеологизм, 2) литота, 3) ряды однородных членов, 4) ирония, 5) метафора, 6) антонимы, 7) синтаксический параллелизм, 8) экспрессивный повтор, 9) восклицательные предложения

Ответ: 6, 3, 5, 1









2.2. Кроссворд «Языковые средства выразительности»

Определите, какими средствами языковой выразительности являются выделенные слова в приведенных примерах.

По горизонтали: 1. Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? 2.Что ты жадно глядишь на дорогу… 3. Волос длинный – ум короткий. 4. Грустное веселье продолжалось. 5. Чуть слышно, бесшумно, шумят камыши 6. Досадно было, боя ждали (вместо «было досадно, ждали боя») 7. Это утро, радость эта/ Эта мощь и дня, и света/ Этот синий свод/ Этот крик и вереницы…

По вертикали: 1. На лице светились, горели, сияли огромные синие глаза. 2. Ниже тоненькой былиночки/ Надо голову склонить… 3. Милый друг, и в этом тихом доме/ Лихорадка бьет меня./ Не найти мне места в тихом доме/ Возле мирного огня! 4. Дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни. 5. Сыплет черемуха снегом. 6. Люблю березу русскую,/ То светлую, то грустную. 7. Как ночь, черны его глаза.

Ответы:

По горизонтали: 1. Синекдоха 2. Эпитет 3. Антитеза 4. Оксюморон 5. Аллитерация 6. Инверсия 7. Анафора. По вертикали: 1. Градация 2. Литота 3. Эпифора 4. Гипербола 5. Метафора 6. Ассонанс 7. Сравнение



Список литературы

1. https://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/ege-zadanie-v-8-hudozhestvenno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka

2. https://4ege.ru/russkiy/2801-yazykovye-sredstva-rechevoy-vyrazitelnosti-zadanie-b8.html

3. https://uchimcauchitca.blogspot.ru/2013/05/8.html#more

4. https://www.saharina.ru/ege/

1 Примечание: в задание В8 ЕГЭ могут называться «синтаксические средства»

Свежие документы:  Тест по теме "Союз". 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: