Методическая разработка уроков русского языка «Функции знаков препинания. Подготовка к ГИА» 9 класс (2часа)


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 80» города Кемерово










Методическая разработка уроков русского языка


Тема: «Функции знаков препинания. Подготовка к ГИА»

9 класс (2часа)











Автор: Порохина Татьяна Викторовна


Должность: учитель русского языка и литературы


Место работы: МОУ «СОШ № 80», Гагарина – 110

К.т.: 35-75-11.

С.т.: 8 -951-173-80-27












Кемерово-2011


1

Тема урока: «Функции знаков препинания. Подготовка к ГИА.».


Тип урока: комбинированный


(2часа: русский язык +развитие речи)


Цели урока:

-обобщение и углубление знаний учащихся о пунктуации; выявление основных функций знаков препинания;

-развитие пунктуационной зоркости, умения обосновать выбор знаков препинания (устно и графически); развитие монологической речи;

-формирование и развитие коммуникативной и лингвистической компетенции;

-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике: при написании сочинений- рассуждений на лингвистическую тему: ждения (при написании сочиненияумений в собственной речевой практике (при написании сочинения рассуждения на лингвистическую те«Зачем нужна пунктуация», «Зачем нужны знаки препинания», «На письме без знаков препинания обойтись невозможно», «Правила пунктуации делают нашу письменную речь единообразной», «Правила пунктуации облегчают процесс чтения» и т.п. (в ходе подготовки к ГИА).


Задачи урока:

-содействовать формированию интереса учащихся к углубленному изучению функциональных особенностей знаков препинания;

-развить навыки аналитической деятельности;

-выявить выявить значения и оттенки пунктуационных знаков, которые они выражают в тексте.

Учащиеся должны знать:

-основные функции знаков препинания.


Учащиеся должны уметь:

-анализировать функционально-смысловые особенности пунктограмм и создавать собственные тексты (сочинения-рассуждения) с обоснованием лингвистического (пунктуационного) положения.


Оборудование: учебное пособие, таблица «Разделы русской пунктуации», раздаточный материал.


Оформление кабинета:

-на доске выписаны высказывания: «Знаки ставятся по силе разума» М.В. Ломоносова, «Тире – знак отчаяния» А.М. Пешковского, «Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов» В.В. Набокова, «Препинания служат к изъяснению смысла в письме и ко избежанию всякого противного

толкования» Н.Г. Курганова, «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой» А.С. Грибоедова.

2

Ход урока


Подготовка учащихся к восприятию темы урока


Слово учителя (стадия вызова):


1)- Ребята, прочтите высказывания, выписанные на доске, и сформулируйте

тему урока.


Ответ учащегося:

-На уроке мы будем говорить о функционировании знаков препинания.


Учитель:

-А что такое функция как лингвистическое понятие? Ответьте на этот вопрос, воспользовавшись толковым словарем.

(Учитель в это время открывает запись темы урока на доске)


2)Словарная работа:

(1 учащийся работает у доски, остальные записывают в тетрадь):

«Функция (лингв.) — назначение, роль языковой единицы или языковой структуры».

Учитель:

-Значит ли это, что и знаки препинания – не просто какие-то графические символы, а пунктуационные единицы, играющие определенную роль в тексте? Чтобы ответить на этот вопрос, прочтите сначала текст №1


3)(Карточка №1):

отрывок из произведения И.С.Тургенева «Записки охотника».


Лет пять тому назад на дороге из Москвы в Тулу пришлось мне просидеть почти целый день в почтовом доме за недостатком лошадей я возвращался с охоты и имел неосторожность отправить свою тройку вперед смотритель на все мои жалобы и просьбы отвечал отрывистым ворчанием в сердцах хлопал дверью и бранил ямщиков я раза три уже принимался пить чай несколько раз пытался заснуть прочел все надписи на окнах с холодным и безнадежным отчаянием глядел я на оглобли своего тарантаса вдруг зазвенел колокольчик и небольшая телега остановилась перед крыльцом.


Учитель:

-Трудно было прочесть текст? А что нужно сделать, чтобы он стал читабельным?


3

Ответы учащихся:

— Разделить текст на предложения и расставить знаки препинания; графически показать смысловые отрезки, которые разделяются знаками препинания.


Учитель:

4)- Хорошо, проведем пунктуационную разминку «Кто быстрее?»

Пусть каждый знак пунктуации, выбранный вами, займет в тексте свое достойное место!


(Один из учащихся (по желанию) читает по карточке №1 пунктуационно преобразованный текст, а остальные сверяют его с исходным текстом по учебнику литературы).


Учитель:

-Легко ли справиться с такой записью текста? Конечно, нет! Сделайте вывод!


Ответы учащихся: На письме без знаков препинания обойтись невозможно.


Учитель:

-Поэтому мы и должны знать о них как можно больше. Кстати, в каком разделе языкознания изучаются знаки препинания?


Ответ учащихся: пунктуация.

Учитель:

-Проверим домашнее задание. Что вы написали в словарике лингвистических терминов об этом разделе?


5)Чтение домашних записей: Пунктуация-это система знаков, которые способствуют выполнению одной из функций письменной формы языка – быть средством коммуникации, общения между людьми

Учитель:

-Посмотрим, ребята, что же получится, если эту систему разрушить!

загляните в карточку №2.


6)Карточка №2

-Перед вами притча о пользе знаков препинания (А.Каневского из книги В.В.Волиной «Русский язык в стихах, рассказах, сказках»). Подумайте, какие знаки препинания растерял герой притчи?


Человек потерял _______, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом потерял

Свежие документы:  Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Алфавит"

4

_______ и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял______ и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Еще через пару лет он потерял ______ и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только _______. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-то цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до ____. Берегите знаки препинания!


Учитель:

-Давайте же и мы, ребята, будем бережно относиться к знакам препинания!


-Скажите, пожалуйста, а испытываете ли вы потребность в расширении информативного поля относительно данной темы? Если да, то почему?


Ответы учащихся: чтобы лучше подготовиться к ГИА – написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, посвященную знакам препинания.

-Хорошо, тогда послушаем выступления ребят, которые приготовили интересный материал по энциклопедическому словарю юного филолога.


7)Исторический комментарий (информативная стадия):


1-й учащийся: В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания, чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений. Так появилась точка – первый и основной знак членения текста. На основе точки возникли другие знаки: вопросительный и восклицательный знаки, запятые.


Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложений стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.

К концу 18 века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки «пунктум» — принято называть знаками пунктуации.


2-й учащийся: Знаки препинания появились не сразу. Двоеточие – в 15 веке, позднее появились запятые. Вопросительный и восклицательный знаки – в 16 веке, тире, кавычки, многоточие – только к концу 18 века. Тире ввел Карамзин и назвал его чертой. Барсов, ученик Ломоносова, назвал этот знак «молчанкой» и говорил, что она «начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время для выражения жесткой страсти, либо для приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному или неожиданному слову или

5

действию впоследствии. Но больше всего она служит к разделению лиц разговаривающих, чтоб не иметь нужды именовать их при каждой перемене в продолжающемся разговоре». А были еще и «удивительный» знак, знак «пресекательный» и «отменительный», «вместительный» знак, «единительный», полуточие.


Учитель:

-А еще ребята, оказывается есть и «трехвосклицание», «трехвопросие», «четырехвопросие», «пятивопросие»! Да, да! Не удивляйтесь! Секретарь К.Чуковскго Клара Лозовская пишет в своих воспоминаниях о том, как он «эмоционально» делал записи в тетради (чтение записи: карточка №3)


8)Карточка №3

Тетрадь эта велась нерегулярно… и когда он гневался появлялись такие записи:

«Клара (с гуся вода). Лирика. Где?

Энциклопедия!!! По временам негодование Корнея Ивановича выплескивалось через край. Тогда с каждой строчкой увеличивалось количество вопросительных знаков:

«Где газета? Где 3-й том Чехова?? Где книги??? Где членский билет Союза писателей???? Где корректура Уитмена?????»


9)Проблемный вопрос:

-Так какой же принцип пунктуации здесь не является «нормированным»: грамматический, смысловой или интонационный? И почему?


Ответ учащихся:

-Интонационный принцип. Потому что расстановка знаков препинания соответствует грамматическому членению текста, логическое членение речи не нарушено в данном тексте.


3-ий учащийся: (продолжение выступления докладчиков)

Систематизированы и описаны знаки препинания были только в начале 19 века.

В современном русском языке наиболее употребительны 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, кавычки, скобки.

Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме

Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения в тексте.

Учитель: Позвольте заострить ваше внимание на последнем предложении


6

выступающего: «Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения…»

Иногда предложения в русском языке допускают двоякое толкование, и здесь нужно быть бдительным вдвойне с пунктуационной точки зрения.


10)Пунктуационный практикум (аналитическая работа с предложениями, стимулирующая познавательную активность учащихся и способствующая формированию осознанного отношения к постановке знаков препинания):


Карточка №4

-Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, обусловливающие точное толкование предложений.

1). Поливать супом нельзя водой. 2). Богач оставил своим наследникам завещание: «Установить статую золотую пику держащую». 3). Делегация выезжает утром встречайте. 4). Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать. 5). Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу. 6). Когда солнце село с блеянием и ревом пришло стадо. 7). Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели. 8). Наш сосед или дядя Ваня отвезет тебя в город. 9).Трактористы Сергеев и Иванов уже закончили работу.10). Эдуарда убить не смейте бояться полезно. 11. Не стучать здесь Чуковский спит злой.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Главные и второстепенные члены предложения"

Взаимопроверка. Чтение ответов со знаками препинания.

Работа в парах.


11)Карточка №5.

-Прочитайте три группы предложений. С какой целью используются выделенные знаки препинания? Как бы вы их классифицировали?


1. 1). Я здесь! Да здравствует Москва! Вот небеса мои родные!

(Н.М. Языков)2).Столица древняя, родная, ее ль не ведает страна? (К.С. Аксаков)

3).Русь героями богата, словно вылита она из гранита и булата, и прихода супостата не боится вся страна. (Д.Д. Минаев)

4).Ни огня, ни черной хаты, глушь и снег(А.С. Пушкин)

2. 1).Не замолкнут о тебе витии, лиры о тебе не замолчат. (С. А. Соловьев)

2).Москва – белокаменная, златоглавая, хлебосольная. 3).Улетают птицы за

море, миновало время жатв, на холодном сером мраморе листья желтые лежат. (Д.А. Кедрин)

3. 1).Склони чело, России верный сын! (Н.А. Станкевич) 2).Бесспорно, шахматы – арабское слово.


12)Вывод: рассмотрите таблицу и охарактеризуйте знаки препинания. Для иллюстрации используйте примеры из указанных упражнений учебника.

(Ю.С.Пичугов. Русский язык. Практика. 9класс. Упр. №: 384,3 91, 394)

7

Знаки препинания

Какую роль играют

Точка

Вопросительный знак

Восклицательный знак

Многоточие

Завершения

(знаки конца предложения, одновременно они отражают целенаправленность высказывания)

Запятая

Точка с запятой

Тире

Двоеточие

Разделения

(однородные члены предложения, части СП, прямая речь и слова автора)

Кавычки

Скобки

Две запятые

Два тире

Выделения

(обособленные определения, обособленные обстоятельства, обращение, вводные слова, прямая речь)




Примечание* к таблице: Кавычки также могут употребляться и как смысловой знак: они выделяют переосмысленные компоненты. Синтаксическое выделение осуществляется парными знаками, по своей природе – кавычками или скобками – или по употреблению – запятыми, тире.


Рефлексия:

-Что же мы выяснили при выполнении двух заданий? Дайте развернутый ответ.

Ответы учащихся:

-Одиночные знаки препинания разделяют целое на части, отделяют эти части друг от друга и отмечают границу между ними. Парные или двойные знаки препинания выделяют ту или иную самостоятельную часть из целого и отмечают ее границы с двух сторон. (Вывод записывается в тетрадь).


13)Учитель: обобщим ваши ответы высказыванием К Г. Паустовского о знаках препинания, запишем его в тетради:


«Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».


-На уроках музыки вы в этом не раз убеждались. Вспомните такую графическую запись: нотный стан для записи нот, скрипичный ключ, открывающий начало музыкальной мысли, тактовые черточки, делящие мелодию на равные смысловые отрезки, цезуры как знаки молчания,


8

крещендо – нарастание звука, как и восклицательные интонации в тексте. У любой мелодии есть свое «дыхание», свой «смысл». Есть свой автор,

который выражает свое понимание мира в звуках, как художник в красках, писатель в словах.

6С.Пичугов.

14)Музыкальная пауза.

Слово учителя:

-Перед вами текст песни М.Таривердиева «Маленький принц» (Стихи Н.Добронравова).

-Посмотрите на нотный пример, текстовой, послушайте фонограмму песни и вы убедитесь, что и нотные знаки, и знаки препинания помогают представить читателю и слушателю образ Маленького принца, навеянного одноименной сказочной повестью А. де Сент – Экзюпери. ( Приложение 1).


-Убедились, что музыкальная азбука и пунктуационный алфавит сродни друг другу?

-Бесконечен мир человеческих чувств: счастье, горечь, восторг, гнев, страх, печаль, радость. Показать их в музыкальном произведении помогают нотные знаки, а в письменной речи – пунктуационные. Даже самые, порой, маленькие «синтаксические отрезки» бывают содержат в себе огромное смысловое и эмоциональное наполнение благодаря знакам препинания:

-Ну, как тебе «Черное море» Айвазовского?

-Величественно! Божественно! Фантастика!


Или поэтические строки Ш. Бодлера:

О ритм, о цвет, о звук!

Ты в плен берешь поэта…


А у Н.Заболоцкого:

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово!

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!


-Хочу обратить ваше внимание, ребята, и на то, как знаки препинания помогают увидеть человеку соответствия поэтических строк произведениям живописи, фотоискусства, понять, что непереходимых границ между разными видами искусства нет.


15)-Посмотрите на репродукции №1, 2, 3, и ответьте на вопрос: « Какой знак препинания, с вашей точки зрения, необходим будет при описании каждой из них?» Вспомните и процитируйте поэтические строки, которые перекликались бы с сюжетами данных репродукций.

В чем пунктуационная близость текстов и как это можно объяснить, опираясь на репродукцию №4?

Свежие документы:  конспект и презентация урока развития речи "По историческим местам Магадана"

9

16)Творческая работа с фотоснимками №1, 2, 3 (по аналогии)


Вывод:

Выполняя творческую работу с репродукциями, фотоснимками, какие знаки препинания для вас оказались просто необходимыми?


Ответы учащихся: многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак.

Учитель:

17)-Нарисуйте пунктуационный портрет этих знаков. (Дети пользуются энциклопедией «Языкознание», учебником, словарем терминов)

Групповая работа (3 группы – обучающиеся на «3», на «4», на «5»):

Итог работы:

1гр. Многоточие

Ставится для обозначения незаконченности высказывания, заминок в речи, при цитировании для обозначения пропусков фрагментов авторского высказывания


2гр. Вопросительный знак

Вопросительный знак на письме служит для обозначения различных типов вопросов: во-первых, тех, которые задают, когда хотят что-то узнать; во-вторых, тех, на которые дают утвердительный или отрицательный ответ; в-третьих, альтернативных вопросов, предполагающих выбор ответа; в- четвертых, риторических вопросов, на которые не ожидают ответа.


3гр. Восклицательный знак

Служит выразителем на письме самых разнообразных чувств – «хороших» и «недобрых»: радость, гордость, торжество, одобрение и раздражение, упреки, угрозы, насмешка, оскорбления. Восклицательные предложения могут выражать тревогу, страх, предупреждать об опасности, просить о помощи. С их помощью мы можем выразить сожаление, печаль, горе. Они помогают передать нам сильное удивление.

Учитель:

18)-Думаю, что вы теперь согласитесь со мной, насколько точно один из лингвистов дал портретную характеристику знакам препинания. Давайте запишем его высказывание в тетрадь афоризмов:


«Только овладев правилами пунктуации, научившись чувствовать живое дыхание родного языка, его огромные возможности передать на письме оттенки звучащей речи, мы сможем почувствовать себя свободными и в выражении своих мыслей и в понимании чужих. И тогда запятые, точки и тире раскроют свои тайны, станут нашими помощниками».



10

19)Домашнее задание.

1)устное задание:

Прочитайте текст А.Б.Шапиро. Подумайте, зачем нужны пунктуационные правила?

Карточка № 6 (для домашнего выполнения)

Пунктуация, как и все другие знаки письменного языка, служит общению между людьми. При помощи знаков препинания пишущий выражает определенное значение и оттенки, вкладываемые им в свое письменное высказывание. А читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.

А так как все пишущие выступают в роли читающих и, наоборот, все читающие — в роли пишущих, то значение знаков препинания должны быть едиными для всех грамотных людей, пользующихся данным языком.

Всякое правило о знаках препинания есть как бы пункт договора между пишущим и читающим.

Вопросы и задания.

1.Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте его.

2.Как вы понимаете выражение: «Всякое правило о знаках препинания есть как бы пункт договора между пишущим и читающим»

3.Подтвердите или опровергните примерами мысль лингвиста о том, что «при помощи знаков препинания пишущий выражает определенное значение и оттенки, вкладываемое им в свое письменное высказывание»


2)письменное задание:

Напишите черновой вариант сочинения «Значение знаков препинания в тексте» (по Т № 2 из учебного пособия Симаковой Е.С.): Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. «сочинение»: 9-й кл./Е.С. Симакова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – стр.131-132.

План-подсказка

1.Всупление

2.Основна часть: 1)функция расчленения текста; 2)функция выделения фрагментов текста; 3)смыслоразличительная функция.

3.Вывод


20)Заключение урока

Учитель:

Давайте, ребята, закончим наш урок на высокой эмоциональной ноте, используя «эмоциональные» знаки препинания.

(Хоровая кричалка как «формула утверждения позитивных мыслей», учитель играет на баяне):

Учитель:

-Нужна нам пунктуация?

Ученики:

-ДА! ДА! ДА!

11

Учитель:

-Возможна ль ситуация:

На знаки препинания

Не обращать внимания,

Когда читаем текст?

Ученики:

-НЕТ! НЕТ! НЕТ!

Учитель:

-А только «выделительная»?

Только «разделительная»?

«Смыслоразличительная»

Функция важна?

Или они все вместе

Работу ведут в тексте, —

В гармонии всегда!

Ответьте: «Нет, иль да?»

Ученики:

-ДА! ДА! ДА1

Учитель:

Напишем сочинение

Про знаки препинания,

Докажем в рассуждении

Необходимость их;

Найдем примеры в тексте,

Потом «проиллюстрируем»

И функции, и знания-

На «5» сдадим ГИА!

Согласны ль вы со мною?

Ученики:

-ДА! ДА!ДА!

Учитель:

Спасибо за пунктуационно — эмоциональное понимание, ребята! До следующего свидания со знаками препинания!!!




Литература

1.Граник Г. Секреты пунктуации [Текст] /Г. Граник. – М.: Просвещение, 1987.

2.Любичева, Е.В. Родным войти в родной язык [Текст] / Е.В. Любичева. – Санкт-Петербург: Азбука, 2005.

3.Турик, Л. А. Педагогические технологии в теории и практике [Текст] /

Л.А. Турик. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.


Приложение 1




____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Приложение 2
























____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Приложение 3





























____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 4




____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________












Приложение 5

ПУНКТАЦИОННЫЙ АЛФАВИТ


1) ТОЧКА ( . )

2) ДВОЕТОЧИЕ ( : )

3) МНОГОТОЧИЕ ( )

4 )ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ( ; )

5 )ЗАПЯТАЯ ( , )

6) ЗАПЯТЫЕ ( ,, ) ,,

7) КАВЫЧКИ: а) ЛАПКИ ( ,, )

б) ЕЛОЧКИ ( <> )

8) ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ( ? )

9) ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ( ! )

10) ТИРЕ ( )

11) ДВОЙНОЕ ТИРЕ ( — — )

12) СКОБКИ ( )

13) СНОСКА, или АСТЕРИСК ( * )

14) АБЗАЦ или АБЗАЦНЫЙ ОТСТУП


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: