Методическая разработка «Текстоориентированный подход в обучении русскому языку и литературе»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Алексинская средняя общеобразовательная школа»

Волховского муниципального района

Ленинградской области





автор — учитель русского языка и

литературы МОБУ «Алексинская СШ»

Глазова Валентина Евгеньевна



















2013 год



К обидам горьким собственной персоны

Не призывать участье добрых душ.

Жить, как живёшь, своей страдой бессонной,-

Взялся за гуж – не говори: не дюж.

С тропы своей ни в чём не соступая,

Не отступая – быть самим собой.

Так со своей управиться судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью-то душу отпустила боль.

А.Т.Твардовский.

Где нет текста, там нет и объекта для

исследования и мышления.

М.М. Бахтин

Единственный путь ведущий к знанию –

деятельность.

Бернард Шоу.








Моя система работы содержит выстроенный в соответствии с требованиями современного времени и личными представлениями опыт работы, направленный на повышение качества процесса обучения, на развитие личности учащегося.

Что такое образование для меня? Это прежде всего возможность научиться жить, делать, познавать, жить вместе… Результатом образования должны стать не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни. Образование – это путь самопознания ребенка, но этот путь он проходит не один, он идет по нему вместе с учителем. И я – малая составляющая в воспитании и образовании моих учеников, одна из многих, которая не всегда может стать определяющей, но пусть моё влияние будет. И пусть оно пойдёт во благо.

Современность ставит перед выпускником школы новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.
Поэтому одним из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся является формирование умений связно изложить мысли, анализировать и совершенствовать написанное, умение корректно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии.
Необходимость в продуманной системе развития речи и мышления учеников возникла давно, а с появлением в программе по русскому языку требования формировать речевые умения – коммуникативную компетенцию – встала новая проблема: связать воедино уроки грамматики, орфографии и развития речи таким образом, чтобы функционально-стилистический аспект обучения, обеспечивающий коммуникативную компетенцию, стал концептуальной основой современной методики преподавания русского языка. Это требование стало основой моей концепции.

Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся низкая коммуникативная мотивация, слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могут аргументировать свое мнение, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Ребята затрудняются в создании развернутых связных устных и письменных высказываний. Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. Падает качество обученности.


В моей педагогической деятельности возникла проблема: с одной стороны общее снижение уровня культуры речи учащихся, их интеллектуального уровня, с другой стороны — требование общества: развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.

Причина этому, на мой взгляд, заключается в том, что в процессе изучения русского языка в школе мы зачастую сначала изучаем то или иное явление, а затем «привязываем» его к речи. Мы учим письму не как виду речевой деятельности, а в ходе записи отдельных слов, словосочетаний и предложений; слово рассматриваем как единицу лексики, а не как элемент высказывания; занимаемся анализом грамматических конструкций в отрыве от контекста. И сообщаем о роли изученного в речевой практике чаще всего на уроках развития речи. Кроме того, мы порой забываем, что перед нами личность с индивидуальными способностями, склонностями, интересами, и раскрыть и развить их – одна из важнейших наших забот.

Содержание опыта работы по теме «Текстоориентированный подход в обучении русскому языку и литературе » помогает преодолеть вышеназванное противоречие. Только выразительное чтение поэтических произведений, лингвистический анализ текста, помогающий приблизиться к разгадке авторского замысла, глубже понять и почувствовать «созвучье слов живых», испытать от этого эстетическое наслаждение – все это и создает речевую среду, которая способствует проявлению и развитию индивидуальности ученика, становится для него естественной. Нужно помнить о том, что текст, используемый в учебных целях, должен отвечать таким общеметодическим требованиям, как доступность, познавательность, интересность, информативность, современность, соответствие возрастным и учебным возможностям учащихся, согласованность с программой класса. Главное, чтобы работа с текстом не стала фрагментарной, т.е. от случая к случаю. Фрагментарность сведений, получаемых учениками на уроках русского языка, отсутствие связи этой информации с жизненными ситуациями (и, как следствие, снижение мотивации к обучению) преодолевается, на наш взгляд, с помощью различных упражнений в ходе анализа отрывков из произведений художественной и учебно-научной литературы (по действующим учебникам соответствующего класса).
Тема моей разработки соотносится также с методической темой, над которой работает МОБУ «Алексинская СШ»
«Системно-деятельностный подход в обучении как основа реализация ФГОС».
Таким образом, актуальность выбранной методической темы не оставляет сомнений.


Как же развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? Наиболее эффективной формой я считаю работу с текстом на уроках русского языка и литературы как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках развивающей речевой среды. Именно текст — основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
Теоретическая основа опыта «Текстоориентированный подход в обучении русскому языку и литературе» основывается на положениях ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков.
В своей деятельности я руководствуюсь работами И.И.Срезневского, Л.С.Выготского, Л.П.Федоренко, профессора А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой (профессора кафедры методики преподавания русского языка МГПУ).
В своей работе использую синтез классической методической традиции и современных новаций: в первую очередь, рекомендации Т.М.Пахновой и методику поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.
Мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста. На следующих этапах необходимо привлечение опорных материалов (схем, памяток, планов, конспектов) для того, чтобы выполнить поисковую задачу в работе с текстом. Затем исполнение операции: анализ текстов, обобщение речеведческих навыков, синтез, моделирование, итоговое уточнение языковых понятий, оценка. На последнем этапе, самооценке, новое знание и умение включается в систему ранее познанного.
На современном этапе уделяется большое внимание формированию коммуникативной компетентности. Интересный подход к данной проблеме мы находим в работах методистов Д.И.Иванова, К.П.Митрофанова, О.В.Соколовой, учителей – практиков Н.Ю. Цибарт, С.С.Тромса и других.


В основе действующих программ по русскому языку лежит система обучения связной речи на основе коммуникативных умений Т.А. Ладыженской, М.М.Разумовской.
Таким образом, текстоориентированный подход – необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является формирование у учащихся ключевых компетенций.

Своей целью считаю формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом. Достижением ее послужит реализация следующих задач:
1) развитие речи учащихся через внедрение на уроках форм и методов работы с текстом;
2) создание базы текстов, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;
3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей;




Мои принципы:

  • Развитие речи учащихся осуществляется в единстве с активизацией их мыслительной деятельности, развитием мыслительных способностей школьников.

  • Принцип понимания языковых значений (отбор дидактического материала, обеспечивающего понимание учениками лексических и грамматических значений технических единиц, с которыми детям приходится работать на уроке).

  • Принцип развития выразительности речи (отбор дидактического материала, который помогает ребенку выражать свое эмоциональное состояние, предоставляет возможность вникнуть в существо поэтического строя речи, учит оценивать окружающий мир средствами родного языка).

  • Принцип развития чувства языка (отбор дидактического материала, способствующего запоминанию традиций употребления).

  • Принцип сопоставления устной и письменной речи (предпочтение устному анализу языковых явлений, устной работе по образцам, подбору и составлению собственных примеров, а затем переход школьников к письменной работы).

  • Принцип личностного подхода (высокий положительный уровень межличностных отношений учителей и учащихся).

  • Принципы диалога – полилога.

Данные положения реализую через содержание и определенные организационные формы учебно-воспитательного процесса, а также методы обучения.

В своей работе я опираюсь на принципы педагогики сотрудничества, которые исключают авторитарность учителя и авторитарные методы работы.

Естественно, что в своей работе самое главное — любовь к ребенку. И он для меня является задачей и ценностью обучения и воспитания. Каждый из моих учащихся – это личность со своим маршрутом достижения успеха, а этапы у этого пути могут быть разными. Уникальный опыт ребенка, его индивидуальное видение, эмоциональный отклик становятся центральными. Если ученик не справился с заданием, он выполняет особое задание: составить упражнение на это правило, или написать задание для учебника. При таком подходе учащиеся не боятся быть непонятыми.

Очень важный принцип в моей работе – принцип сотрудничества. В процессе совместной деятельности совершенствуются потребности, интересы, чувства, проявляются способности учащихся, а главное, формируются мотивы учебной деятельности.

Среди культурно-нравственных ориентиров и ценностей главная – это нравственность. Поэтому в содержание программы по русскому языку, включила ценностно-ориентированный компонент. На его основе выстраиваю диалог, включаю в урок ценностно-ориентированные тексты. Побуждаю учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор. При этом использую такие методы, как проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Использую такие формы работы, как написание эссе, мини-сочинений – всё это даёт возможность учащимся самореализоваться.

Изучая художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие моих учеников.

В своей деятельности я использую различные технологии: это и коллективный способ обучения, и дифференцированное обучение, проблемное обучение, обучение с помощью опорных конспектов, информационные технологии, личностно – ориентированное обучение, игровые и здоровьесберегающие.
Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
• комплексная работа с текстом;
• «самодиктанты»;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• различные виды диктантов;
• интеллектуально-лингвистические упражнения;
• работа с текстами-миниатюрами;
• составление синквейнов к тексту;
• коммуникативные и игровые ситуации.

Работа с текстом приобретает на моих уроках исследовательский характер. Я даю возможность ученикам:

— думать много и свободно;

— говорить непринуждённо и эмоционально;

— внимательно читать;

— осознавать и анализировать;

И как итог – свободно писать, т.е. излагать свои мысли грамотно и логично.

В 5-6 классах я провожу частичный анализ текстов, так как учащиеся только начинают овладевать теоретическими знаниями и практическими умениями в этом виде работы. В 7-9 классах задания для анализа текстов подбираются в соответствии с приобретаемыми знаниями. В 10-11 классах – это глубокая работа, требующая высокой подготовленности учащихся. В среднем звене использую как подобранные мною тексты для комплексного анализа, так и тексты в рабочих типографских тетрадях. В 10-11 классах подбираю тексты из произведений художественной литературы, пособий для подготовки к ЕГЭ.





Особое внимание я уделяю отбору текстов и заданий к ним. Задания к комплексному анализу текста можно разделить на аналитические (работа над понятием), аналитико-синтетические (умение распознавать, анализировать, логически рассуждать) и синтетические (делать выводы на основе полученных знаний, создавать собственные речевые произведения). Методика работы по комплексному анализу текста предполагает применение всех видов разбора: фонетического, морфемного, словообразовательного, этимологического, синтаксического и стилистического. Но это не формальный подход, когда слово или другая единица языка разбирается в отрыве от речевой ситуации. Это функционально-стилистический подход, который требует понимания роли языковой единицы в системе текста.

В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор.

Примерный план анализа текста любого типа речи:
1. Выразительное чтение текста.
2. Словарная работа.
3. Тема текста.
4. Идея текста.
5. Тип текста.
6. Стиль текста.
7. Выразительные средства речи и их роль.
Анализ образцовых текстов, обсуждение языковых средств делает понятным для ученика причину изучения грамматики, фонетики, морфемики и других разделов программы, ведь именно они, эти разделы науки о языке, — основа их речевой, орфографической и пунктуационной грамотности. Главное, чтобы все упражнения представляли собой систему. На основе образцовых текстов можно проводить и самодиктанты. Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли».
Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала.
Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.
Ценность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся. Что касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление). В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций, например, сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.
Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные педагогические технологии (например, технология развития критического мышления). Создание синквейнов позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.
Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые предполагаются в стабильных учебниках по русскому языку.Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению.
Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:
1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. При подведении итогов урока ребята говорят, что они отрабатывали навык лингвостилистического анализа текста, определяли его тему и идею.
Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют осуществлению личностного подхода к учащимся уроки, где как высшая единица обучения выступает текст. Это такие нестандартные виды уроков, как уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т. п. Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников.
Уроки литературы – это «плодородная почва» для языковеда. Необходимо лишь «бросить семя» и правильно за ним ухаживать. Здесь для учителя безграничное поле творчества.. Несмотря на то что литература предполагает некоторые каноны в анализе произведения, характеристике героев, в восприятии и истолковании того или иного стихотворения, поэмы, я всё же учу ребят видеть и чувствовать слово, размышлять над прочитанным.

Литературоведческий анализ произведения – основа изучения литературы как искусства слова и жизни. Здесь педагогическая ситуация осложняется тем, что мы должны организовать не только общение учителя и учеников, общение школьников внутри классного коллектива, но наладить контакт с литературным произведением, писателем. Литературоведческий анализ выявляет историческую проблематику произведения и его художественное своеобразие в литературном процессе. Методика изучает читательские реакции учеников определенного возраста и поколения, выясняет, какой слой содержания литературы необходим и посилен ученикам, каковы основные пути усвоения этого содержания. Моя задача: сблизить писателя с учеником, «добраться до сердца», вырастить из ученика читателя. Разумеется, учитель решает не только свои, но и литературоведческие задачи.

Такая работа с текстом потребовала изменения структуры урока. Традиционно основной формой учебной деятельности является урок. Урок – часть жизни ученика, реальный результат которого оценить очень сложно. Для меня, как учителя, очень важно: что унес с собой школьник с урока? Чем обогатился его интеллектуальный уровень? Сможет ли он в дальнейшем применить полученные знания и умения в учебной деятельности?

Я использую разнообразные формы и методы работы по анализу произведения, провожу уроки разных видов. Очень любимы учащимися уроки-викторины, уроки-путешествия, уроки-диспуты, уроки-семинары, литературные тренинги, поэтические салоны. Работу на уроке строю так, чтобы дать учащимся возможность свободно мыслить, выражать свою точку зрения, доказывать, соглашаться и опротестовывать – всё это позволяет раскрыться ученику. Здесь и продолжается работа по развитию речи: учащемуся нужно не просто выразить свою точку зрения, но и доказать её, логически, связно построив речь.

Самыми плодотворными и продуктивными считаю уроки-семинары, уроки-диспуты. Подготовка к ним и сами уроки требуют творческого похода, большой подготовительной работы. На этих уроках инициатива находится в руках учеников, но умелое руководство учителя приводит к реализации поставленных целей и задач. Очень интересны уроки-литературные тренинги. Перед учениками ставится проблемный вопрос. В течение всего урока учитель с разных сторон подводит учеников к разрешению проблемной ситуации, а затем предлагает выразить свою точку зрения по заданной проблеме и обосновать её. Здесь ученику предстоит мысленно проанализировать все ситуации, рассмотренные на уроке, логически поразмыслить, сделать выбор и доказать свою точку зрения. Творческого подхода требуют уроки-презентации, поэтические салоны, литературные гостиные и пр. При подготовке к такого видам урокам я и мой ученики используем современные технологии: выполняем презентации, литературные альбомы , пользуемся DVD как информационными и наглядными источниками.

Исходя из ожидаемых результатов, для себя сформулировала важнейшие аспекты урока:

— единая логическая деятельность учителя и учащихся;

— сочетание теоретической и практической деятельности на уроке;

— увеличение времени на выполнение самостоятельной работы;

— умения творчески применять знания и умения в новых видах деятельности.

В практике работы такой урок (урок-исследование, урок словесности, деловая игра и т. п.) состоит из следующих этапов:
• целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;
• планирование (школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий);
• исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);
• дискуссия (учащиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения);
• итоговая творческая работа.
Здесь происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т. п. Учитель оценит не только результат, но и процесс работы.
Языковой материал предъявляется учащимся в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением.
На всех видах вышеназванных уроков учителем создается особая образовательная ситуация, когда через общение ученик-учитель, ученик — ученики происходит осмысление и усвоение теоретических знаний и практических навыков, то есть закладываются базовые знания, необходимые для организации дальнейшей результативной учебной деятельности. Общение становится обязательным условием учебной деятельности. При этом урок сохраняется как форма организации обучения, но обновляются приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций, расширяется применение современных педагогических технологий (технологий проблемного обучения, интегрированного обучения и разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных технологий), неурочных форм организации деятельности.
Одно из важных условий применения данного опыта — переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному. Такой подход требует становления педагога как профессионала, легко ориентирующегося в инновациях.


Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики (например, изменение традиционной структуры урока) , возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.
Опыт работы по теме потребовал внести коррективы в содержание образования по преподаваемому предмету.
• анализ и освоение новых учебно-методических комплектов по русскому языку под редакцией С.И. Львовой и В.В.Львова, включение их опыта и рекомендаций в свою систему работы;
• углубление знаний учащихся по предмету через внеклассную работу;
• изменение в организации учебного процесса;
• творческое комплексное применение известных педагогических технологий П.Я.Гальперина, Т.М. Пахновой, Л.С. Выготского и др.;
• организации работы учащихся на основе групповых, игровых форм;
• разработка технологических аспектов реализации опыта.
Внесенные изменения в содержание образования и в организацию педагогического процесса – одно из условий успешности данного педагогического опыта.

В результате применения разработанных методических приемов предполагается достижение следующих результатов:
• высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции; повышение интереса к русскому языку и литературе;
• прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
• умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
• умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
• активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

Работать над темой «Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся» я начала в 2011/2012 учебном году. В это время я работала в 5,7 и 10,11 классе. Учащиеся 7 класса учились по учебному комплексу под редакцией М.М. Разумовской ( в этом учебнике особое внимание уделяется различным видам работы с текстом),учащиеся 5 класса по учебному комплексу под редакцией С.И. Львовой и В.В.Львова, основная цель которого — через совершенствование и развитие общеучебных умений всесторонне развивать личность средствами предмета. Учащиеся 10,11 класса использовали учебники под редакцией А.И. Власенкова и В.Ф. Грекова, Л. А.Чешко.

  1. Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь следующих результатов:
    • у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;
    • более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
    • повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах;
    • повысился уровень коммуникативной компетенции.

Позитивная динамика уровня обученности учащихся

класс

2011-12уч.г.

класс

2012-13уч.г (1 полугодие)

Русский язык

Литература

Русский язык

Литература


1четверь

год

1четверь

год




5

100

100

100

100

5

100

100

6

100

100

6

100

100

7

100

100

100

100

8

100

100

10

100

100

100

100

11

100

100

11

100

100

100

100








«Качество знаний»

класс

2011-12уч.г.

класс

2012-13уч.г (1 полугодие)

Русский язык

Литература

Русский язык

Литература


1четверь

год

1четверь

год




5

65,2

69,5

73,9

73,9

5

66,7

71,4

6

6

50

62,9

7

62,5

62,5

62,5

62,5

8

50

60

10

81,8

81,8

72,7

72,7

11

11

80

80

80

80


75

100


Показатель эффективности всей моей работы – уровень творческой активности детей, а качество творческих и исследовательских работ – показатель личностного роста учащихся. Учащиеся приняли участие в олимпиадах разного уровня: Сверхпрограммная общероссийская предметная олимпиада «Олимпус Осенняя сессия», Вторая Всероссийская олимпиада Центра поддержки талантливой молодежи, игра –конкурс «Русский медвежонок -2011», в школьном и муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Участвовали в литературных конкурсах разного уровня: Второй муниципальный конкурс «Как слово наше отзовется» (Калиничева А. 9 кл. – 1 место, Васильева Н, 9 кл.- 1 место, Глазова О.,9кл.- 2 место, Дмитриева К., 9 кл.- 3 место), международный конкурс «Сказки красивого сердца» (Калиничева А. , 9кл. – участие), Всероссийский конкурс «Пробуем перо» (Калиничева А., Васильева Н, , Глазова О., Дмитриева К. – 9 кл.), муниципальный конкурс чтецов, посвященный 70-летию освобождения Волховской земли от немецко-фашистских захватчиков (Эртова В.- 10 кл.- диплом призера), муниципальный конкурс детских творческих работ «Помним, что была» (Калиничева А., 9кл.- 1 место, Шаров А., 5 кл.- 1место, Печилин И.,7кл.- 2 место). Работы конкурсантов были оценены по достоинству, ряд из них вошли в сборники «Когда страна быть прикажет героем» и «Этих дней не смолкнет слава», посвященных 70-летию освобождения Волховской земли от немецко-фашистских захватчиков, «Проба пера».

Что касается личностного развития – то это стремление стать педагогом-новатором в широком смысле этого слова. Результативность учебной деятельности осуществляется с помощью диагностики, система мониторинга позволяет мне отследить качество усвоения учебного материала, результативность сдачи выпускных экзаменов, результаты контрольных срезов. Анализируя данные диагностики, ищу пути решения выявленных проблем в обучении.
Различные формы и методы работы с текстом применяю не только на уроках, но и во внеурочной деятельности (например, ситуативные упражнения, дидактические игры, синквейны способствуют развитию творческих способностей учащихся). Учащиеся принимают участие в творческих конкурсах. Таким образом, при систематической работе по формированию коммуникативной компетенции возможен положительный результат.

Данная методическая разработка (или ее компоненты) были представлены на разных уровнях:
• опыт обсуждался на заседании школьного МО учителей русского языка и литературы
• система работы по формированию компетенций учащихся была представлена на муниципальной акции «Методический поезд учителей Волховского района 2012г.» (сертификат)
• В рамках методики работы с текстом разработана и апробирована программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной трудности».
Вышеизложенный опыт по работе с текстом применим как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков, необходим на уроках в средних и старших классах; уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе, с успехом может использоваться не только учителями русского языка и литературы, но и педагогами начальной школы с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.


«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения». Так сказано в докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа – 2020. Какой мы ее видим?» Поэтому особую важность приобретает формирование на уроках русского языка коммуникативной компетенции.
Ключевой единицей курса русского языка становится текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию.
Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.







































Список использованной литературы
1) Бархин К.Б., Истрина Е.С. Методика русского языка в средней школе. – М., 1934.
2) Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. – Л., 1941.
3) Выготский Л.C. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. – М., 1956.
4) Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.
5) Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку. 7 класс: К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс». – М., 2006.
6) Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. — 2002. — №3. –с. 105.
7) Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М., 2006.
8) Егорова Н.В. Поурочное планирование по русскому языку. 7 класс. – М., 2005.
9) Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество: Избранные труды. – М., 1998.
10) Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998.
11) Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. – М., 1984.
12) Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. – М., 1990.
13) Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста// В кн.: Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. – Киев, 1979.
14) Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1981.
15) Львов М.Р. Языковая норма и культура речи// РЯШ. – 2006, №8. – С.3-8.
16) Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка// РЯШ.
1993, №3. – С.31-38.
17) Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды// РЯШ. – 2000, №4. – С.10-18.
18) Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре// РЯШ. – 2004, №4. – С.8-16.
19) Пахнова Т.М. От текста к слову. Работа по развитию речи, обобщению и систематизации изученного при подготовке к зачетам, переводным и выпускным экзаменам// Газета «Русский язык». – 2001, №17
20) Русский язык: учебник для 7 класса общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов/ под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта. – М., 2008.
21) Селевко Г. В. Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2004. – №4. – С. 138-143
22) Соколова О. В. Современные информационные и коммуникационные технологии как основа методического обеспечения самостоятельной работы в вузе .— Пермь: Меркурий, 2011
23) Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие. – М., 1997.
24) Сорокопытова О.Г. « Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся» (интернет-ресурс, размещение:https://www.edu.ru.)
26) Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте.– СПб., 1899;
27) Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. – М., 2005.
28) Текучева И.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс». – М., 2005.
29) Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку. – Курск, 1994.




15


Свежие документы:  Сочинение публицистического стиля в жанре репортажа. Урок развития речи по русскому языку в 8 классе

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: