О преподавании синтаксиса в старших классах



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

имени В.И. Данильченко

ст. Стародеревянковской

Каневского района Краснодарского края











Статья

«О преподавании синтаксиса в старших классах»

(из опыта работы)




















подготовила: Сидунова Наталья Аркадьевна

учитель русского языка и литературы










ст. Стародеревянковская

2014г.

Из опыта работы. Изучение синтаксиса в старших классах.

Я работаю в школе уже 20 лет. С каждым годом всё больше «прирастаю» к детям, классу предмету. Преподаю русский язык и литературу. В молодости испытывала трудности при подготовке и сетовала, что приходится вести «два разных предмета». Но чем больше работаю, тем яснее осознаю, что эти предметы неразрывно связаны и вернее было бы их объединить в один курс, например, «Словесность». В современной школе это можно реализовать в рамках урока русского языка, проводя метапредметные связи. Особенно интересно организовать такую работу в старших классах, когда сформирована грамотность учащихся, когда изучены основные правила орфографии и пунктуации и освоены базовые навыки анализа текста.

Особенности работы в старших классах средней общеобразовательной школы определяются в первую очередь тем, что именно в этот период приводятся в единую систему умения и навыки, приобретённые учащимися за предыдущие годы обучения.

Известно, что орфографию нужно изучать с опорой на морфологию, а морфологию с опорой на синтаксис. Синтаксис же – это учение о способах построения связной речи, о способах грамматических связей слов и форм слов, о построении словосочетаний и предложений, которые и являются его основными единицами, используемыми для создания текстов. Синтаксис тесно связан с лексикой и морфологией. Лексика предоставляет слова с их лексическими значениями. Морфология даёт формы этих слов. Синтаксис рекомендует выбирать нужные слова в соответствующих формах, учит связывать формы слов между собой и строить из них словосочетания и предложения. Слов в русском языке много, и почти каждое из них способно выступать в разнообразных формах. При построении связных текстов мы выбираем нужные в данной ситуации слова, связываем их по смыслу и грамматически, используя при этом необходимые формы, и на этой основе строим текст. Например, повеление и просьба могут быть выражены рядом соотносительных форм:

Перепечатайте этот документ. – Перепечатали бы вы этот документ. – К вечеру вы перепечатаете этот документ. – Срочно перепечатайте этот документ! — Перепечатайте-ка этот документ.

В работе над синтаксисом всегда надо помнить о необходимости привлечения основных сведений по морфологии и закрепления правил орфографии. Таким образом, изучение русского языка должно быть системным, чтобы учащиеся воспринимали язык как явление действительности, а не набор разрозненных правил.

К 9-му классу постепенно усиливается самостоятельная работа учащихся, в том числе при изучении нового материала. Индуктивный способ исследования (от частного к общему) нового всё больше заменяется дедуктивным (от общего к частному), при этом огромное значение имеет принцип преемственности, позволяющий учащимся увидеть связь между изученными ранее правилами и новой темой. Например, при изучении обособления определений и обстоятельств в 8-м классе нельзя не провести параллель с изученными в 7-м причастными и деепричастными оборотами. А в 9-м классе сложноподчинённое предложение усваивается лучше, если девятиклассники хорошо владеют видами связи слов в словосочетании, изученные в 8-м, и умеют их различать, а также производить синонимичную замену: морской берег – берег моря и т.д. Если учитель владеет технологией проблемного обучения и систематически применяет её на практике, то логическое мышление учеников развивается значительно эффективнее. Можно, например, предложить детям самостоятельно назвать тему урока, предложив им для анализа несколько примеров, иллюстрирующих новый материал. Можно предоставить ученикам право самим сформулировать правило после сопоставления различных написаний или постановки знаков препинания. Например, в 8-м классе при изучении случаев обособления определений:

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Животные и растения вокруг нас. Слово. Слова-названия"



Не обособляются

Обособляются

  1. Отражённая играющим морем

звёздочка прыгала по волнам.

  1. Всюду стоял глухой, тяжёлый, сильный шум.

  2. Почерневшие и обтаявшие сугробы снега лежали ещё по оврагам.

  3. Широкая, свободная аллея вдаль влечёт.

  1. Звёздочка, отражённая играющим морем, прыгала по волнам.

  2. Всюду стоял шум, глухой, тяжёлый, сильный.

  3. Почерневшие и обтаявшие, сугробы снега лежали ещё по оврагам.

  4. Широкая, свободная, аллея вдаль влечёт.


Объём знаний, полученных в 5-8-х классах, в старших классах даёт широкую возможность использования сложных синтаксических конструкций, варианты которых безграничны. И здесь уместно сказать о принципе перспективности, осуществление которого возможно при серьёзной предварительной подготовке детей. Знакомство учащихся 9-го класса со структурными особенностями сложного предложением легче проходит, если находится в тесной связи с анализом текста мастеров слова. Грамматический строй предложения усваивается более осмысленно в контексте, на примере художественных произведений русской литературы. В этом случае учащиеся осознают грамматическое явление как живое явление родного языка, учатся у писателей точности, ясности, выразительности речи, отмечают особенности поэтического синтаксиса. Например, у М. Ю. Лермонтова:

Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звёзд чудными узорами сплетались на далёком небосклоне и одна за другой гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя крутые отголоски гор, покрытые девственными лесами.

Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня. Тихо было на небе и на земле, только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем.

Как показывает опыт, в старших классах наблюдается тенденция к увеличению количества пунктуационных ошибок. Объясняется это, казалось бы, парадоксальное утверждение следующим.

Под влиянием различных факторов в старших классах активно обогащается словарный запас, развивается и становится более сложным синтаксический строй речи школьников, что находит отражение в их сочинениях. Старшеклассники используют в письменных работах сложные синтаксические конструкции, однако не всегда справляются с правильным их пунктуационным оформлением. Всё это диктует необходимость организации систематической работы по формированию прочных синтаксических и пунктуационных умений. Подбор материала, которым будет наполнен урок, зависит от подготовленности учащихся, но не стоит забывать, что чем выше требования, предъявляемые к ученикам, тем больше стремления у них этим требованиям соответствовать. Старшеклассникам интересно анализировать сложные конструкции, состоящие из 6-10 простых предложений, определять виды связи между этими предложениями, роль союзов и союзных слов, объяснять пунктуацию и составлять схемы:

Никогда ведь не знаешь, когда блеснёт из-под ресниц лукавый женский взгляд, когда покажутся вдали башни незнакомого города и закачаются на горизонте мачты тяжёлых кораблей, какие стихи придут в голову при виде грозы, бушующей над Альпами, и чей голос пропоёт тебе, как дорожный колокольчик, песенку о нераспустившейся любви.

Предлагая учащимся для анализа подобные предложения, учитель имеет массу вариантов заданий по повторению и орфографии, и лексики, и морфологии. Например, в следующем предложении интересно проследить функцию местоимений и вспомнить их разряды:

Я вспоминаю эти мелочи не только потому, что они бесконечно дороги мне, как моё сокровище, которого у меня не отнимет никто, но я ещё хочу лишить Вас возможности упрекнуть меня, упрекнуть в том, что я недостаточно сильно чувствовала нашу встречу и что мне поэтому было легко поступить так, как я поступила, не придя к Вам в назначенный час.

Наблюдение над языком русских писателей благоприятным образом сказывается на развитии речи учащихся, которые чувствуют, что употребление, например, обособлений, делает речь музыкальной, богатой интонационными оттенками, содержательной, яркой, красочной, образной, разнообразной в средствах выражения мыслей. Вдумчивое отношение к художественному тексту, эстетическое восприятие его пробуждает у детей стремление обладать живым образным языком, богатым в интонационном и смысловом отношениях. Помочь ученикам сформировать грамотную и выразительную речь учитель может путём привлечения самого разнообразного материала из произведений художественной и критической литературы и из биографий писателей, а также путём использования литературного материала при проведении различных творческих работ. На данном этапе необходимо учить детей не бояться экспериментировать и вырабатывать свой творческий стиль, главное, чтобы он не противоречил нормам литературного языка. Для формирования оригинального стиля учащихся полезно использовать для анализа тексты и предложения из творчества писателей-сатириков. Я, например, начиная с 9-го класса, широко применяю примеры из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», пробуждая таким образом интерес у старшеклассников к данному произведению и в целом творчеству этого писателя. Удивительные по своей сложности и простоте одновременно синтаксические конструкции, свойственные стилю М.А.Булгакова, являются прекрасным образцом умелого и любовного использования богатых ресурсов русского синтаксиса.

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращённо именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.

Очень интересны сложноподчинённые предложения М.А.Булгакова, на примере которых можно рассматривать строение сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными и сложных предложений с разными видами связи и отрабатывать пунктуацию в них.

Когда он как следует открыл глаза, он увидел, что шумит море, и что волна покачивается у самых его ног, и что, короче говоря, он сидит на самом конце мола, и что под ним голубое сверкающее море, а сзади – красивый город на горах.

Придя, был встречен домработницей Груней, которая объяснила, что сама она только что пришла, что она приходящая, что Берлиоза дома нет, а что если визитёр желает видеть Степана Богдановича, то пусть идёт к нему в спальню сам.

Я мучился, потому что мне казалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдёт, и я никогда её больше не увижу.

Иван тряхнул головой, убедился в том, что она не болит, и вспомнил, что он находится в лечебнице.

Ни какая это была дама, ни который сейчас час, ни какое число и какого месяца, Стёпа решительно не знал и, что хуже всего, не мог понять, где он находится.

Лёгкость стиля М.А.Булгакова, ирония, пронизывающая его фразы, интрига, скрывающаяся за внимательно отобранными учителем примерами, не могут оставить равнодушными учащихся 9-11-х классов и создают на уроке располагающую к заинтересованному обучению атмосферу.

Любовь к языку рождается на уроках, умело организованных учителем, который сам бесконечно влюблён в родной язык.





Список литературы:

  1. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. — Санкт-Петербург.: «Азбука». Книжный клуб «Терра». 1997 г.

  2. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. — М.: «Просвещение». 1997 г.


Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Вводная часть"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: